Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местные органы власти и управления

Вместо воеводств были созданы полки и сотни. Органы власти на местах – полковник и полковое правительство, сотник и сотенное правительство. Полковников избирал полковой казацкий совет при участии представителей гетмана. Однако широко практиковалось назначение полковников гетманом. Сотников избирал сотенный казацкий совет. Выборы сотника утверждал гетман или полковник. Исполнительно-распорядительными органами, которые ведали военными, административно-хозяйственными, финансовыми и судебными делами, осуществляли нотариальные функции, сосредоточивали делопроизводство полка или сотни, были полковая и сотенная канцелярии.

Города с Магдебургским правом сохранили все права на самоуправление. Функции управления в магистратских городах осуществляли бургомистры, радники, лавники во главе с войтом.

Источники права:

Обычное право. Государство санкционировало нормы такого права и признавало его официальным источником права.

Литовские статуты 1529, 1566 и 1588 гг.

Сборники Магдебургского права. На землях Малой Руси были известны «Зерцало саксонское» (1536), «Порядок прав гражданских магдебургских» (1559), «Право гражданское хелмское» (1584), «Артикулы права магдебургского» (1557).

Российское законодательство. Это были грамоты, указы, манифесты, регламенты, положения, уставы, уcтановления.

Акты межгосударственного уровня (гетманские договорные статьи). Первоосновой для них были «Мартовские статьи» Б. Хмельницкого. Они принимались во время избрания нового гетмана и назывались по городу, где проходил казацкий совет или подписывалось соглашение: Переяславские статьи 1659 г., Батуринские 1663 г., Московские 1665 г., Глуховские 1669 г., Конотопские 1672 г., Переяславские 1674 г., Коломакские 1687 г., Решетиловские 1709 г., Решительные пункты 1728 г. Известны также статьи, подписанные гетманами с польскими королями, например, Гадячский 1658 г. и Слободищенский 1660 г. трактаты.

Гетманское законодательство. Это – универсалы, ордера, письма, декреты, грамоты, инструкции, регулировавшие административные, гражданские, земельные отношения, подтверждавшие права собственности на землю.

Церковное право. Это – номоканон, решение вселенских соборов, книги святого письма, кормчие книги, церковные уставы Владимира и Ярослава Мудрого, указы русского императора и Синода относительно церкви, правила, принятые соборами Русской православной церкви, постановления русского патриарха.

 

 

67. Ограничение царизмом автономии Малой Руси. Первая Малороссийская коллегия и Правление гетманского правительства.

Решающим моментом в отношениях Малой Руси и России стало гетманство Ивана Мазепы. Он был пажом при дворе польского короля Яна Казимира, писарем в правительстве Петра Дорошенко, генеральным есаулом в правительстве И.Самойловича. В 1687 г., когда сместили И. Самойловича, его преемником избрали И. Мазепу. «Коломацкие статьи» в 1687 г. (договорные статьи между гетманом и московским правительством) декларативно подтверждали казаческие права и вольности, сохраняли 30-тысячное реестровое казаческое войско и компанейские полки. В то же внесены ряд статей, которые запрещали гетману без согласия российского царя освобождать казаческую старшину от занимаемых должностей, а старшине и казакам запрещалось без согласия царя переизбирать гетмана. Были внесены статьи, которыми обязали старшину следить за действиями гетмана и доносить об этом царю, ограничивали права гетмана по распоряжению землями Войска Запорожского, гетману запрещалось вести самостоятельную дипломатическую деятельность с другими государствами, запрещалось всем говорить о том, что Гетманщина — это «Малороссийский край гетманского регимента» и требовалось говорить «Их царского пресветлого величества самодержавной державы».

В начале XVIII в. царским правительством был установлен новый порядок избрания гетманского старшины: по представлению гетмана старшина назначался царским указом. В 1715 г. отменяется выборность полкового и сотенного старшин.

