рынок образовательных услуг
Стр 1 из 2Следующая ⇒ для дневного отделения
Содержание дисциплины Тема 1. Образование как система и отрасль экономики Образование как отрасль экономики. Многозначность понятия «образование». Основные функции образования в обществе. Понятия системы образования. Образовательная программа. Федеральные государственные образовательные стандарты. Типы и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Индекс развития человеческого потенциала. Образовательные услуги и их особенности.
Тема 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина Экономические отношения в сфере образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования. Отношения собственности в образовании. Формы собственности в образовании. История развития экономики образования. Объект, предмет и метод анализа экономики образования. Научный метод анализа, применяемый в экономике образования. Экономика образования в системе экономических наук. Общность и различия экономики образования как науки и учебной дисциплины.
Тема 3. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг Образовательные учреждения как некоммерческие организации. Образовательные услуги как общественные блага. Положительные внешние эффекты отрасли образования. Проблема ассиметричности информации на рынке образовательных услуг. Рынок образовательных услуг: причины возникновения и развития в Российской Федерации на рубеже веков. Теория общественного выбора. Особенности спроса и предложения образовательных услуг. Маркетинг образования. Функции маркетинга в образовательном учреждении. Комплекс маркетинга образовательного учреждения: товары и услуги, цена, методы продвижения, каналы распределения, люди, материальные свидетельства, процессы. Квалиметрический анализ образовательного учреждения как инструмент повышения его конкурентоспособности. Тема 4. Хозяйственный механизм сферы образования Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования образовательных учреждений. Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления. Сфера экономической компетентности образовательных учреждений. Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в ОУ. Специфика объектов управления в учебных заведениях.
Тема 5. Финансирование системы образования Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование.
Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Методика расчета нормативного финансирования учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России. Управление затратами в образовании: стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Цена образовательной услуги. Подходы к формированию цены образовательных услуг. Затратный метод ценообразования. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета. Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Способы распределения доходов ОУ.
Тема 6. Труд и оплата труда работников образования Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы в образовании. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Основные критерии оценки труда работников образования. Единая тарифная сетка (ЕТС). Новая система оплаты труда (НСОТ). Основные модели заработной платы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Тема 7. Материально-техническая база образования Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочении этой базы.
Тема 8. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство Структура персонала образовательного учреждения. Роль преподавательского потенциала в развитии образования. Послевузовское образование и его ступени. Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие на современном этапе. Тема 9. Теория и практика определения эффективности образования Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения. Теория «человеческого капитала» и ее практическое значение в экономике образования. Проблемы экономического роста в образовательной сфере. Расчеты экономической эффективности образования.
ВОПРОСЫ и литература к семинарам Тема 1. Образование как система и отрасль экономики 1. Понятие и функции образования 2. Законодательная трактовка системы образования 3. Экономическая роль образования. 4. Особенности образовательных услуг. Рекомендуемая литература 1. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с. 2. Бояринцева, А. В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 12–17. 3. Конаржевский, Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – 133 с. 4. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1. – Екатеринбург: Изд. Дом «Ажур», 2010. – 70 с. 5. Щетинин, В. П. Экономика образования: учебное пособие /В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – Гл. I.
Тема 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина 1. Специфика хозяйственной деятельности и экономических отношений в отрасли образования. 2. Научные подходы к экономике образования. 3. Экономика образования как наука и учебная дисциплина.
Рекомендуемая литература 1. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1. – Екатеринбург: Изд. Дом «Ажур», 2010. – 70 с. 2. Политическая экономия: словарь / Под ред. О. И. Ожерельева и др. – М.: Политиздат, 1990. – 607 с. 3. Струмилин, С. Г. Хозяйственное значение народного образования / С. Г. Струмилин. – М.- Л., 1924. 4. Щетинин, В. П. Экономика образования: учебное пособие /В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – Гл. II. 5. Экономика народного образования: учеб. для студентов пед. ин-ов / В. А. Жамин, С. Л. Костанян, В. К. Розов и [др.]; под ред. С. Л. Костаняна. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
Тема 3. Некоммерческий характер образования и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|