Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

учитель географии и экономики

Цель:рассмотреть способы решения основных вопросов различными экономическими системами; проанализировать влияние прав собственности на распределение ресурсов

 

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Изучение нового материала

Главная задача экономики – выбрать наиболее эффективный способ распределения факторов производства, чтобы в условии ограниченности ресурсов обеспечить удовлетворение потребностей, т.е. экономика должна отвечать на следующие вопросы:

Ø Что производить? (какие товары и услуги должны быть произведены)

Ø Как производить? (как будут производиться товары, каким способом)

Ø Для кого производить? (кому быть предназначены эти товары, как они будут распределены)

Чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей, людям приходится искать ответы на эти вопросы и при этом как-то взаимодействовать.

Экономическая система – это способ согласования экономической деятельности людей, определяющей ответы на основные экономические вопросы.

Типы экономических систем


Основные критерии, по которым различают экономические системы:

1. форма собственности на средства производства (частная, коллективная, государственная);

2. способы принятий решений (централизованный, децентрализованный).

На основе предложенной таблицы проанализировать особенности отдельных типов экономических систем и заполнить плюсы и минусы отдельных типов экономических систем в свободных графах:


 

Тип экономической системы Что производить? Как производить? Для кого производить? Основные “плюсы” Основные “минусы”
Традиционная экономика Применяются примитивные технологии. Широко распространен ручной труд Преобладает натуральное хозяйство Решается на основе обычаев и традиций, набор производимых благ практически не изменяются Тоже решается на основе традиций. Технологии производства совершенствуются крайне медленно Закреплено традициями. Готовый продукт получает тот, кто его произвел, но существенная часть готового продукта передается тем, у кого есть власть Стабильность Предсказуемость Добротность, высокое качество отдельных видов продукции как результат использования технологий отработанных поколениями Незащищенность перед любыми внешними изменениями Неспособность к прогрессу
Административно-командная экономика (централизованная) Государственная собственность на средства производства и природные ресурсы. Государственное планирование всей экономики. Административные методы управления экономикой. Главные стимул экономической активности – выполнение плана. Решает центр на основе разрабатываемых планов и нормативов Решает центр на основе плана внедрений НТП в производство Предполагалось по принципу “в меру разумных потребностей и трудового вклада”, но фактически основные блага распределялись всем поровну, а дефицитные блага - по очереди или в зависимости от послушности системе власти Стабильная экономика (отсутствие экономических кризисов, ярко выраженной инфляции). Уверенность в будущем. Гарантии всем минимума жизненных благ. Нет проблемы трудоустройства. Возможность мобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем.   Медленное внедрение новых технологий. Нет экономических стимулов к эффективной работе, т.к. преобладает уравнительный подход к оплате труда. Формируются безынициативные работники. Ресурсы используются неэффективно. Экономика становится дефицитной. Относительно низкий уровень жизни.
Рыночная экономика Частная собственность на средства производства и природные ресурсы. Свобода выбора (свобода предпринимательства, выбора эконом. партнеров, свобода потребительского выбора). Саморегулирование экономики. Главный стимул экономической активности – личная выгода. Минимум вмешательства в экономику. Решают производители, учитывая желания потребителей, которые готовы отдать свои деньги только за товары, удовлетворяющие их потребности.   Решают производители, которые, стремясь, получить наибольшую выгоду для себя, выбирая наиболее эффективную технологию производства Распределяется посредством рыночного механизма – больше получает тот, кто готов платить большую цену за товарами.   Стимулируется высокая эффективность и предприимчивость. Отторгаются неэффективные и ненужные производства. Рынок насыщен товарами У потребителей имеется больше прав и возможностей. Быстро внедряются новые технологии.   Экономика нестабильна – ее развитие регулярно прерывается кризисами. Нет заботы о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ. Усиливается неравенство в обществе. Возникают монополии, снижающие эффективность экономики. Безразличие к ущербу, который наносит бизнес человеку и природе.

 

 

Тип экономической системы Что производить? Как производить? Для кого производить? Основные “плюсы” Основные “минусы”
Традиционная экономика Применяются примитивные технологии. Широко распространен ручной труд Преобладает натуральное хозяйство Решается на основе обычаев и традиций, набор производимых благ практически не изменяются Тоже решается на основе традиций. Технологии производства совершенствуются крайне медленно Закреплено традициями. Готовый продукт получает тот, кто его произвел, но существенная часть готового продукта передается тем, у кого есть власть    
Административно-командная экономика (централизованная) Государственная собственность на средства производства и природные ресурсы. Государственное планирование всей экономики. Административные методы управления экономикой. Главные стимул экономической активности – выполнение плана. Решает центр на основе разрабатываемых планов и нормативов Решает центр на основе плана внедрений НТП в производство Предполагалось по принципу “в меру разумных потребностей и трудового вклада”, но фактически основные блага распределялись всем поровну, а дефицитные блага - по очереди или в зависимости от послушности системе власти    
Рыночная экономика Частная собственность на средства производства и природные ресурсы. Свобода выбора (свобода предпринимательства, выбора эконом. партнеров, свобода потребительского выбора). Саморегулирование экономики. Главный стимул экономической активности – личная выгода. Минимум вмешательства в экономику. Решают производители, учитывая желания потребителей, которые готовы отдать свои деньги только за товары, удовлетворяющие их потребности.   Решают производители, которые, стремясь, получить наибольшую выгоду для себя, выбирая наиболее эффективную технологию производства Распределяется посредством рыночного механизма – больше получает тот, кто готов платить большую цену за товарами.      

Права собственности:

Ø использовать собственность, которой вы владеете, по своему усмотрению, а также получать доход, который она приносит;

Ø разрешать или лишать других права пользоваться вашей собственностью;

Ø продавать или передавать собственность по своему желанию, получая любой доход от ее продажи;

Ø использовать законодательную систему для отстаивания прав собственности.

Вопрос: Как собственность влияет на стимулирование экономических субъектов?

Моделирующее упражнение (элементы рыночной экономики)

Цель: ресурсы превратить в благо, максимизировать экономический эффект.

Необходимо: 25 скрепок, 50 штук конфет, скотч, 9 добровольцев

Раунд 1.

Условия: 2 периода, в течение которых нужно собрать все скрепки. В первом периоде за собранное скрепку – одна конфета, во-втором – две.

На доске таблица:

  Период 1 Период 2 Эффективность = Результаты/Затраты
Раунд 1      
Раунд 2      
итого      

Раунд 2.

Разделить поле скотчем на 9 квадратов. Каждый встает в свой квадрат. Снова разбросать скрепки. Задание, поднять скрепки только со своего квадрата. Проводится также 2 периода.

Обсуждение:

1. в каком периоде эффективность размещения ресурсов была выше. Почему?

2. каковы отличия в использовании ресурсов?

3. как определение прав собственности изменило стимулов игроков?

4. определите каждый раунд к определенной экономической системе.

5. рассчитаете эффективность камкой экономической системы выше и почему?

Домашнее задание: готовиться к контрольной работе (глава 1,2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...