Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Вспомогательный материал

РАЗДЕЛ 2. Тема: Источники нормативно-правового обеспечения образования

1. Документы ООН об образовании.

2. Документы Совета Европы.

3 Интернационализация образования: Болонский процесс.

Документы ООН об образовании. В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих отдельные нормы. Это документы, принятые:

- Ассамблеей Организации Объединенных наций

- его специализированным учреждением – Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

- Международной организацией труда (МОТ)

- региональными международными организациями – Советом Европы и СНГ

- двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

В международном праве выделяют десять основных принципов:

§ Принцип неприменения силы и угрозы силой;

§ Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

§ Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

§ Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

§ Принцип равноправия и самоопределения народов;

§ Принцип суверенного равенства государств;

§ Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

§ Принцип нерушимости государственных границ;

§ Принцип территориальной целостности государств;

§ Принцип уважения прав человека и основных свобод.

К важнейшим правам человека, согласно общепризнанным нормам международного образовательного права, относится и право человека на образование. Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью её право вой системы. Д.А Ягофаров подчёркивает, что «особенно велика роль этих норм в двух случаях: при осуществлении международного сотрудничества и при защите прав и законных интересов граждан и иных лиц от посягательств со стороны государства, его органов и должностных лиц». Важнейшие нормы универсального уровня содержатся в документах ООН.

Устав ООН(1945)

Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничеств, ст. 55:

ООН содействует

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Согласно ст. 26 образование призвано решить четыре взаимосвязанных задачи:

1) способствовать полноценному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности ООН по поддержанию мира.

 

Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)

Этот документ придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает его и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими.

Пакт называет конкретные направления, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией прав человека. Среди них особенно актуальными для нашей страны является обязанность государств обеспечить постепенное введение бесплатного высшего образования, установление удовлетворительной системы стипендий, постоянное улучшение материальных условий преподавательского состава.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

В этом уникальном по охвату прав документе нормы международного образовательного права содержат ст. 28, 29. В них раскрывается содержание права ребёнка на образование, закрепляются минимальные нормы доступного, бесплатного и обязательного образования для детей, а также требования к его целевым, содержательным ориентирам ориентирам, к педагогическим методам.

Ст. 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией<...>

Ст. 29

1. <...>образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе <...>

Конвенция, наряду с закреплением права ребенка на образование, предусматривает комплекс прав и свобод, призванных гарантировать реальное действие права на образование.

В частности, согласно специальной норме, ребенок вправе иметь уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Одновременно запрещается экономическая эксплуатация ребенка, поручение ему работы, представляющей опасность для здоровья или создающей препятствия в получении образования. На государство и его органы возлагается обязанность обеспечивать действие названного запрета, привлекать виновных к юридической ответственности и проводить иные мероприятия.

 

Конвенцией о правах инвалидов (2006)

Согласно данному источнику, образование должно быть направлено на:

• развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

• обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

• доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

• предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

• создание условий для освоения социальных навыков;

• обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

 

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960г. (Вступила в силу для РФ 1 ноября 1962 г.) занимает важное место среди фундаментальных документов ЮНЕСКО по вопросам образования.

Поскольку дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в Декларации прав человека, то «ЮНЕСКО должна, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных станах, не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области», – гласит текст документа.

Согласно Конвенции, выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования». В частности, дискриминацией является:

a) Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

b) Ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

c) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо отдельных случаев,

d) Положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

В данном случае слово «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

Положения не рассматриваются как дискриминационные:

a) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) Создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое или образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении образования одной и той же ступени;

c) Создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.

В целях ликвидации или предупреждения дискриминации всех видов, подпадающей под определение, данное в настоящей Рекомендации, государствам-членам следует:

a) Отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;

b) Принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;

c) Не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся-гражданам данной страны, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;

d) Не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;

e) Предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, как и своим гражданам.

Государствам-членам следует, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования и, в частности:

a) Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех, на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;

b) Обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;

c) Поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования, в соответствии со способностями каждого;

d) Обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.

Принципы:

a) Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;

b) Родители и в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;

c) За лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой каждого государства в области образования, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии,однако, что:

i) Осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности и что оно не подрывает суверенитета страны,

ii) Уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами;

iii) Посещение такого рода школ является факультативным.

Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966). Согласно указанному документу, педагогическая деятельность признаётся высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.

Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач. Оговариваются вопросы:

- отбор для обучения;

- требования к профессиональному образованию:

Целью программы подготовки учителей должно быть расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу. Программы подготовки учителей должны включать в своей основе следующее:

a) общие дисциплины;

b) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики;

c) изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания;

d) педагогическую практику по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.

- усовершенствование учителей;

- условия работы и продвижение оп работе, включая дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения, медицинские осмотры, особые условия для учительниц, имеющих семью;

- права и обязанности учителей;

- условия, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения: число учащихся в отдельных классах, вспомогательный персонал, учебные пособия, продолжительность рабочего времени, ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска для повышения квалификации, специальные отпуска, отпуска по болезни и беременности, обмен учителями, школьные здания, специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах;

- заработная плата учителей, социальное страхование, медицинское обслуживание; пособия наследникам;

- нехватка учителей.

Общепризнанные нормы международного права по вопросам образования содержатся и в других документах:

Рекомендация о развитии образования взрослых (1976)

Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997)

Ряд региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования.

