Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка материалов, композиция и




план выступления

Чтобы придать выступлению единство и стройность, найти и выделить самую главную информацию, акцентировать внимание на положениях, которые способствуют заинтересованности слушателей и побуждают их к активному взаимодействию, докладчик должен не только освоить, но и в значительной степени переработать первичные материалы, собранные в курсовой работе.

Какие-то трудные вопросы могут оказаться неясными самому докладчику. Нужно поработать над ними. Нельзя рассчитывать на понимание слушателей, если будут произноситься хотя бы и правиль­ные, но туманные фразы.

Установив главный тезис и владея отобранным материалом, можно приступить к его окончательной отработке и объединению. Работа эта нестандартная и очень кропотливая. Поэто­му, сразу же прикиньте в общих чертах композицию - построение. Необходимо выделить естественные разделы, вступление, изложение с разработкой, состоящей из подразделов, и заключение.

Действительно, нужно с чего-то начать, объяснить, зачем проводится доклад, дать историческую справ­ку, связать с чем-то более общим, выделить и ограничить частное и т.д. Очень важно, чтобы слушатели уже из вводной части ясно представляли себе, чему посвящено выступление.

Затем идет изложение основного материала в соответствии с видом выступления и особенностями, установившимися в данной об­ласти науки. Во всех случаях должна быть представлена наиболее ценная информация, выделен ее анализ, проверена доказа­тельность положений, сформулирован предмет спора, если он есть, приведены аргументы сторон и их критика, акцентированы наиболее важные и интересные элементы. Нужно заранее готовить почву для заключения, которое должно логично вытекать из основного ма­териала.

Возникает необходимость дробления темы на части, рассмат­риваемых систем - на подсистемы, вводимых моделей - на звенья и т.д. Чем выше специализация и подготовленность аудитории, тем дробление может быть мельче, что позволяет использовать более тонкий анализ и устанавливать ясные и строгие функциональные связи между элементами. На основе анализа элементов можно осу­ществлять синтез, частичную реконструкцию и даже полное возвра­щение к целому, что обогащает слушателей пониманием происходящих процессов.

Мелкое дробление способствует следованию главному тезису, позволяет исключить несущественное, придать композиции общую стройность.

Важный вопрос – построение логи­ки выступления. Известны методы дедуктивный, индуктивный, анало­гий, контраста, концентрический, ступенчатый и др. Сознательное овладение этими методами может существенно повысить эф­фективность выступления.

Такие же соображения можно высказать о применении законов логики. Свободное владение ими значительно повышает культурный и деловой уровень выступающего, особенно при возникновении дискус­сии. Однако изначальная целесообразная постановка вопросов позво­ляет выступающим удовлетворяться знаниями по специальности, опы­том и здравым смыслом.

Несколько особняком стоит изложение в историческом разрезе, когда выступающий показывает развитие рассматриваемой области или последовательноесовершенствование основного предмета. Такой подход способствует увлекательности, доходчивости и поучительно­сти, но требует много времени.

И, наконец, заключение. Оно должно содержать соображения и резюме, с кратким повторением самого главного и постановки задачи, с выводами, ре­комендациями и перспективами.

Если выступлениепредполагает дальнейшее обсуждение, то заключение с выводами должно быть особенно четким, даже энергич­ным: слушателям нужно ясно понимать, чего же хочет докладчик, что он предлагает?

Рассмотренные вопросы лучше всего представить в логической последовательности в виде подробного плана, состоящего из развернутыхзаголовков разделов, пунктов и подпунктов. Постепенно, по мере подготовки, план может совершенствоваться и обрастать замечаниями, памятными записками к составлению конспекта, возможным режиссерским и ораторским приемам при чтении. План дополняется списком использованных материалов. Таким образом, из формального оглавления план становится своего рода моделью будущего выступ­ления.

После того, как план подработан по существу, его следует усовершенствовать в методическом аспекте:

- развить разделы, имеющие особое зна­чение, конкретизировать собственные идеи, сверить ссылки на первоисточники;

- выделить и выпукло отразить самое главное и заинтересовав­шее, а мелкое, избыточное, водянистое и отвлекающее безжалостноубрать совсем; исключить или хотя бы сократить материал типа инструкций, поучений, деклараций, длительных перечислений; устранить непоследовательности, неоправданные повторы; опустить подразделы, которые почему-либо известны конкретному составу слушателей, но ввести связующие за­мечания; проверить четкость выводов;

- подобрать примеры, сравнительные данные исторического и параллельного характера;

- привлечь необходимые данныеиз смежных областей, например, для изложения и объяснения трудных мест и повторения общеобра­зовательных сведений;

- подобрать необходимый иллюстративный материал и подготовить сценарий его ис­пользования;

- проверить взаимное соответствие наименования доклада, целе­вой направленности, главного тезиса и содержания по каждому из разделов, рациональность соотношения объемов основных и вспомога­тельных разделов, включая вступление и заключение, а также раци­ональность соотношения описательных, иллю­стративных и теоретических материалов, проследить единство ис­пользуемых терминов, обозначений и единиц, сгладить шероховатости, которые могут вызвать неоднородность общего стиля и тона будущей речи.

И, наконец, критически проанализируйте план с общих позиций и под углом зрения возможной реакции и значения для конкрет­ного состава слушателей. Будет ли для них доклад достаточно инфор­мативным, понятным, какую они могут дать оценку выступлению в целом, как отнесутся к докладчику? Это восприятие доклада в виде единого произведения нужно иметь в виду постоянно.

Тщательно подготовленный, продуманный и наглядно отраженный на бумаге план позволяет правильно определить и сбалансировать содержание, объем и время, отводимые на доклад в целом и по разде­лам. Детальный план облегчает составление конспекта, а вместе с по­метками и дополнениями может его заменить. Наконец, план - это отличный "исторический" документ, который нужно обязательно сохра­нить в личном архиве, снабдив записями, когда и где доклад был прочитан, с каким успехом и такими недостатками, включая мелкие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...