Малороссийская коллегия — учреждение Российской империи, образованное в 1722 году в Глухове вместо Малороссийского приказа. Была создана при Петре I. Она осуществляла управление Малой Русью вместо выборного гетмана. Подчинена была сенату, в составе которого тогда же была учреждена контора для малороссийских дел. Гетману и генеральной старшине предписано было никаких указов и универсалов по важным делам без подписи коллегии к полковникам не посылать. Коллегия была также апелляционной инстанцией по делам судебным. Образование Малороссийской коллегии мотивировано было жалобами малороссиян на местные власти и необходимостью принятия мер, дабы «малороссийский народ ни от кого как неправедными судами, так и от старшины налогами утесняем не был». Тщетно гетман Скоропадский представлял Петру Великому, что такое вторжение во внутреннее управление Малороссии противоречит договорам, утверждённым многими московскими государями; столь же напрасны были жалобы Полуботка.

Когда вступил в престол Петр II, решено было упразднить Малороссийскую коллегию и восстановить гетманское достоинство. Тогда же было запрещено великороссам покупать земли в Малороссии, «чтоб оттого малороссиянам не было учинено озлобления». Малороссийские дела были переданы из Сената в Иностранную коллегию. 22 июля 1727 г. был подписан указ о выборе гетмана и старшины, но в инструкции, данной посланному в Малороссию Наумову, говорилось, что гетманом непременно должен быть выбран Апостол.

В 1728 году, гетман поехал с Наумовым и старейшинами в Москву на коронацию. Апостол был милостиво принят Петром II и из Москвы привез Решительные пункты — статьи, утверждённые государем, по которым восстановлены прежнее выборное управление, свой суд, войсковой скарб, уничтожены подати, наложенные Малороссийскою коллегиею.

Правление гетманского правительства - орган власти, созданный правительством российской императрицы Анны Иоановны после смерти гетмана Данилы Апостола для управления Гетманщиной, который существовал с 1734 по 1750 год. Правление, на момент создания, состояло из трех представителей России и трех представителей Гетманщины. В своей деятельности Правление гетманского правительства руководствовалось Решительными пунктами. Также на политику этого органа влияли тайные инструкции, которые получали царские резиденты из Петербурга. В соответствии с ними необходимо было провести унификацию порядков Гетманщины с общероссийскими, а также способствовать интеграции казацкой старшины с российским дворянством. Правление гетманского правительства также утверждало кандидатуры на должности полковой старшины. При этом наметилась тенденция все чаще назначать на эти должности не представителей Гетманщины, а российских офицеров. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов Гетманщина была тылом российской армии. На Правление гетманского правительства были возложены вопросы снабжения российской армии хлебом, конями, волами. В 1750 году Правление гетманского правительства было ликвидировано в связи с избранием гетманом Кирилла Розумовского.

 

68. Вторая Малороссийская коллегия и разгром царизмом Запорожской сечи.

Императорским указом от 10 ноября 1764 года гетманское правление было опять отменено, Генеральная войсковая канцелярия упразднена и восстановлена на прежних правах Малороссийская коллегия. Президентом коллегии был назначен главнокомандующий русскими войсками на Украине, он же генерал-губернатор края (в чине генерал-аншефа П.А. Румянцев). В присутствие этой второй Малороссийской коллегии входили 8 членов: 4 русских из генералов и штаб-офицеров местных гарнизонов и 4 украинца из казачьей генеральной старшины. Имелся и прокурор (русский) в чине подполковника.

С 1765 по 1769 годы проведена ревизия земель, перепись населения, предприятий, скота. Эта ревизия была настолько всеохватывающей, что получила название «Генеральной описи Малороссии». Уже в первые годы своей деятельности в Малой Руси П. Румянцев провел крупные мероприятия по унификации местных органов власти и порядков с общероссийскими учреждениями и законодательством, увеличению поступлений в государственную казну. Руководимая им Малороссийская коллегия незаметно поглотила Генеральную войсковую канцелярию, подчинила другие органы Гетманщины своим департаментам. С 1765 г. была заведена регулярная почтовая связь, ликвидированы слободские казацкие полки (их было пять) и вместо них созданы регулярные гусарские полки; Натуральные поборы и повинности на содержание российских войск («консистентские дачки») были заменены денежной податью в размере 1 рубля 2 копеек со двора. Преобразования П.Румянцева прервала война с Турцией 1768 - 1774 гг.

