Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

среднесписочная численность занятых в организациях по видам экономической деятельности

  Октябрь 2008
тыс. человек в % к октябрю 2007 в % к сентябрю в % к итогу
Всего 245,4 98,1 99,7  
добыча полезных ископаемых 8,8 101,9 100,4 3,6
обрабатывающие производства 33,5 97,9 99,0 13,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11,7 101,9 102,4 4,8

 

Инфраструктура Карелии

Республика Карелия имеет развернутую транспортную сеть. Через Карелию проходят важнейшие транспортные магистрали, соединяющие индустриально-развитые районы России с незамерзающим северным портом Мурманск и через Финляндию со странами Европы. По территории республики проходит Беломоро-Балтийский канал, соединяющий Балтийское и Белое моря. Эффективное функционирование экономики республики во многом зависит от устойчивой работы и дальнейшего развития транспортного комплекса и его инфраструктуры, оптимизации транспортных связей и сокращения транспортных издержек.

Автомобильные дороги

http://www.kareliainvest.ru/file.php/id/f4574/name/Автомобильные и железные дороги.jpgПротяженность автомобильных дорог республики 13 331 км, в том числе: дороги общего пользования (включая федеральную дорогу «Кола») – 7 888 км, ведомственные дороги – 5 442 км. Из общей протяженности автомобильных дорог дороги с твердым покрытием составляют 7 908 км. Через Карелию проходит Северный транспортный коридор, который берет свое начало в Пермской области и связывает Россию с Европой. Трасса проходит по территории Карелии через города Сегежа и Костомукша и пересекает границу в финском г.Люття, который является пунктом международного пропуска. http://www.kareliainvest.ru/file.php/id/f4575/name/Международные пункты пропуска.jpgТаким же пунктом является п.Вяртсиля. Остальные приграничные города служат пунктами упрощенного пропуска. Дорогой федерального значения является трасса «Кола» (Санкт-Петербург – Мурманск), которая проходит через Петрозаводск.

Железные дороги

Протяженность железных дорог республики составляет 2,1 тыс.км. Через Республику Карелия проходят железнодорожные магистрали в направлении городов Мурманск, Санкт-Петербург и Хельсинки.

Судоходство и воздушное сообщениеhttp://www.kareliainvest.ru/file.php/id/f4576/name/Судоходство и воздушное сообщение.jpg

На территории республики действуют 3 аэропорта, 2 аэродрома и 3 посадочные площадки, обеспечивающие прием воздушных судов отряда «Лесавиа». В числе приоритетных восьми аэропортов по Северо-Западному региону России находится аэропорт «Петрозаводск», который является международным. Протяженность внутренних водных судоходных путей – 3 744 км.

Основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Карелии в разрабатываемом Министерством экономического развития проекте Стратегии развития транспорта РК до 2020 года определены расширение сети железных и автомобильных дорог, транспортных коридоров; развитие воздушного и водного транспорта; погранично-таможенной инфраструктуры.

 

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(тысяч тонн)

           
Транспорт - всего 17032,5 18111,1 22188,8 23246,2 22952,8
в том числе          
железнодорожный 13875,0 15174,0 18677,0 19284,0 20806,0
автомобильный1) 1370,0 716,8 1419,5 1653,7 1602,6
внутренний водный 1783,9 2218,0 2090,5 2307,1 542,6
воздушный 3,6 2,3 1,8 1,4 1,6

 

Основными целями развития энергетической инфраструктуры являются снижение энергодефицитности Республики Карелия и увеличение объемов производства электроэнергии за счет реализации инвестиционных проектов по завершению строительства намеченных энергетических объектов, повышению энергоэффективности и внедрению мер по энергосбережению за счет освоения и использования альтернативных энергоресурсов, а также содействия проектной проработке строительства на территории республики АЭС.

Основными целями развития информационной инфраструктуры являются создание единого республиканского информационного пространства и условий для становления и развития информационного общества, модернизация системы информационного обеспечения государственной власти Республики Карелия в результате проведения административной реформы, развитие рынка информационных услуг, создание условий для становления и развития электронной торговли, информатизация секторов экономики и социальной сферы.

