Понятие, состав и формирование муниципальной собственности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст. 8).
Понятие и правовая природа института муниципальной собственности обуславливается существом местного самоуправления — как деятельности населения по решению вопросов местного значения. Исключительное и единственное назначение муниципальной собственности — служить обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значения.
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает определение муниципальной собственности через ее состав. Так, в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Одновременно законодатель вводит еще одно понятие, опосредующее содержание муниципальной собственности: муниципальная казна. К муниципальной казне Гражданским кодексом отнесено все муниципальное имущество, включая средства местного бюджета, кроме закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Процесс формирования муниципальной собственности стал возможен в результате разграничения государственной собственности и выделения из нее объектов, передаваемых в собственность муниципальных образований. Одним из первых и основных актов в этом направлении стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которым появились конкретные объекты, составляющие муниципальную собственность и органы местного самоуправления получили реальное право распоряжения ими.
В силу указанного нормативного акта право муниципальной собственности возникло на следующие объекты:
· на жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местных администраций; · на жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты; · объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; · другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных Советов народных депутатов (местной администрации).
Кроме указанных объектов в муниципальную собственность были переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
Другим актом по формированию состава муниципальной собственности стал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. (ред. от 18.12.2006) «О разграничении государственной собственности на землю», который установил, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
· земель особо охраняемых природных территорий местного значения; · земель сельскохозяйственного назначения; · земель населенных пунктов; · земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; · земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; · земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, перечисленного Федеральным законом;эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных Федеральным законом; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
· земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
Формирование муниципальной собственности происходило также в результате:
· передачи объектов федеральной и региональной собственности в муниципальную; · наделения самоуправляющейся территории собственностью в результате перераспределения;
· преобразования муниципальных образований; · приобретения или отчуждения собственности (купля-продажа, приватизация); · создания новых объектов.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст. 50 регулирует состав муниципального имущества зависимости от целей его использования:
· имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; · имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; · имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; · имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
При этом в зависимости от типа муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) состав муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться (ч.2, ч.3. ч.4 ст. 50 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|