При распространении в 1781 году на Малороссию общего положения о губерниях Малороссийская коллегия временно была сохранена, с формулировкой «для окончания нерешённых дел». Окончательное упразднение её последовало в 1786 году.

В 1734 более 30 тыс. запорожцев с территорий подвластных крымскому хану Каменской и Олешковской Сечей вернулись на Запорожье и в 7 км от бывшей Чертомлицкой (Старой) Сечи заложили Новую Сечь. Во времена Новой Сечи чрезвычайно оживилась хозяйственная деятельность запорожцев. Поскольку крымские татары после завоевания Крыма русскими войсками больше не представляли военной угрозы для Российской империи, Екатерина II решила, что сохранение на границах Крымского ханства Запорожской Сечи потеряло всякий смысл. Были и другие причины, подталкивавшие царизм к ликвидации запорожской вольницы. Так как во владениях запорожцев крепостное право отсутствовало, сюда постоянно стекались беглые крепостные крестьяне; находили здесь приют и бунтари, и участники восстания 1773—1774 гᴦ. под предводительством Емельяна Пугачева. Экономическим факторам, ускорившим разгон Сечи, следует отнести стремление царских властей овладеть богатыми землями Юга Малой Руси, которые запорожцы традиционно считали своей собственностью. В то же время, между низовыми казаками и царским правительством, приступившим к этому времени к активному освоению земель Новороссии, временами возникали конфликты. Так, казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. 4 июня, российские войска под командованием генерал-поручика П. Текели, не встретив ни малейшего сопротивления, российские войска подошли к стенам сечевой крепости. Сняв часовых и захватив всю артиллерию, они окружили казацкий поселок, затем гавань на реке Подпольной и овладели казацкими челнами. Понимая, что сопротивляться бессмысленно, запорожцы согласились капитулировать. На следующий день из Сечевого хранилища вывез­ли боеприпасы, клейноды, знамена, материальные ценности и архив запорожской войсковой канцелярии. 29 июня 1775 ᴦ. вышел указ Сената, в котором пояснялись причины ликвидации Запорожской Сечи и содержалось разрешение выдать пособия лояльно настроенным старшине и казакам. Часть запорожской старшины не только сохранила свои угодья, но получила также дополнительные участки земли и офицерские чины. При этом кошевой атаман Петр Калнышевский, судья Павел Головатый и писарь Иван Глоба были судимы и сосланы в отдаленные монастыри: первый — в Соловецкий, второй — в Тобольский, третий — в Туруханский. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи отсидел на Соловках четверть века, был помилован царем Александром I в 1801 ᴦ. и скончался там же, в Соловецком монастыре, в 1803 ᴦ. в возрасте 113 лет. Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

 

69. Политика самодержавия к малороссийским гетманам. Ликвидация автономии Малой Руси.

После ликвидации в 1764 году гетманства вся полнота власти в Малой Руси сосредоточилась в руках Второй Малороссийской коллегии во главе с графом Румянцевым. Был взят курс на жесткую централизацию и русификацию. Суть проводимой политики заключена в короткой фразе императрицы: «когда в Малороссии исчезнут гетманы, нужно сделать все, чтобы стереть из памяти их и все их время».

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Все суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор.

Проводя губернскую реформу, Екатерина стремилась окончательно уничтожить особый порядок управления на окраинах. В 1775 г была разрушена Запорожская Сечь под предлогом стремления казаков «составить из себя область совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». В 1781 году – ликвидирована полковая система на гетманщине, в 1783 году юридически оформлено крепостничество. На крестьян Левобережья и Слобожанщины распространялись общероссийские законы. Выданная в 1785 году «Жалованная грамота» дворянству уравняла в правах русское и малорусское дворянство. В результате всех этих действий автономия Малой Руси была ликвидирована окончательно.

 

 

70. Формирование русской, украинской, белорусской народностей: их основные признаки и ранняя история в составе Великого княжества Литовского.