Телекоммуникации и связь

Переход к информационному обществу требует развития и применения современных технологий, создающих условия для охвата всего населения и организаций современными информационно-коммуникационными услугами, в том числе и по доступу к сети Интернет. Это позволит обеспечить доступность информационных ресурсов, мобильность граждан и преодолеть цифровое пространство.

Приграничное сотрудничество и развитие приграничной инфраструктуры

Основными задачами приграничного сотрудничества и развития приграничной инфраструктуры республики являются повышение экономической значимости границы, наиболее полное использование приграничного потенциала республики и ее транзитной функции, обустройство границы и развитие соответствующей инфраструктуры, развитие сети международных пунктов пропуска, обеспечение принципов свободной торговли при вступлении в ВТО, подготовка и выполнение проектов и программ в области развития партнерства и приграничной торговли.

Система расселения и социальная инфраструктура

Для развития человеческого капитала и реализации потенциала территории требуется совершенствование систем здравоохранения, образования, культуры, социальной реабилитации, национальной и религиозной идентификации, институтов гражданского общества. Особое значение для поддержания системы расселения в республике имеет развитие местного самоуправления и формирование общественных объединений.

Инновационная инфраструктура

Для повышения конкурентоспособности республики необходимо обеспечить полномасштабное функционирование инновационного цикла «идея – технология – новый товар (услуга)». Особое значение для ускорения технологических и социальных инноваций имеет становление и развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Основой инфраструктуры региональной инновационной системы становится государственно-частное партнерство.

Таким образом, новый каркас развития Республики Карелия ориентируется на формирование пространственной организации, которая повысит стоимость активов, находящихся в распоряжении территориальных сообществ, будет содействовать развитию человеческого капитала и среды жизни людей.

В сфере развития железнодорожного транспорта Правительство Республики Карелия ежегодно заключает соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с ОАО «Российские железные дороги». Курс ОАО «РЖД» на модернизацию инфраструктуры железных дорог Карелии последовательно реализуется в течение ряда лет, что позволит увеличить транзитный грузопоток из восточных районов России в страны Скандинавии, а также ускорить темпы перевозок грузов предприятий Карелии и освоить новые производственные площадки.

Расширение связей республики со странами Северной и Западной Европы в сфере промышленности, туризма, культуры обусловили необходимость совершенствования воздушного транспорта в регионе и, прежде всего, аэропорта «Петрозаводск». В целях сохранения за аэропортом статуса международного в 2007 году выполнены проектные работы по обоснованию инвестиций по замене светосигнального оборудования. В 2008 году на реконструкцию и дальнейшее развитие аэропорта предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 110 млн. рублей.

Идет восстановление деятельности аэропорта в городе Костомукше. ОАО «Карельский окатыш» подготовил пакет документов на оформление сертификации аэропортовых видов деятельности, что позволит расширить маршрутную сеть местных воздушных линий, и уже в 2008 году открыть авиасообщение по маршруту «Костомукша-Петрозаводск-Санкт-Петербург».

В 2008 году в республике стартовал проект по строительству морского торгового порта в городе Беломорске, реализация которого позволит принимать суда водоизмещением до 30 000 тонн и обеспечить кратчайший выход регионов Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии и Китая в Северную Европу. Перспективность строительства нового глубоководного порта обусловлена созданием транспортных коридоров «Север-Юг», «Северо-Запад – Урал – Китай» и потребностью в увеличении объемов перевозок грузов по Северному морскому пути. Создание современного перевалочного центра позволит морскому порту Беломорск органично войти в транснациональную транспортную цепочку.

2. Отраслевая структура экономики, отрасли рыночной специализации

 

Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Что же из себя представляет финансово-промышленная группа? По определению российских законов это: «совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

Промышленность Петрозаводска представлена следующими отраслями: машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительная, пищевая, легкая и полиграфическая.

В Петрозаводске выпускается более 35% промышленной продукции, около 50% национального дохода республики производится в отраслях народного хозяйства города Петрозаводска.

Наибольший удельный вес, более 50% в объеме промышленной продукции, занимает устойчиво растущая отрасль - электроэнергетика, представленная предприятием АО "Карелэнерго".

Машиностроение занимает одно из ведущих мест в экономике города. Машиностроительный комплекс насчитывает 16 крупных и средних предприятий, на долю которых приходится 20% всего объема промышленной продукции, произведенной в городе.

