Общественно-политическая жизнь в СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Переход к мирному строительству сочетал формальную демократию с усилением авторитарной командно-административной системы, ужесточением репрессий и идеологического контроля над населением. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Однако такая реорганизация носила во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И.В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. По окончании войны он был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он оставался также членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Сверхцентрализация властных функций становится неотъемлемой частью культа личности Сталина. В эти годы режим его личной власти достиг апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось. Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946 - 1950 гг. тиражи его произведений были самыми массовыми. Архитекторы, скульпторы, художники, поэты, композиторы соревновались за право увековечить его имя. Празднование в 1949 г. 70-летия придало «вождю всех стран и народов» черты земного бога. По радио с утра до вечера исполнялись песни о нем. Его мудрость и величие восхвалялись иерархами православной церкви, что придавало культу божественный ореол. В сознании советских людей Сталин слился еще и с образом победителя. В июне 1945 г. он был удостоен титула генералиссимуса, который с петровских времен означал высшую степень военных заслуг. Поклонение ему отождествляется с патриотизмом. Образ Сталина «затмевает» партию, она отходит на задний план, утрачивают значение такие механизмы ее деятельности, как проведение съездов, пленумов, заседаний Политбюро. Фактически отмирали «уставные нормы партийной жизни». Высший орган ВКП(б) - съезд не собирался с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. Перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 гг. было проведено лишь два его пленума). Даже Политбюро, в сущности, тоже утратило свое значение. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных «вождя», созываемое время от времени по его воле. Решения Политбюро ЦК принимались, как правило, на основе заочных опросов, а протоколы заседаний и вовсе не велись.
В высшем руководстве партии в этот период принцип выборности на деле отсутствовал. Подавляющее большинство членов и кандидатов в члены ЦК партии было кооптировано. Такое же положение складывалось и на нижестоящих уровнях партийной структуры. Правда, чем ниже был уровень, тем больше было демократии, точнее, ее видимости. В первичных парторганизациях регулярно проходили собрания, которые в большинстве случаев лишь утверждали решения вышестоящих партийных органов. Реальной властью в партии пользовались освобожденные партийные работники, входившие в парткомы различных уровней. Партийные комитеты от райкомов до ЦК ВКП(б) представляли собой жесткую иерархическую структуру, исполнявшую спускаемые сверху директивы. Изменения в составе парткомитетов согласовывались в вышестоящих инстанциях.
Значительным событием в жизни партии в послевоенный период стал XIX съезд ВКП(б). Он начал свою работу 5 октября 1952 г. Численность партии к этому времени составляла около 6 млн. членов и около 900 тыс. кандидатов. Более половины коммунистов были приняты в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. В повестке дня съезда стояли прежде всего экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития на 1951 - 1955 гг. Теоретическим обоснованием перспектив хозяйственного развития страны послужила работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованная в сентябре 1952 г. Съезд внес изменения в Устав партии и принял решение об переименовании Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Для переработки действовавшей с 1919 г. Программы партии, которая, по оценке съезда, в основном была выполнена, была избрана специальная комиссия, которая должна была составить новую Программу КПСС. Однако вскоре деятельность этой комиссии была прекращена. На состоявшемся после XIX съезда пленуме ЦК по предложению Сталина вместо прежнего Политбюро был сформирован расширенный Президиум в составе 25 членов и 11 кандидатов, в число которых наряду со старыми соратниками «вождя народов» было введено немало новых молодых партийных функционеров. Секретариат ЦК был также значительно обновлен и увеличен до 10 человек. Таким образом, Сталин как бы «растворил» своих приближенных среди нового руководства партии, что, несомненно, свидетельствовало о его намерении устранить их от власти. На пленуме было избрано также Бюро Президиума в составе 9 человек. Однако и из членов Бюро Сталин выделил руководящую «пятерку», в которой, кроме него, оказались Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин. После окончания войны происходило восстановление конституционных органов. По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Поскольку срок полномочий депутатов давно истек, то в марте 1946 г. прошли новые выборы. Однако Верховный Совет СССР не был фактически высшим органом власти, он лишь оформлял в виде указов принятые партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета, полномочия и компетенция которого за 1938 - 1948 гг. существенно расширились и дополнились. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, Президиум получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР. Одной из функций Президиума был контроль над работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение Верховного Совета СССР и его Президиума без распоряжения И.В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм, сессии созывались нерегулярно, от случая к случаю. Безвластие советских органов, падение их роли и значения наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Партийные органы подменяли их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов. Критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий. Вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой. Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. На выборах не было альтернативности, их результаты всегда были предопределены заранее и согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.
