Семинар 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (2 часа)
Семинар 1. Периодизация возрастного развития (2часа) 1. Возраст как ступень психического развития. 2. Зарубежные классификации стадий возрастного развития (Э. Эриксон, Дж. Биррен, Д. Бромлей, В. Квинн, Г.Крайг). 3. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов. 4. Понятие о ведущем виде деятельности (А.Н. Леонтьев). Закон чередования, периодичности различных типов деятельности. 5. Сензитивные периоды.
Литература: 1) Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2006.—1135с. 2) Крайг Г. Психология развития. – СПб,: Питер, 2000. – 988 с. 3) Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001. – 464с. 4) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с. 5) Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2007. - 528 с. 6) Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. 7) Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 318 с. 8) Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Семинар 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни (2 часа) 1. Период новорожденности. Врожденные формы психики и поведения. 2. Психологическое значение беспомощности младенца.
3. Роль взрослого в психическом развитии младенца. Феномен привязанности. 4. Развитие движений и действий на первом году жизни. 5. Развитие ориентировки в окружающем мире. 6. Формирование предпосылок усвоения речи. 7. Кризис первого года жизни. Литература: 1) Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с. 2) Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. –– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 3) Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», - 464с. 4) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 5) Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
Семинар 3. Психическое развитие ребенка раннего возраста (2 часа) (В интерактивной форме) 1. Значение раннего детства в жизненном цикле человека. 2. Развитие предметной деятельности в раннем детстве. Значение игрушки для развития предметных действий. 3. Особенности познавательной сферы ребенка раннего возраста. 4. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Значение речи для психического развития ребенка. 5. Предпосылки и начало формирования личности. 6. Кризис трех лет. Феномен «Я сам». Литература: 1) Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 368 с. 2) Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
3) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 4) Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», - 464с. 5) Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2001. – 176с. 6) Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 7) Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с. 8) Развивающие игры с малышами до трех лет./ Сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: “Академия развития”, 2000. – 240 с. Семинар 4. Психологические особенности дошкольника. Роль игры в психическом развитии ребенка (2 часа) 1. Социальная ситуация развития дошкольника. 2. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками. 3. Формирование личности в дошкольном возрасте. 4. Развитие дошкольника в продуктивных видах деятельности. 5. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности сюжетно-ролевой игры. 6. Развитие игры на протяжении периода детства. 7. Значение игры для психического развития ребенка. Литература: 1) Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с. 2) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 3) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с. 4) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 5) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с. 6) Психология дошкольного возраста [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 272 с. 7) Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 318 с. 8) Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 377 с.
9) Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Семинар 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (2 часа) 1. Психологические особенности шестилеток. 2. Кризис семи лет и образование «позиции школьника». 3. Понятие и структура психологической готовности к школьному обучению. 4. Требования к уровню развития ребенка, поступающего в школу: интеллектуальная и личностная характеристика. Литература: 1) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с. 2) Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль: «Академия развития»,2006. – 160 с. 3) Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», - 464с. 4) Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с. 5) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 6) Психология возрастных кризисов: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2001. – 560 с. 7) Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Педагогическое о-во России, 2001. - 127 с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|