АО "Петрозаводскмаш" - это единственное предприятие в России, сохранившее профиль по выпуску машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Оно работает также для химической промышленности, выпускает товары народного потребления. Предприятие сотрудничает с немецкими и финскими фирмами, занимается экспортом машин и оборудования.

ОАО «Сегежский ЦБК» (Сегежабумпром) — предприятие, производит крафт бумагу, мешочную стандартную и мешочную микрокрепированную, крафт-лайнера (картон) для плоских слоев, бумажные мешки, сумочки бужажные, пакеты и продукция лесохимии: истиллированное масло талловое, канифоль талловая, скипидар-сырец, жирные кислоты, пек. Бумага мешочная стандартная и бумага мешочная микрокрепированная, картон КС, мешки бумажные.

Ля́скельский бума́жный заво́д — российское предприятие, производитель бумажной продукции. Расположен в карельском посёлке Ляскеля.

Принадлежит московской холдинговой компании «Имбера».

Завод занимается производством бумажной продукции: бумагу из целлюлозы шириной от 3100-3300 мм, бумагу для печати, бумагу для обоев.

АО Судостроительный завод "Авангард" занимается строительством судов, катеров, лодок, ремонтом пассажирских вагонов.

Деревообрабатывающая отрасль экономики представлена тремя крупными предприятиями: АО "Деревообрабатывающий комбинат", АО "Онегодрев", ТОО Петрозаводский лесопильно-мебельный комбинат".

Общество с ограниченной ответственностью «Онежский тракторный завод» — крупный региональный производитель тракторов (лесозаготовительных, лесохозяйственных, специализированных, внутрихозяйственных), входящий в структуру концерна «Тракторные заводы». Завод находится в городе Петрозаводске.

В январе-августе 2007 года с заводского конвейера сошли 200 машин.

Основной продукцией завода являются различные модификации тракторов на базе ТЛТ-100А.

Поставки машин осуществляются в различные регионы России: Сибирь, Дальний Восток, в среднюю полосу, в Ленинградскую область, а также в Республику Беларусь.

ПетрозаводскМаш — крупнейшее машиностроительное предприятие России и стран СНГ.

Предприятие осуществляет производство и поставки технологических линий по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Расположено в карельском городе Петрозаводске, на берегу Онежского озера.

В городе Петрозаводск стабильно работают АО Петрозаводский молочный комбинат "Славмо", АО "Петрозаводский мясокомбинат", АО "Хлебозавод", АО "Хлебокомбинат", ликеро-водочный завод "Петровский", пивоваренный завод, АО "Петрозаводский рыбокомбинат". Продукция местных товаропроизводителей пользуется большой популярностью у горожан. Предприятия постоянно улучшают ассортимент выпускаемой продукции, осваивают новые конкурентоспособные виды продукции.

Производство важнейших видов продукции

  Январь-октябрь 2008г. В % к январю-октябрю 2007г. Октябрь 2008г. в % к октябрю 2007г.
Древесина деловая, тыс.плот.м3   97,2 81,8
Окатыши железорудные ...1) 104,9 98,4
Пиломатериалы, тыс.м3   80,1 62,7
Фанера клееная, тыс.м3 8,8 74,8 77,3
Плиты древесностружечные ...1) 96,9 105,4
Целлюлоза (товарная), тыс.тонн 86,6 110,4 136,0
Бумага, тыс.тонн   100,7 93,2
Картон, тыс.тонн 61,3 91,3 115,9
Мешки бумажные ...1) 88,1 71,7
Тракторы ...1) 81,6 25,0
Машины трелевочные чокерные ...1) 105,0 105,6
Химическое оборудование и запчасти к нему, млн.рублей   176,2 в 4,0р.
Электроэнергия, млрд.кВтЧ ч 4,2 100,6 115,9

3. Рынок потребительских товаров и услуг

 

Состояние потребительского рынка Республики Карелия и торговли характеризуется высокой динамикой роста. В настоящее время на внутреннем рынке республики функционирует около 7 тысяч объектов розничной торговли и общественного питания, включая мелкорозничную торговую сеть. В отрасли занято 27,6 тысяч человек, или 10,3 процентов от общего числа, работающего населения. Прирост торговых площадей в 2007 году к 2005 году составил 40 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения городов (районов) республики торговыми площадями в расчете на 1000 жителей превышает норматив в 1,5 раза. Республика Карелия стабильно обеспечивается потребительскими товарами.

