Раздел: «Медицина катастроф».
1. Основные понятия, определения и классификация чрезвычайных ситуаций, ЧС для здравоохранения. Авария, катастрофа, стихийное бедствие. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и количеству пострадавших и пораженных. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.
Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде. Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей. Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф. По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на: 1. Биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм). 2. Военные (военные конфликты, войны). 3. Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.). 4. Техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств). 5. Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере). Всемирная организация здравоохранения все ЧС предлагает называть катастрофами и различать: · метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.; · топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели; · теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.; · аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.
2. Классификация источников чрезвычайных ситуаций и значение их поражающих факторов в формировании медико-санитарных последствий. Изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные поражения. Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического) характера, приводящие к поражению людей, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства. Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей: Механические факторы - в результате непосредственного воздействия избыточного давления во фронте ударной волны при любом взрыве, человек отбрасывается скоростным напором и ударяется об окружающие предметы, а также от действия вторичных снарядов (разрушенных конструкций зданий, камней, осколков стекол и др.) пораженный получает различные ранения и закрытые травмы. Термические факторы - в результате воздействия высоких температур на человека (светового излучения при ядерном взрыве, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) у него появляются термические ожоги, общее перегревание организма. При низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения. Радиационные факторы - при авариях на радиационноопасных объектах и применении противником ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм человека могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.
Химические факторы – химические вещества воздействуя на людей при химических авариях на производстве, применении химического оружия противником во время войны и террористических актах, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) отравления и химические ожоги. Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии, вирусы и другие патологические биологические агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником биологического оружия они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям) или массовым отравлениям. Все поражающие факторы могут вызвать у людей не только физические недуги, но и психоэмоциональные расстройства Сочетанные - поражения различных анатомических областей туловища вызванные одним травмирующим агентом. Множественные - поражения одной анатомической области в нескольких местах одним травмирующим агентом. Комбинированные - поражения двумя или более травмирующими агентами.
3. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций и ее основные составляющие. Понятие о санитарных потерях. Структура потерь среди детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях. Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации -это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.
Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья. Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС. Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести пора
4. Определение, история создания и нормативно-правовая база РСЧС и ВСМК. Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а в случае возникновения ЧС - для ликвидации их последствий и уменьшения ущерба народному хозяйству, на основании постановления Правительства РФ 261 от 18.04-92г. в нашей стране создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). Во исполнение ФЗ № 68 от 94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11-95г. переименована в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (Аббревиатура РСЧС была сохранена). РСЧС - это государственная, организационно-правовая структура объединяющая органы управления, силы и средства: ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основной целью создания этой системы было - объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время. Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования системы составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций. Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера. МК, как новое научно-практическое направление в медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое были приняты 30 государств. В нашей стране для ликвидации мед-сан последствий ЧС мирного времени первоначально привлекалась МСГО, но ее структура оказалась громоздкой, силы и средства — недостаточно мобильными, что не соответствовало главному требованию, которое возникаете при ЧС, а именно оказание экстренной медпомощи пострадавшим в короткие сроки.
Анализ организации медобеспечения пораженных при крупных технологических и природных катастрофах показал, также неподготовленность здравоохранения, слабую профессиональную подготовку врачебного состава всех уровней к работе в данной ситуации. Это создало предпосылки для создания в составе здравоохранения мобильных сил, способных обеспечить своевременное оказание помощи пораженным и сократить время фазы изоляции. Начало создания СМК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР от 07.04.90 № 339 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения. Вцелях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Правительство РФ издало постановление № 420 3 мая 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных СБ, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено о создании в РФ Всероссийской службы медицины катастроф. Для развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, с момента ее образования в нашей стране, а именно с 1994 года закреплены в новом «Положение о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 734 от 26 августа 2013г.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства Министерства транспота, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5. Основные задачи РСЧС и принципы ее построения и функционирования. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;- подготовка населения к действиям в ЧС;- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;- ликвидация ЧС;- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.- Принципы построения и функционирования рсчс: защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;- к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);- реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.-
6. Организационная структура РСЧС и ее уровни. Постоянно действующие и координирующие органы управления РСЧС. СЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (рис. 1). Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС: · служба медицины катастроф (Минздрав России)3; · служба охраны общественного порядка (МВД России); · противопожарная служба (МВД России); · служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России); · государственная спасательная служба (МЧС России); · служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России); · служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет); · служба экологической безопасности (Госкомэкология России); · противопаводковая служба (Минприроды России); · служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России); · служба поиска и спасения на море (Минтранс России); · транспортная служба (Минтранс России); · служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз); · служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России). управления РСЧС имеют: · постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС); · органы обеспечения оперативного управления (пункты управления); · силы и средства; · резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются: · на федеральном уровне - МЧС России; · на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; · на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления; · на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС, В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие: · оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные); · дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
7. Основные мероприятия режимов функционирования РСЧС. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС: · режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров; · режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактерпологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Б зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия. В режиме повседневной деятельности осуществляются: · наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; · планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера; · создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС; · совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях; · создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера; · осуществление целевых видов страхования; · участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО. В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, В режиме повышенной готовности осуществляются: · формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации; · усиление дежурио-диспетчерских служб; · усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов; · принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС; · приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий. В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных). В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются: · выдвижение оперативных групп в район ЧС; · разведка зоны ЧС; · уточнение решения по ликвидации ЧС; · организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения; · организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий; · непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой па аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
8. Основные задачи и состав сил и средств РСЧС. Центроспас, ПСС, Центр специального назначения, Авиация, войска ГО. осударственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центр осп а с) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов, Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи. В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически н любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Цсн-троспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует па ЧС самого различного характера, Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасатслсй-общсствеиников, Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан, Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение, С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ, Создана и развивается кинологическая служба МЧС России. Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам, Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения кругло суточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС. Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи: · проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения; · проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения; · оказание пораженным медицинской помощи; · выполнение подрывных и пиротехнических работ; · осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС; · обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС; · обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС. В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки. Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой. За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера, Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи: · проведение авиационио-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности; · осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демоитажные работы; · обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями; · осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы, Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятис, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России. В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Аи-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов (фото 1). Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи: · ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; · проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
9. Основные мероприятия по предупреждению ЧС и защите населения при возникновении ЧС. Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных па максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также па сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Данный комплекс включает; • организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов; · прогнозирование ЧС; · оценку риска возникновения ЧС; · организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС; · организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; · участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов; · планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС; · создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС; · экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС; · создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС. При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно): · локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника; · ограничение (запрет) доступа в зону ЧС; · рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС; · укрытие в защитных сооружениях; · обеспечение средствами индивидуальной защиты; · медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения. Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным руководством соответствующего руководителя ликвидацией ЧС или лица, им уполномоченного, При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий или локализации возникшей ЧС соответствующий руководитель (орган исполнительной власти) может обратиться к соответствующему вышестоящему руководителю (органу исполнительной власти) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами. В ли
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|