Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»

Введение

Понятие «Методология» можно рассматривать по-разному.

Методология – теория, опрокинутая на практику, т.е. теория с помощью которой проверяются другие теории.

Методология – это учение о методах; система методов, приводящие к обоснованию теории.

Методология имеет множество методов познания: метод социальной диалектики, общенаучные методы, системный анализ, экспертные методы и другие.

В качестве методологии исследования социально-экономических и политических процессов выступают такие теории как:

ü либерализм

ü консерватизм

ü социал-демократизм

ü марксизм

В исследовании социально-экономических и политических процессов принято выделать 2 уровня познания:

1. теоретический уровень

2. прикладной уровень

Эти уровни взаимосвязаны между собой. Без установления практических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой событий и явлений.


Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»

Методология – это учение о методах; система методов, приводящие к обоснованию теории.

Методология – теория, опрокинутая на практику, т.е. теория с помощью которой проверяются другие теории.

Методология исследования экономических и политических процессов формировалась в ходе исторического развития различных научных парадигм. При всё различии экономических и политических предпосылок, в едином пространственно-временном процессе, экономические процессы определялись политикой, а политические процессы – экономикой. На каждом этапе доминировали те или иные методологические подходы и соответствующие методы, идеи, концепции (Рис. 1).

 

 
Идея Принцип


                                       

 


Рис. 1. Структурное содержание методологии


Метод – способ обоснования научной теории.

Методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.

В качестве методологии ИСЭПП выступают теории или методологические направления:

1. Либерализм

Либерализм был впервые обоснован в XVII–XVIIIвв. английским философом Дж. Локком и английским экономистом А. Смитом, а также французским философом Ш.Л. Монтескье.

Значительный вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители, специалисты в области философии, истории, политологии и права Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев и др.

В связи с этим теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:

• свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;

• содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми;

• взаимодействие права и государства, при невмешательстве государства в личную жизнь граждан;

• основные принципы формирования правового государства по защите интересов и прав граждан на свободу в экономической, предпринимательской деятельности;

• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; факторы, обеспечивающие их гармоническое взаимодействие (нахождение необходимых для этого сдержек и противовесов);

• роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;

• условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и.

Основная роль государства усматривается в., т.е. свобода их политической деятельности, политическое равноправие и равенство всех перед законом, что провозглашалось как правовой идеал.

2. Консерватизм

Консерватизм как политическое направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную теорию и идеологию. Основоположником консерватизма был Т. Карлейль.

Т. Карлейль. и Ж. да Местр – противопоставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранении и развития общества целостногообразования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерватизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др.

Основные идеи консерваторов:

1) Индивиды призваны содействовать сохранению и укреплению общественного блага

2) Свободу личности и др. свободы стоит поддерживать тогда, когда они не наносят ущерб обществу

Один из наиболее значительных представителей консерватизма в области экономических исследований XX в. – Дж.М. Кейнс. Он утверждал, что наибольшее экономическое зло нашего времени – риск, неопределенность. Экономика, основанная на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции, порождает неравенство в распределении богатства и безработицу, в том числе собственно экономических, а также политических, психологических, нравственных и др.

Исследовательские задачи консерваторов сводятся к следующему:

• формирование идеи разумного регулирования экономических процессов и целесообразности государственного вмешательства в развитие экономики;

• изучение взаимодействия объективных и субъективных факторов экономики и их гармоничного развития;

• теоретическое обоснование сохранения существующего общественного строя, сложившихся традиций и социальных институтов;

• борьба с социальным неравенством, направленным на разрушение существующего порядка, социальных, экономических, моральных и религиозных устоев общества;

• методологическая позиция определяющая направленность их практической деятельности на приспособления к традиционным социальным нормам и институтам, к общепринятым ценностям жизни и культуры.

3. Социал-демократизм

Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Это направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного.

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

· Защиту прав человека.

· Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

· Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

· Ограниченное государственное регулирование экономики.

· Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

· Принцип справедливой торговли.

· Равноправие и защиту всех форм собственности.

· Национализацию стратегически важных предприятий

· Социальное партнерство между трудящимися и работодателями

· Сотрудничество с профсоюзами.

· Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

· Поддержку неимущих слоев населения.

· Защиту интересов трудящихся – рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и среднего класса и др.

4. Марксизм

Основоположниками марксистского направления являются немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ведущая роль в системе общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) отводится экономическим отношениям, совокупность которых характеризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса. Учение о диалектическом характере взаимодействия экономики и политики определяет тематику и направление марксистских исследований, касающихся как непосредственного содержания экономических и политических процессов, так и объективных и субъективных факторов их развития и взаимодействия.

Согласно теории К. Маркса источником дохода является труд. В создании новой стоимости участвует только один фактор – рабочий, владелец рабочей силы. Остальные виды доходов: предпринимательская прибыль, торговая прибыль, ссудный процент, рента – превращенные формы прибавочной стоимости, результат неоплаченного труда рабочих.

Справедливость распределения доходов, по Марксу, в том, что доходы участников трудовой деятельности формируются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на производство товаров. Измерение доли каждого работника производится одной и той же мерой – трудом, что обеспечивает равенство в распределении трудовых доходов. Действует не принцип уравнения, а принцип равнозначности трудовых усилий. Учитывается как количество труда (отработанные часы), так и качество его (сложный труд сводится к простому труду).

Исходным теоретическим и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономических, политических и других процессов является:

• рассмотрение самого общества как саморазвивающейся социальной системы, процесс реализуется через систему отношений собственности, составляющих внутреннюю структуру системы производства;

• исторически сформировавшаяся система рассматривается как общественно-экономическая формация, которая, с одной стороны, предстает как определенный социальный организм, развивающийся на основе присущего ему способа производства, а с другой – как качественно своеобразный этап мирового исторического процесса;

• ведущая роль в системе общественных отношений отводится экономическим отношениям, совокупность которых характеризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса;

• политика в методологии марксизма выступает концентрированным выражением экономики;

• духовным стержнем марксистской методологии выступают принципы социальной справедливости на основе свободы, равенства, братства.

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...