Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем выше уровень развития человека (уровень развития сознания), тем большее количество энергии может переработать его мозг.




Со «Всеобщей рациональной грамматикой» К. Лансло и А. Арно была связана «Логика» (1662 год) – работа, которую написал А. Арно при участии Пьера Николя. «Логика» явилась естественным завершением «Грамматики», поскольку в ней была окончательно сформулирована идея рациональной грамматики с позиций логики.

«Грамматика» начиналась с фразы: «Грамматика – это искусство говорить», а «Логика» – с фразы: «Логика – искусство мыслить». Говорить – значит выражать свои мысли. Поскольку мыслительный аппарат у всех людей одинаков, то, как считали авторы указанных трудов, следует провозгласить единую универсальную грамматику. Законы логики должны определять грамматику и её правила.

Центром логико-грамматических исследований во второй половине XVII века был монастырь Пор-Рояль, получивший название по местечку близ Парижа и являвшийся одним из крупнейших центров просвещения. В стенах монастыря создавались философские трактаты, труды по физике, математике, логике. При монастыре работали школы, где изучались теология, философия, литература, иностранные языки.

Логический подход к языку интересовал в XVII – начале XVIII века немецкого математика и философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716), а в XVIII веке – французского философа-просветителя Дени Дидро (1713–1784).

Крупным представителем логического направления в языкознании XIX века был основоположник немецкой логико-грамматической школы Карл-Фердинанд Беккер(1775–1849). Поскольку преломление логических законов в языке нагляднее всего можно видеть в синтаксисе, то основное внимание К.-Ф. Беккера было сосредоточено на предложении. В этой языковой единице логические законы прослеживаются наиболее полно. Предложение является формой суждений и умозаключений.

 

Основными научными работами К.-Ф. Беккера были «Организм языка» (1827 год) и «Пространная немецкая грамматика» (1836 год). Учёный обосновывал логико-семантический принцип распределения слов по частям речи. Этот же принцип он считал основным и при анализе членов предложения. Лексическое значение слова Беккер приравнивал к понятию. Главная проблема для Беккера заключалась в том, чтобы проследить, как законы логики находят своё отображение в языке.

 

В 1858 году русский языковед Фёдор Иванович Буслаев (1818–1897) выступил с аналогичной работой на материале русского языка – «Опыт исторической грамматики русского языка». В этом научном труде трактовки слова и предложения основывались на логических определениях. Ф. И. Буслаев рассматривал язык как непрерывный творческий процесс и стремился сочетать сравнительно-историческое рассмотрение явлений языка с логическим началом.

 

В древнейшем периоде истории языка, по мнению Ф. И. Буслаева, «выражение мысли наиболее подчиняется живости впечатления и свойствам разговорной речи». В дальнейшем языковое творчество завершилось, изобразительные представления прекратились, а слова, отображавшие первоначально живые впечатления, получили смысл общих отвлечённых понятий. В результате исторического развития поэтическая фантазия уступила место логике языка.

Эти рассуждения учёного предшествовали исследованиям трансформации первоначального языка идеофонов в язык формальных знаков (см. об этом материал главы 10).

Рассматривая языки современного типа, Ф. И. Буслаев отмечал, что их грамматика опирается на логическое начало, в синтаксисе господствует отвлечённый смысл логических законов, а слова – не что иное, как названия общих представлений или понятий. Основной функцией языка, по Ф. И. Буслаеву, является выражение мысли словами.

Следует сказать, что русская логическая школа в языкознании оформилась раньше, чем в Германии. У истоков логического направления в русском языкознании стояли Николай Иванович Греч (1787–1867), автор «Практической русской грамматики» (1827 год), а также Пётр Миронович Перевлесский (умер в 1866 году), создавший «Начертание русского синтаксиса» (1848 год), и Иван Иванович Давыдов (1794–1863), написавший «Опыт общесравнительной грамматики русского языка» (1852 год).

В конце XIX века логическое направление в русском языкознании трансформировалось в такие области исследований, как семантико-смысловой и структурно-семантический синтаксис, связанные с именами Василия Алексеевича Богородицкого (1857–1941), Алексея Александровича Шахматова (1864–1920), Ивана Ивановича Мещанинова (1883–1967).

В зарубежном языкознании XX века сформировалось течение «Категориальные (логические) грамматики», связанное с именами У.-В.-О. Куайна, Д. Дэвидсона, Р. Карнапа, Я. Хинтикки, С. Крипке, Р. Монтегю, Э. Ле Пора, П.-Ф. Стросона и других учёных.

С логическим направлением в языкознании непосредственно связана коммуникативно-мыслительная концепция языка, разрабатывавшаяся в советском языкознании. Эта концепция исходила из теоретического обоснования сущности языка в работах Карла Маркса (1818–1883), Фридриха Энгельса (1820–1895) и Владимира Ильича Ленина (1870–1924).

 

● Языком в филологическом аспекте особенно много занимался Фридрих Энгельс. Один только перечень привлекших внимание Энгельса проблем языкознания (происхождение языка, язык и мышление, язык и история, причины языковых изменений, диалектные различия в языке) показывает, как постоянны, глубоки и разносторонни были его лингвистические интересы.

Двумя значительными работами Ф. Энгельса, в которых непосредственно исследуются вопросы языка, являются «Диалектика природы» (1873–1876) и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 год).

 

Основными положениями коммуникативно-мыслительной концепции являются следующие:

- язык является важнейшим средством человеческого общения, орудием мышления и средством осуществления всей интеллектуальной деятельности человека;

- происхождение языка связано с происхождением сознания, генезисом общества, мышления и трудовой деятельности;

- язык, сознание, мышление, общество и трудовая деятельность составляют органическое единство.

Таким образом, коммуникативно-мыслительная концепция языка соприкасается с логическим направлением в языкознании в аспекте связи языка и мышления, а в аспекте связи языка и общества – с социологическим направлением.

Логическое направление в языкознании и коммуникативно-мыслительная концепция языка акцентируют внимание на связи языка (речи), сознания и мышления человека. При рассмотрении связи языка с сознанием и мышлением следует исходить из формулы: сознание – мышление – необходимость передачи мысли (общение) – язык. Использование языка невозможно без деятельности сферы сознания и без мыслительных операций. Обратимся к рассмотрению связи сознания и языка.

Сознание определяется как психическая деятельность, связанная с отражением действительности; как способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к внешнему миру и самому себе. Деятельность сознания выражается в процессах мышления (мышление – главная составляющая сознания).

При изучении сознания следует различать четыре проблемы: 1) природу сознания, 2) содержание сознания, 3) состояние сознания и 4) структуру сознания.

Долгое время наука исходила из зависимости функционирования всей психической сферы человека только от его физического тела. Поэтому и сознание рассматривалось исключительно в связи с работой мозга. Новые экспериментальные исследования в психологии показывают, что мозг сам по себе не мыслит, а лишь отображает соответствующий психический процесс, который запускается отнюдь не этим телесным органом.

 

Специалисты в области духовно-энергетической сферы утверждают, что функционирование психики человека есть функционирование его души, а мозг опосредует реализацию духовно-психических процессов в плотной физической среде (материальном земном мире).

Мозг человека как орган физического тела представляет собой сложнейший аппарат, который необходим для принятия энергий одного качества, переработки и преобразования их в энергию иного качества, а именно в мыслительную энергию.

Чем выше уровень развития человека (уровень развития сознания), тем большее количество энергии может переработать его мозг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...