Повсеместно восстанавливается сеть магазинов самообслуживания, растет объем продаж непродовольственных товаров с рассрочкой платежа, по образцам, с использованием дисконтных карт. Происходят позитивные изменения в структуре товарооборота, сохраняется тенденция к увеличению доли продаж непродовольственных товаров. По сравнению с 2005 годом количество проданных населению республики телевизоров, стиральных машин и электропылесосов возросло более чем в 3 раза, холодильников и морозильников в 2,5 раза, велосипедов в 1,7 раза. Расширяется и углубляется предлагаемый населению ассортимент товаров.

Проводится работа по преобразованию вещевых и смешанных рынков в стационарные объекты торговли, где созданы условия как для совершения покупок населением, так и для работы обслуживающего персонала. Сокращается доля оборота, формируемого на вещевых и смешанных рынках республики: с 22,4 % в 2004 году до 16,6 % в 2006 году, что свидетельствует о возвращении денежных потоков в русло официального оборота. Решаются вопросы по цивилизованному развитию мелкорозничной торговли, устранению фактов несанкционированной торговли. Осуществляется профессиональная подготовка специалистов торговли и общественного питания.

Рост реальных доходов населения позволил сохранить на протяжении ряда лет в республике тенденцию роста физического объема розничного оборота. Темпы его прироста составили в 2002 году 20%, в 2003 году - 3,2%, в 2004 году - 12 %. Оборот розничной торговли в 2006 году составил 28,6 млрд. рублей, или 108,4% в сопоставимых ценах к 2005 году.

С 2002 года темп прироста оборота общественного питания в республике ежегодно составлял от 2,4 до 5,4 процентов. В 2006 году населению республики через предприятия общественного питания реализовано продукции на 1 млрд. рублей, физический объем реализованной населению продукции увеличился в сравнении с 2001 годом в 1,4 раза. Активизация данного рынка услуг происходит за счет увеличения количества общедоступных предприятий общественного питания, восстановления сети общепита на промышленных предприятиях, совершенствования услуг питания и сервиса. Сеть предприятий общественного питания насчитывает порядка 480 предприятий на 37 тысяч посадочных мест (включая закрытую сеть).

Особое значение уделяется состоянию торгового обслуживания населения в сельской местности. В 2005-2007 годах торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями республики инвестировано 9,7 млн. рублей собственных оборотных средств в реконструкцию 53 и строительство 24 новых предприятий торговли и общественного питания в сельской местности, что позволило дополнительно создать 140 и сохранить 55 рабочих мест.

На протяжении ряда лет практически все кооперативные организации обеспечили рентабельный режим работы. Силами кооператоров организована работа 8 парикмахерских, 2 предприятий по пошиву и ремонту одежды и обуви, предприятия по оказанию фотоуслуг, при магазинах на селе функционирует 25 библиотек, открыто 2 детские площадки.

За период с 2005 по 2007 год в республике проверено 29,4 тысяч партий алкогольной продукции, что составило 55,3 млн. бутылок (3,2 млн. декалитров).

СТРУКТУРА ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

(в процентах к итогу)

           
млн. рублей процентов
Все оказанные услуги         13232,7  
в том числе            
бытовые 13,0 12,7 12,2 11,8 1580,5 11,9
транспорта 14,6 15,5 15,0 16,6 2138,2 16,2
связи 13,7 13,4 12,5 11,3 1570,6 11,9
жилищно-коммунального хозяйства 30,1 31,7 31,2 30,6 3887,5 29,3
системы образования 6,5 6,5 8,0 7,4 1120,8 8,5
культуры 1,8 1,9 1,7 1,3 167,9 1,3
туристские 1,0 1,1 1,4 1,4 157,3 1,2
гостиниц 2,9 2,8 2,8 4,2 632,9 4,8
физической культуры и спорта 0,2 0,3 0,3 0,2 32,5 0,2
медицинские 5,1 4,9 4,9 6,0 797,1 6,0
ветеринарные 0,1 0,1 0,1 0,1 17,3 0,1
санаторно-оздоровительные 2,1 1,8 2,1 2,4 315,8 2,4
правового характера 2,5 2,1 1,7 1,8 246,4 1,9
другие 6,4 5,2 6,1 4,9 567,9 4,3