Территориальные обозначения Руси, как основа этнонимики восточнославянских народов. Итак, в результате этнической консолидации восточнославянских племен со второй половины IX в. начинается процесс сложения древнерусской народности, который завершается, видимо, к концу XI-началу XII в. Применительно к завершающему этапу древнерусского периода можно говорить о совпадении трех понятий в названии «Русь» – этнического, политического и территориального.

Политические события XIII в. и последующего времени предопределили ход процессов, кардинально изменивших этническую карту восточнославянского мира. В 30-х годах XIII в. на русские земли обрушивается монголо-татарское нашествие, после чего они делятся на западную часть, вошедшую в состав Великого княжества Литовского и восточную, подчинявшуюся Золотой орде.

Это стимулировало процесс распада древнерусской народности и формирования на ее основе трех новых восточнославянских этносов – русских (великоросов), украинцев (малоросов) и белорусов. Новые этнонимы образовались от территориального членения Руси, которое отразилось в существовании ряда ее региональных обозначений, в их состав обычно входило название «Русь»: Червонная Русь, Галицкая Русь, Угорская Русь и другие, в том числе и те, которые дали названия восточнославянским народам – Белая Русь, Малая Русь, Великая Русь, а также название Украина.

Название Украина (в форме «украйна») впервые фиксируется в 1187 г. в Ипатьевской летописи, когда автор, сообщая о смерти переяславского князя Владимира Глебовича написал: «…плакала о нем вся украина». Еще до монголо-татарского нашествия оно быстро распространяется, охватывая, кроме Переяславских, Галицко-Волынские, Киевские и Черниговские земли. Этимология этого слова восходит к понятиям либо «окраина», либо «край», «земля». Значение «окраина» имеет исторический смысл: ко второй половине XII в. среднеднепровские земли, когда-то бывшие центром Киевской Руси, из-за давления кочевников приходят в упадок и становятся окраиной русских земель. В более позднее время понятие «украйна» входит в состав названий некоторых окраинных территорий русских земель (новгородская немецкая украйна, сибирская украйна, украйна за Окою и др.). В юго-западных землях возникают определенные языковые особенности, такие как произношение i вместо старых о и е в закрытых слогах и ряд других. Появились новые общие черты материальной и духовной культуры, хозяйственной жизни. Начали складываться и развиваться общие особенности (национальные черты) в области искусства, живописи, архитектуры. Причем большое влияние оказывает своеобразная казацкая субкультура, которая, в свою очередь, впитала в себя массу черт, обычаев и нравов кочевых народов. Так складывается украинская народность.

Понятие Белая Русь на протяжении исторического развития применялось к различным территориям. В XII в. так назывались земли Владимиро-Суздальского княжества, в XIII-XIV – Московские, Смоленские и Псковские земли, в XV-начале XVII в. Белая Русь локализовалась, главным образом, на востоке современной Белоруссии, на территории Верхнего и отчасти Среднего Поднепровья. С XV в. у населения этого края появляются такие характерные особенности языка, как дзеканье, цеканье, твердое "р", аканье и т.д. При сохранении общей древнерусской основы у населения, жившего по берегам рек Западная Двина, Западный Буг, Сож и Припять, стали развиваться особенности в обычаях, быту, материальной и духовной культуре, что было свидетельством формирования еще одной народности - белорусской.

 

71. Государственное устройство на территории России и Малороссии в первой половине 19 столетия.

Император возглавлял систему власти. При нем действовал высший совещательный орган, с 1810 года - это Государственный совет. Численность членов Совета колебалась от 40 до 80 человек. Они назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет – главный законосовещательный орган государства. Окончательно положение и структура Совета были определены в «Учреждении Государственного совета» 1842 года.

В 1826 году образована Собственная Его Величества канцелярия. Государственный совет утратил монополию на законотворческую деятельность. Канцелярия состояла из 6 отделений: первое - контролировало работу министерств, ведало кадровой политикой и готовило законопроекты; второе осуществляло кодификационную деятельность, обобщало юридическую практику; третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; четвертое - занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; пятое - готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами; шестое - координировало работу по управлению Кавказом.

