Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развити
ЛЕКЦИЯ 1 Тема: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Антропогенез (от гр. anthropos – человек и genesis –происхождение) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития. Основные теории происхождения человека
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад. Человек – биосоциальное существо
Основные отличия человека от животного
- Обладает мышлением и членораздельной речью. - Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. - В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. - Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. - Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность → должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Характеристики человека
↓
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Мышление и деятельность Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.
Этапы процесса мышления:
Характерные черты мышления: 1. По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. 2. Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познает объективный мир. 3. Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов. 4. Личностный характер: какие задачи привлекают вниманаие того или иного человека, как он решает каждую изз них, какие испытывает чувства при их решении. 5. Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности. 6. Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения. Типы мышления: 1. Образное – задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее рашения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. 2. Понятийное (теоретическое) – задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку. 3. Знаковое – обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т.п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно → целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Характерные черты деятельности человека: 1. Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения. 2. Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта). 3. Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни). 4. Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Мотив (от лат. – приводить в движение, толкать) – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы). Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развити Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т.д.). Структура общения: 1. Субъекты – те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом). 2. Цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении. 3. Содержание – это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому. 4. Средства – это способы передачи информации, идей, эмоций. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека. Основные классификации деятельности:
Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существующее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения). Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть → необходимо овладеть культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности: 1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний. 2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании. 3. Фантазия (от гр. – психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. 4. Интуиция (от лат. – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Потребности и интересы Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека: 1. Биологические (органические, материальные) - в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др. 2. Социальные - в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. 3. Духовные (идеальные, познавательные) - в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая (Классификация разработана американским психологом А. Маслоу).
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей: 1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере; 2) потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Интерес (от лат. – иметь значение) - это целенаправленное отношение человека к какому - либо объекту его потребности. Интересы: 1. По их носителю: - индивидуальные - групповые - всего общества 2. По направленности: - экономические - социальные - политические - духовные Интересы людей: - определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; - направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; - в большей или меньшей степени осознаются людьми → являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности; - выражают направленность их личности, которая во многом определяет их жизненный путь, характер деятельности и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|