В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В них предусматривалось некоторое развитие демократических начал по пути построения коммунизма. Однако из-за политических интриг в верхних эшелонах власти работа над этими проектами вскоре была свернута. За годы войны еще больше обозначилось слияние партийного и государственного аппарата, изменился стиль руководства. Партийные и государственные работники занимались в основном административно-организаторской работой, успех которой зависел от выполнения производственных планов и слаженности работы различных структур. Это привело к повышению роли исполнительной власти. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров СССР в 1946-1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. В официальных случаях он именовался «Глава Советского Государства». Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало. Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры. Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г. в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось II укрупненных ведомства, их штаты были сокращены. Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. Укрепление командно-административной системы проявлялось в усилении массовых репрессий. Авторитарный режим нуждался в постоянном нагнетании и поддержании в самом партийно-административном аппарате обстановки взаимного недоверия, поиска внутренних врагов. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, огромную роль играла борьба за власть среди ближайшего окружения Сталина. В этой борьбе использовались любые средства, включая фабрикацию уголовных дел. Так, например, сфабрикованное в 1949 г. «ленинградское дело» связано с именами ближайших соратников И.В. Сталина - Г.М. Маленковым, Л.П. Берией, М.Ф. Шкирятовым, В.С. Абакумовым и др. Оно способствовало устранению части молодых партийных и государственных работников, выдвинувшихся на руководящие посты в годы войны и в первые послевоенные годы. Жертвами «дела» стали сотни людей, в том числе члены Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК ВКП(б). 1 октября 1950 г. военная коллегия Верховного Суда СССР с ведома и одобрения Сталина приговорила к расстрелу академика Н.А. Вознесенского - члена Политбюро, заместителя председателя СМ СССР, председателя Госплана СССР; А.А. Кузнецова - члена Оргбюро, секретаря ЦК, руководителя (совместно с А.А. Ждановым) обороны Ленинграда в годы войны; М.И. Родионова - члена Оргбюро ЦК ВКП(б), председателя СМ РСФСР; П.С. Попкова - кандидата в члены ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского обкома и горкома партии; Я.Ф. Капустина - второго секретаря Ленинградского горкома партии; П.Г. Лазутина - председателя Ленинградского горисполкома. Всем осужденным было предъявлено обвинение в создании антипартийной группы, в подрывной деятельности, направленной на превращение Ленинградской партийной организации в опору для борьбы с партией и ее ЦК. Во-вторых, за годы войны возросли самостоятельность и ответственность местных руководителей. Переход к мирной жизни сопровождался стремлением центра подавить какую бы то ни было инициативу, установить мелочную опеку. Репрессиям по «ленинградскому делу» подверглись, например, все руководители обкома и горкома партии, районных парторганизаций Ленинграда и области, почти все советские и государственные деятели, выдвинутые после войны из Ленинграда на руководящую работу в центральный партийный и советский аппарат, в другие областные организации ВКП(б). Только в Ленинграде в 1949 - 1952 гг. от работы были освобождены более 2 тыс. коммунистов. После расправы над «центральной группой» в 1950 г. состоялись судебные процессы в различных регионах страны. «Дело» приобретало все больший размах, появились «дело Смольнинского района», «дело Дзержинского района» и др. Обстановку изменила смерть Сталина, и уже 30 апреля 1954 г. Верховный Суд СССР реабилитировал часть осужденных по «ленинградскому делу». По такой же отработанной схеме развивалось и «мингрельское дело», нанесшее в 1951 г. удар по грузинской партийной организации. Оно было построено на версии о существовании в Грузии «мингрело-националистической группы», связанной с парижским центром грузинской эмиграции и ставящей целью ликвидировать советскую власть в Грузии. Были сняты со своих должностей и арестованы многие руководящие партийные и советские работники, подверглись репрессиям тысячи ни в чем не повинных людей. В-третьих, победа над фашизмом обострила у советских людей чувства национального и личного достоинства, изменила