Царствование Александра I знаменовалось умалением роли Сената. Законосовещательные функции отошли к Государственному совету, исполнительно-распорядительные - к Комитету министров. Судебные полномочия Сената были ограничены в 1813 году, когда Государственный совет получил право высшего апелляционного суда. Координацию работы сенатских департаментов осуществлял генерал-прокурор, ставший одновременно министром юстиции.

Верховным исполнительно-распорядительным учреждением с начала XIX века стал Комитет министров. Компетенция этого учреждения не имела ясно очерченных пределов. Комитет имел значение и законодательного учреждения, и Совета министров, и Комиссии прошений, и высшей административной инстанции. Все заключения Комитета получали силу только после их утверждения государем.

В начале своего правления Александр I ввел новые органы отраслевого управления- министерства: два военных, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 году «Общим учреждением министерств». Министры и товарищи министров назначались императором. Совещания для разрешения междуведомственных вопросов в 1812 году получили законодательное оформление в лице Комитетов министров.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи.

Был учрежден институт генерал-губернаторов, управлявших несколькими губерниями. Главами местной администрации были губернаторы, опиравшиеся на канцелярии, правления, комиссии, комитеты и присутствия. Губернаторы в свою очередь подчинялись министерству внутренних дел. Наказ губернаторам 1837 года провозглашал губернатора «хозяином губернии».

В первой половине XIX века начался первый этап раскрепощения крестьян. В 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах, выходивших на волю за выкуп, в 1816-1819 годах освобождались крестьяне остзейских губерний, но без земли; в 1842 году Указом об обязанных крестьянах помещикам разрешалось передавать крестьянам земли в арендное пользование за определенные повинности. В 1848 году частновладельческим крестьянам было позволено покупать недвижимое имущество.

В 1801 году была создана новая кодификационная комиссия. В 1803 году ее передали в ведение министерства юстиции. Только в 1826 году кодификационная комиссия, преобразованная во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии, продолжила работу. Комиссия составила первое Полное собрание законов Российской империи, начиная с Соборного уложения и заканчивая Манифестом 12 декабря 1825 года о восшествии на престол Николая I. Одновременно составлялось второе Полное собрание законов (с 12 декабря 1825 года).

Вторым этапом систематизации законодательства явилось составление Свода законов Российской империи. В отличие от Полного собрания Свод включал действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по отраслевому принципу. Свод был составлен в 1832 году и тогда же издан. В нём были затронуты вопросы гражданско-правовых отношений, обязательственного права (развитая система договоров, неустойка, залог и т.д.). В рассматриваемый период сложились новые виды гражданского права: авторское, промышленное, торговое, вексельное, морское, горное, водное и лесное право. Семейно-брачные отношения по-прежнему регулировались государством и церковью. Законодательством предусматривалось два порядка наследования - по завещанию и по закону. После 1823 года завещание должно было составляться только в письменной форме (до этого допускалась и устная форма) домашним или нотариальным порядком. В связи с рядом ограничений, при наследовании по завещанию наследник утверждался в правах наследования судом. Также были изданы Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, сельский судебного устав 1839 года.

Манифест от 25 июня 1811 года закрепил за Министерством юстиции функции судебного управления (ранее они принадлежали Сенату). Кроме того, Министерство юстиции осуществляло общий надзор за деятельностью судебных учреждений. Сводом предусматривалось пятнадцать исключительных порядков судопроизводства. Приговор суда утверждался министром.

В целом состояние системы правосудия первой половины XIX века оценивалось современниками как неудовлетворительное. Суд не был отделен от администрации, и зачастую принимал решения по ее указанию.

 

 

72. Общая характеристика крестьянской реформы 1861 года.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков.

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474.

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.

Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (10 лет).

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения. 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Основные положения новой программы были следующими: получение крестьянами личной свободы; обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит); утверждение переходного («срочнообязанного») состояния.

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. В их числе: «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, из усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», местные положения.

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

- Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.

- Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

- Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

- Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

- Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

- Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...