4. Региональная финансово-банковская система

 

По состоянию на 01.01.2007 г. на территории Республики Карелия зарегистрированы и действуют одна самостоятельная кредитная организация с двумя филиалами и 18 филиалов, в том числе 6 - Сбербанка России, 4 представительства и 2 кредитно-кассовых офиса инорегиональных банков. Для расширения доступа к банковским услугам ими открыто 110 внутренних структурных подразделений.

За последние два года банки, работающие на территории республики, значительно расширили спектр своих услуг, повысив их доступность для населения. На 1 января 2007 года банковскими кредитами пользовались 73,4 тыс. клиентов, что почти в три раза больше, чем на начало 2005 года. Жители Карелии все чаще берут потребительские, ипотечные и другие кредиты. За два последних года в республике в два раза увеличилось число банкоматов, в полтора раза - число предприятий торговли, осуществляющих расчеты с использованием банковских карт, все больше работников получают на банковские карты свою заработную плату. Через банкоматы можно уже не только получить наличные деньги, но и оплатить услуги ЖКХ и мобильной связи, а филиалы банков постепенно появляются не только в Петрозаводске и крупных городах республики, но и в сельской местности. По словам председателя Национального банка РК ЦБ РФ Елены Кулешовой, на каждые 100 тысяч жителей республики сегодня приходится 16 банковских отделений.

Способов привлечения клиентов сегодня более чем достаточно. Там же, где нет филиалов банков или не настолько развита связь, чтобы организовать работу банкомата или пункта выдачи кредитов и приема платежей, на помощь готова прийти почта. Почтовые отделения готовы взять на себя часть предоставляемых банками услуг по работе с клиентами. Однако это также требует обучения персонала и дополнительного технического оснащения. Глава Карелии поддержал усилия банковского сообщества и почты по приближению услуг к населению, однако, по его мнению, впереди еще немало работы. Некоторые банки, как, например, Сбербанк России, в отличие от других, наоборот, закрывают свои филиалы или не спешат сотрудничать с жителями села.

Банковских руководителей беспокоит слабое участие местного самоуправления, особенно на уровне городских и сельских поселений, в сотрудничестве с банками в реализации национальных проектов, постоянно растущие цены на жилье, что создает трудности при кредитовании граждан, отставание темпов развития строительной отрасли от темпов развития кредитной системы и потребностей жителей Карелии в приобретении жилья. Дальнейшее развитие экономики края потребует и совершенствования банковского сектора. Конкретные действия в этом направлении предусмотрены в Стратегии развития банковских услуг в Республике Карелия до 2008 года и плане их развития на 2007 - 2008 годы.

По словам Главы Республики, в 2007 - 2008 годах предстоит обратить внимание на увеличение финансирования подсобных хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, увеличивать количество и совершенствовать качество услуг, развивать финансовую грамотность населения. Особое внимание нужно обратить на необходимость решения одной из проблем - объединения усилий банков, почты и интернет-провайдеров по созданию единой электронной сети по обслуживанию клиентов. Как подчеркнул Глава Республики, для развития экономики необходимо, чтобы банки активнее открывали новые отделения в районах. Этого требует и участие банков в реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и по развитию села.

 

5. Оценка инвестиционного климата и характер инвестиционной деятельности в регионе

 

Карелия — место, как будто специально созданное природой для отдыха. Кижи, Соловки, Валаам — карельские туристские «бренды», известные далеко за пределами России. В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма и отдыха, удовлетворения интересов любителей путешествий и ценителей прекрасного: на государственном учете находится свыше четырех тысяч культурно-исторических и природных памятников и объектов.

Карелия является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме благодаря наличию здесь уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов на островах Кижи, Валаам и на находящихся рядом с административной границей Карелии Соловецких островах, вошедших в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, являющихся национальным достоянием России.