морально-психологическую атмосферу в обществе. Люди больше не хотели быть послушными «винтиками» в огромном механизме. Это противоречило сущности функционирования тоталитарного государства. С помощью репрессий оно пыталось восстановить идеологический контроль над обществом. Борьба за умы советских людей в конце 1940-х гг. развернулась под знаком борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед достижениями культуры Запада. Космополитами были объявлены представители интеллигенции, в деятельности которых можно было заметить «преклонение перед всем западным». Борьба с космополитизмом вылилась в крупномасштабную пропагандистскую кампанию. Особенно она затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества, в том, что они принижают роль СССР в мировом историческом процессе. Все это сопровождалось административными мерами и «проработками» известных ученых. Подобные «дискуссии» ЦК партии провел по вопросам философии, политэкономии и языкознания. А.А. Жданов - «главный идеолог партии» - призывал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». Идеологический нажим на интеллигенцию в конце 1940-х годов по имени его организатора получил название «ждановщины». В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК по вопросам литературы и искусства. В августе 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В нем оскорбительной критике было подвергнуто творчество А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Творчество этих авторов было признано несовместимым с социалистическим мировоззрением, в их адрес звучали политические обвинения. На судьбах многих деятелей культуры тяжело отразились и такие постановления ЦК партии, как «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» и др. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, политические оценки художественного творчества способствовали укреплению авторитарного режима. В-четвертых, трудности послевоенного развития, просчеты политического руководства зачастую объяснялись происками и вредительством «врагов народа». В 40 - начале 50-х гг. были сфабрикованы так называемые «дело Еврейского антифашистского комитета», «дело «врачей-вредителей». Рассматривались дела лиц, якобы занимающихся вредительством в автомобилестроении и т.п. Люди, проходившие по этим делам, обвинялись в причастности к шпионским организациям и в подготовке террористических актов против руководства страны. В-пятых, при освобождении Красной Армией стран Восточной Европы и во время боевых действий в Маньчжурии было захвачено немало бывших белогвардейцев и деятелей антисоветских организаций, среди которых были активные пособники немцев и японцев. В 1946 - 1947 гг. прошли судебные процессы по делу генералов - белогвардейцев, служивших в вермахте, Г.М. Семенова, П.Н. Краснова, А.Г. Шкуро и др. Они были приговорены к смертной казни. Большой резонанс в стране получили и показательные процессы, проведенные в декабре 1945 г. - январе 1946 г. в Киеве, Минске, Риге, Смоленске и других городах над немецкими военными преступниками, виновными в злодеяниях на советской земле, и над пособниками оккупантов. Из 88 обвиняемых, среди которых были 18 генералов вермахта и СС, 66 были повешены. Суд состоялся и над руководителями «Русской освободительной армии» - бывшими советскими генералами А.А. Власовым, В.Ф. Малышкиным, М.Н. Жиленковым и девятью другими предателями Родины. Все они по приговору суда были казнены. Одновременно репрессиям подверглись десятки тысяч попавших в плен советских офицеров, которые из фашистских лагерей были отправлены в советские лагеря. Все это обусловило возрастание в государстве роли карательных органов. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-е - начале 50-х гг. было огромным. Изменились методы работы репрессивного аппарата. Он превратился в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти. Хотя Указом Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была отменена смертная казнь, все же по большинству вышеназванных процессов она применялась. Вновь вводилась выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ и частично на транспорте. Однако суды всех ступеней были на деле послушными органами административно-репрессивного аппарата, а выносимые ими приговоры были заранее согласованы и предопределены. В 1946 г. НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов) были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. В сферу компетенции НКВД (МВД) и НКГБ (МГБ) официально входило не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. Задачи этих ведомств состояли также в управлении автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, в руководстве многими научными исследованиями, геосъемкой и картографией, лесной охраной, переселенческим делом, пожарной охраной, органами ЗАГС, даже архивами и др. Но главное то, что в ведении МВД и МГБ по-прежнему находилась огромная система ГУЛАГа, где день и ночь трудились сотни тысяч абсолютно бесправных и безымянных заключенных. После войны их имена даже были заменены номерами. 