Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развити

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

 

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез (от гр. anthropos – человек и genesis –происхождение) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Основные теории происхождения человека

Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории
Эволюционная(от лат. evolution – развертывание) теория Трудовая теория
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

 

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек – биосоциальное существо

Биологическое существо Социальное существо
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Условие, предпосылка существования человека Сущность человека

Основные отличия человека от животного

- Обладает мышлением и членораздельной речью.

- Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

- В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

- Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

- Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность → должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

 

Характеристики человека

Индивид (от лат. individuum - неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Человек как отдельная особь среди других людей
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.
Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Человек с социально значимыми качествами

Структура личности
Социальный статус Место человека в системе общественных отношений
Социальная роль Образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу
Направленность Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

 
 

 

 


Мышление и деятельность

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

 
 

 


Этапы процесса мышления:

Этапы Их сущность
I Потребность Интерес Отделение неизвестного от известного Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое Формулирование задачи
II Решение поставленной задачи – мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию
III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Характерные черты мышления:

1. По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

2. Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познает объективный мир.

3. Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

4. Личностный характер: какие задачи привлекают вниманаие того или иного человека, как он решает каждую изз них, какие испытывает чувства при их решении.

5. Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.

6. Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Типы мышления:

1. Образное – задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее рашения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2. Понятийное (теоретическое) – задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3. Знаковое – обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т.п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно → целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Характерные черты деятельности человека:

1. Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

2. Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).

3. Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).

4. Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 

 


Мотив (от лат. – приводить в движение, толкать) – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развити

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т.д.).

Структура общения:

1. Субъекты – те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).

2. Цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.

3. Содержание – это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому.

4. Средства – это способы передачи информации, идей, эмоций.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.

Основные классификации деятельности:

Основания для классификации Виды деятельности
Объекты и результаты (продукты) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей Материальная (практическая) подразделяется на: материально-производственную и социально-преобразовательную
Духовная подразделяется на: познавательную, ценностно-ориентировочную, прогностическую
Субъект деятельности Индивидуальная
Коллективная
Характер самой деятельности Репродуктивная
Творческая
Соответствие правовым нормам Законная
Незаконная
Соответствие моральным нормам Моральная
Аморальная
Соотношение с общественным прогрессом Прогрессивная
Реакционная
Зависимость от основных сфер общественной жизни Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Особенности проявления человеческой активности Внешняя
Внутренняя

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существующее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть → необходимо овладеть культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности:

1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

3. Фантазия (от гр. – психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

4. Интуиция (от лат. – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

 

Потребности и интересы

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека:

1. Биологические (органические, материальные) - в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.

2. Социальные - в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

3. Духовные (идеальные, познавательные) - в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая (Классификация разработана американским психологом А. Маслоу).

Базовые потребности Уровни проявления потребностей
Первичные (врожденные) Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
Экзистенциальные (от лат. – существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Вторичные (приобретенные) Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте.
Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей:

1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;

2) потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. – иметь значение) - это целенаправленное отношение человека к какому - либо объекту его потребности.

Интересы:

1. По их носителю:

- индивидуальные

- групповые

- всего общества

2. По направленности:

- экономические

- социальные

- политические

- духовные

Интересы людей:

- определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе;

- направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;

- в большей или меньшей степени осознаются людьми → являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;

- выражают направленность их личности, которая во многом определяет их жизненный путь, характер деятельности и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...