Экологическая чистота, низкая плотность населения, первозданные ландшафты, самобытная культура, уникальная природа — несомненные достоинства этого края. Именно поэтому туризм в Республике Карелии является одним из приоритетных направлений развития территории. В крае разработаны и действуют многочисленные стратегические и программные документы, определяющие туризм как одну из приоритетных отраслей экономики и позволившие существенно повысить ее эффективность, а также среднесрочные целевые республиканские, районные и городские программы развития туризма.

Исходя из миссии и стратегии развития туризма, основная стратегическая цель определяется как формирование в Республике Карелии современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей посетителей и жителей Республики в туристских услугах и значительный вклад в экономику Республики, а также оказывающего влияние на развитие многих секторов местной экономики и расширяющего масштабы туристской деятельности.

Эта цель может быть достигнута не только за счет повышения экономической эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов Карелии, разработки новых турпродуктов, институционального развития рынка, но и, прежде всего, за счет создания условий для привлечения инвестиций, развития и совершенствования инфраструктуры туризма в Республике.

В проекте развития туристских зон приводится распределение инвестиционных затрат по источникам финансирования в соответствии с приоритетами и целевым использованием.

Внебюджетные инвестиции. Приоритет — строительство и развитие объектов туристской инфраструктуры, приобретение необходимого оборудования для обеспечения туристско-рекреационной деятельности, реконструкция и строительство объектов водного транспорта (причалов).

Инвестиции федерального бюджета. Приоритет — строительство и развитие наиболее крупных и важных объектов туристской и спортивной инфраструктур, ремонт участков дорог федерального значения, развитие энергетической, коммунальной инфраструктур и коммуникаций.

Инвестиции республиканского и местного бюджетов. Приоритет — строительство и ремонт участков дорог республиканского и местного значения, реконструкция и ремонт мостов, дренажа дорожного полотна, энергетическое обеспечение объектов.

Таким образом, средства, необходимые для реализации проектов развития зон туризма, распределяются по источникам инвестиций в следующих пропорциях: внебюджетные средства — 70%, средства бюджета РФ — 17%, средства бюджета Республики Карелии — 13%, средства бюджетов органов местного самоуправления — 5%.

Кроме того, выявлено еще 26 участков в различных районах Карелии, которые потенциально могут быть интересны инвесторам с точки зрения туристского освоения. На эти участки существует обобщенная информация, которая в перспективе будет дополняться с целью подготовки территорий для размещения ключевых объектов туристской и вспомогательной инфраструктур.

Таким образом, в Карелии определена выгодная и экономически эффективная модель развития отрасли как в Республике, так и в Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, схема способствует созданию привлекательного туристского имиджа территории, повышению ее инвестиционной привлекательности.

Республика Карелия - регион России, где состояние окружающей природной среды в целом характеризуется слабой напряженностью. Географическое положение и специфика ландшафта делают природу республики особенно чувствительной к техногенным нагрузкам.

В настоящий момент экологическая ситуация характеризуется стабильностью и не имеет тенденции к ухудшению. Относительно высокая степень загрязнения природной среды сохраняется в основных промышленных центрах-городах Петрозаводске, Сегеже, Костомукше, Кондопоге, п.Надвоицы, где расположены крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, металлургии, являющиеся основными загрязнителями природной среды. К источникам загрязнения относятся также и объекты коммунально-бытового хозяйства.

Разработана территориальная программа по оздоровлению экологической обстановки в бассейне Балтийского моря.

Для улучшения экологической обстановки в республике большое значение имеют вопросы снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основными загрязняющими веществами являются сернистый газ, твердые вещества, двуокись азота.

В республике ведется целенаправленная работа по созданию сети охраняемых природных территорий.

На территории республики расположены два заповедника - "Кивач", "Костомукшский", два национальных парка - "Паанаярви" и "Водлозерский", 46 заказников, 108 памятников природы.

Кроме этого на территории Карелии расположены уникально-историческая и природно-ландшафтная территория "Валаам", историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", другие объекты имеющие природоохранный статус.

Заповедник "Костомукшский" входит в состав международного заповедника "Дружба". Национальный парк "Паанаярви" включен во всемирный список природного наследия ЮНЕСКО. Решается вопрос по включению в этот список национального парка "Водлозерский".