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР по указанию Сталина ввел особый вид наказания - «каторжные работы» сроком до 20 лет. Фактически этот вид существовал с 1934 г. по сентябрь 1953 г. Особое совещание при министре внутренних дел СССР - внесудебный репрессивный орган, все решения которого принимались с ведома и одобрения «вождя» - взяло на себя после войны прерогативы военно-полевых судов и активно использовало каторжные работы как меру наказания, постоянно пополняя армию бесплатных работников. Выявлением злоупотреблений, поиском виновных и привлечением их к судебной ответственности занималась также система органов государственного контроля, которую возглавлял Л.3. Мехлис. Она действовала независимо от других государственных структур, выполняя указания партийного руководства. В ее функции входил контроль над исполнением решений руководства во всех отраслях народного хозяйства страны и финансовой дисциплиной. 5 марта 1953 г. от кровоизлияния в мозг умер Сталин. Его смерть оказала огромное влияние на политическую жизнь страны. Сразу же произошли существенные изменения в руководстве. Пост Председателя Совета Министров было решено передать Г.М. Маленкову, который в последние годы был ближайшим соратником Сталина. Его первыми заместителями были назначены Л.П. Берия, возглавивший единое МВД СССР, Н.А. Булганин, ставший во главе единого Министерства обороны, а также В.М. Молотов и Л.М. Каганович. На пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР был «избран» К.Е. Ворошилов, а занимавший эту должность Н.М. Шверник был перемещен на пост Председателя ВЦСПС. Н.С. Хрущеву было поручено «сосредоточиться» на руководстве Секретариатом ЦК КПСС. В результате всех этих перемещений среди «наследников» Сталина наибольшей властью стали обладать: Маленков, как руководитель госаппарата; Хрущев, возглавивший аппарат партии; Берия, по-прежнему курировавший карательные органы. Новые лидеры понимали, что прежний политический курс завел страну в тупик, поэтому провозгласили переход к демократизации и восстановлению законности. Уже 4 апреля 1953 г. Л.П. Берия опубликовал сообщение МВД СССР о ложности обвинений против группы врачей и о реабилитации всех привлеченных по этому делу. Вскоре последовало официальное осуждение органов госбезопасности, занимавшихся «мингрельским делом». Хотя «наследники» Сталина заявили о своей приверженности к коллективному руководству, с первых дней пребывания у власти начинается борьба за политическое лидерство. В результате этой борьбы от власти был отстранен Л.П. Берия. В июне 1953 г. его арестовали, исключили из партии, сместили со всех постов и как «врага Коммунистической партии и советского народа» отдали под суд. В результате проведенного расследования, Специальное Судебное Присутствие Верховного Суда СССР 23 декабря 1953 г. вынесло приговор о расстреле Берии, а также его ближайших «сообщников» В.Н. Меркулова, В.Г. Деканозова, Б.3. Кобулова, С.А. Гоглидзе, П.Я. Мешика и Л.Е. Влодзимерского. Отстранение Берии способствовало укреплению позиций Н.С. Хрущева, который 13 сентября 1953 г. на очередном пленуме ЦК был избран Первым секретарем ЦК КПСС. После устранения Берии наследники «вождя» постарались прежде всего поставить под свой контроль деятельность репрессивного аппарата государства, понимая, какую опасность для них может представлять эта гигантская карательная машина, действовавшая долгие годы только по личным указаниям и распоряжениям Сталина. Летом 1953 г. было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел, ликвидированы трибуналы в войсках МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного рассмотрения дел. 13 марта 1954 г. произошло разукрупнение МВД СССР - был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, председателем которого стал сторонник Хрущева И.А. Серов. В ведении МВД СССР осталась только охрана общественного порядка (административный надзор, милиция, пожарная охрана, ЗАГС и т. п.). Таким образом, репрессивные органы опять перешли под строгий контроль партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|