Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, состав и формирование муниципальной собственности




 

 

В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст. 8).

 

Понятие и правовая природа института муниципальной собственности обуславливается существом местного самоуправления — как деятельности населения по решению вопросов местного значения. Исключительное и единственное назначение муниципальной собственности — служить обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значе­ния.

 

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает определение муниципаль­ной собственности через ее состав. Так, в состав муниципаль­ной собственности входят: средства местного бюджета, муни­ципальные внебюджетные фонды, имущество органов мест­ного самоуправления, а также муниципальные земли и дру­гие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые поме­щения, муниципальные учреждения образования, здравоох­ранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

 

Одновременно законодатель вводит еще одно понятие, опосредующее содержание муниципальной собственности: муниципальная казна. К муниципальной казне Гражданским кодексом отнесено все муниципальное имущество, включая средства местного бюджета, кроме закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

 

Процесс формирования муниципальной собственности стал возможен в результате разграничения государственной собственности и выделения из нее объектов, передаваемых в собственность му­ниципальных образований. Одним из первых и основных актов в этом направлении стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. «О разграничении государственной собственно­сти в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собствен­ность», в соответствии с которым появились конкретные объек­ты, составляющие муниципальную собственность и органы местного самоуправления получили реальное право распоряжения ими.

 

В силу указанного нормативного акта право муниципальной собственности возникло на следующие объекты:

 

· на жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местных администраций;

· на жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты;

· объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществ­ляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управле­нии исполнительных органов городских и районных Советов народных депутатов (местной администрации).

 

Кроме указанных объектов в муниципальную собствен­ность были переданы предприятия розничной торговли, об­щественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кро­ме областных больниц и диспансеров), народного образова­ния (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

 

Другим актом по формированию состава муниципальной собственности стал Федеральный за­кон от 17 июля 2001 г. (ред. от 18.12.2006) «О разграничении государственной собственности на землю», который установил, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципаль­ных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

 

· земель особо охраняемых природных территорий мест­ного значения;

· земель сельскохозяйственного назначения;

· земель на­селенных пунктов;

· земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

· земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

· земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственно­сти земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственно­сти, за исключением недвижимого имущества, перечисленного Федеральным законом;эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены граждани­ну, коммерческой организации, органу местного самоуправ­ления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправле­ния, за исключением земельных участков, указанных Феде­ральным законом; под поверхностью этих земельных участ­ков находятся участки недр местного значения;

 

· земель запаса в границах муниципальных образова­ний, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или привати­зированное недвижимое имущество, находившееся до его при­ватизации в государственной собственности.

 

Формирование муниципальной собственности происходило также в результате:

 

· передачи объектов федеральной и региональной собственности в муниципальную;

· наделения самоуправляющейся территории собственностью в результате перераспределения;

· преобразования муниципальных образований;

· приобретения или отчуждения собственности (купля-продажа, приватизация);

· создания новых объектов.

 

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст. 50 регулирует состав муниципального имущества зависимости от целей его использования:

 

· имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

· имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

· имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

· имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

 

При этом в зависимости от типа муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) состав муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться (ч.2, ч.3. ч.4 ст. 50 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...