В ближайшей перспективе предусматривается организация национального парка "Ладожские шхеры".

Развитие малого предпринимательства является одним из основных приоритетов в Республике Карелия на средне- и долгосрочную перспективу (Концепция социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» на период до 2012 г., Проект стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г., Отраслевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 гг.).

Целью Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 гг. (далее Программа) является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней.

 

6. Внешнеэкономическая деятельность

 

Карелия поддерживает внешнеэкономические связи с фирмами Финляндии, Австрии и Швеции. С Финляндией сотрудничество идет в области сельского хозяйства. Карелия 30 лет не производила товарного зерна, и с помощью финских технологий на нескольких тысячах гектаров был собран урожай ржи и пшеницы. Совместно с финским концерном "Энсо-Гутцайт" создаются предприятия по заготовке древесины. Особенно тесные связи развиваются с восточными районами Финляндии. На границе в 1992 г. было открыто два новых пропускных пункта (Костомукша и Вяртсиля). Наметились перспективы выхода на китайский рынок - китайцы заинтересовались продукцией объединения "Петразоводскбуммаш". За последние три года экспорт из республики стабильно растет(на 30%).

Основные статьи экспорта республики - железорудные окатыши, древесина и изделия из нее, бумага газетная и картон, нелегированный алюминий и транспортные услуги морского транспорта. В структуре импорта основное место занимают машины и оборудование, продовольственные товары.

 

ЭКСПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ

 

           
Руды и концентраты железные, тыс.т 2809,6 2037,7 1889,6 3131,0 2071,4
Лесоматериалы необработанные, тыс.м3 3563,7 3548,7 3885,0 3757,0 2828,7
Лесоматериалы обработанные, тыс.т 301,8 331,1 378,4 360,4 299,7
Целлюлоза сульфатная, тыс.т 64,4 68,2 66,5 72,1 76,4
Бумага и картон, изделия из них, тыс.т 546,7 656,4 719,3 739,5 727,8

 

ИМПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ

 

           
Спирт и крепкие спиртные напитки, л 100% спирта 51858,3 35099,2 52413,6 36675,4 56095,3
Пиво, тыс.л 931,9 758,8 937,6 1162,3 1224,1
Химические продукты, т 33893,9 29087,6 28503,0 29781,7 28352,3
Продукты неорганической химии, т 71465,4 14179,3 4224,0 1719,5 1801,0
Целлюлоза сульфатная, т 90% св. 9487,0 2223,8 1312,4 7106,7 5986,2
Бумага и картон, изделия из них, тыс.т 61,6 14,0 6,9 8,4 11,1
Черные металлы и изделия из них, т 3725,6 1223,4 3510,2 4816,2 9180,5
Котлы, машины, промышленное оборудование, тыс.долл. 33423,9 71292,4 55675,1 62559,9 112237,0
Электрооборудование, тыс.долл. 12800,0 28819,0 41533,5 52432,2 74617,3
Тракторы, шт.          
Грузовые автомобили, шт.          
Суда и другие плавучие средства, тыс.долл. 5585,6 145,5 10989,5 3190,2 12608,5

 

Основные торговые партнеры республики - Финляндия, Великобритания, Германия и страны Восточной Европы.

На территории республики зарегистрированы 382 предприятия с иностранными инвестициями с участием 41 страны мира. 22 процента предприятий полностью принадлежат иностранным инвесторам.

В настоящее время Обсуждаются возможности создания зон свободного предпри­нимательства в Сортавале, Костомукше, Петрозаводском порту, строительства так называемого «архангельского коридора» — па­раллельно идущих авто- и железнодорожных магистралей, соеди­няющих Архангельск с финскими провинциями Оулу и Кухмо через Костомукшу, что упорядочит и сократит время на перевозку грузов, освободив от бесконечных очередей порты Ботнического залива. Эксперты ЕС по-новому оценивают место Карелии в при­граничных территориях России, ставят вопрос об активизации проектов «Архангельский коридор» и «Голубая дорога» — торгового моста между землей Баден-Вюртемберг (Германия), губернией Оулу (Финляндия), Карелией, Коми и Архангельской областью.

В городе функционирует 83 совместных предприятия.

Петрозаводск связан со страной и регионами республики железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным сообщение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...