2. Документы Совета Европы об образовании. Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация:

Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами. Развивая Всеобщую Декларацию прав человека, Протокол № 1 к Конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. При этом особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать права родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами.

Европейская конвенция внесла ряд существенных новшеств в международное право. Она не только закрепила права человека, но и установила механизм их защиты. При Совете Европы были образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека для организации действенного внешнего контроля за состоянием прав человека в европейских государств. Так, Европейским судом был рассмотрен ряд дел по вопросам образования, в том числе о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы обучающегося, отказавшегося по религиозным соображениям участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции.

Решение Европейского Суда по правам человека, принимаемое по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Надзор за выполнением решений Суда осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

Нормы Европейской конвенции, принятые по вопросам образования, развиты и конкретизированы в ряде специальных актов. Особое значение среди них имеют:

- Европейская конвенция по культуре

- Общая Декларация европейских конвенций об эквивалентности

- Рекомендации R № (98) 3 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы по проблемам доступности высшего образования (1998)

- Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (1997.)

3. Интернационализация образования: Болонский процес с. Особый интерес и актуальность для развития высшего образования представляет комплекс документов и мероприятий, получивших название «Болонский процесс». Этим терминомобозначаетсяпроцесс интеграции систем высшего образования европейских государствс целью укрепления и развития интеллектуального, социального, культурного и научно-технического потенциала Европы.

Эксперты утверждают, что этот процесс имел длительное развитие. Ф. Мертенс и Ф. де Вильдер в публикации «Высшее образование в расширенной и жизнеспособной Европе» высказывают мысль о том, что Болонский университет, основанный в 1088 году именно как Европейский университет, дал своё имя процессу, призванному возвратить университету его подлинную европейскую сущность, т.е. интегратора Европы. Курт де Вит и Верховен выделяют три периода в развитии тенденций европеизации высшей школы во второй половине прошлого века.

Первый период (1957–1982 гг.) взял свое начало после Римского договора 1957г. Целый ряд событий и мероприятий инициировал развитие процесса сближения образовательных систем европейских стран. Конференция министров образовани я (1971г) обозначила пять основных ориентиров общеевропейского измерения в образовательных системах:

ü взаимное признание дипломов;

ü обоснование идеи формирования европейского университета;

ü кооперация вторичного (в РФ этот уровень охватывает среднее общее образование) и высшего образования;

ü создание европейского центра развития образования;

ü учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования.

В 1976г. состоялась презентация Программы действий, содержащей шесть пунктов:

– Доступ в высшую школу;

– Признание дипломов;

– Общие программы обучения;

– Короткие образовательные программы;

– Информационная политика;

– Европейский университетский институт.

Второй период (1983–1992 гг.) ознаменовал продолжение активной нормотворческой деятельности, направленной на сближение систем высшего образования европейских стран. В этот период уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на европейском пространстве. Прежде всего прорабатывались правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах. Под лозунгом «Содействие свободной мобильности преподавателей, студентов и исследователей» развертывались проекты СОМЕТ, ERASMUS, TEMPUS и др.

Великая Хартия университетов (1988, Болонья, Италия) провозгласила особую роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований.

К основным принципам-целям отнесены:

§ автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований;

§ независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; тесная связь преподавания и научных исследований; достижения на этой основе соответствия потребностям экономики и общества;

§ свобода исследований, преподавания и обучения;

§ выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов;

§ отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентами, мотивированными к их освоению;

§ охранение ценностей европейского гуманизма;

§ реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.

В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов требуются:

· наличие средств, отвечающих современным запросам;

  • отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности;
  • предоставление студентам гарантий (с учетом специфики обстоятельств) необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей;
  • развитие современных научных проектов между европейскими университетами;
  • стимулирование мобильности преподавателей и студентов;
  • достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным осо­бенностям и беспристрастном отношении к ним.

Третий период открывался подписанием Маастрихстского договора, заключенного в 1992 г. в голландском городе Маастрихте и положившего начало Европейскому союзу. В это время усиливается звучание идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны-члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества (свободное перемещение, выдвижение своей кандидатуры на выборах в коммунальные органы и т.п.). В этот период констатировалось, что возрастающее знание ориентирует образовательные системы на роль «принципиальных предпосылок экономического роста, повышения конкурентоспособности и снижения уровня безработицы».

Белая Книга 1995г. «Учение и учеба: развитие обучающегося общества» концентрировалась на трех признанных в Европейском Сообществе факторах влияния: информационное общество; интернационализация; научный и технический мир. Общность факторов влияния побудила европейские страны к выработке согласованной образовательной политики, охватывающей:

– содействие производству знаний;

– сближение образования и экономики;

– усиление роли образования как второго шанса личности;

– освоение выпускниками по меньшей мере трех европейских языков;

– утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование

(термин «белая книга» означает в англоговорящих странах официальное сообщение в письменном виде, которое может быть использовано для принятия решений, для законодательных актов).

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997). Этот основополагающий документ в сфере международного признания документов об образовании объединил участников 55 стран. В нём предусматривается создание последовательной системы признания соответствующих квалификаций (документов об уровне образования) в системе высшего образования. Цель создания документа – гарантирование того, что квалификации будут признаваться подписавшими сторонами.

Основные принципы Лиссабонской конвенции:

Обладатели квалификаций, выданных в одной стране, должны иметь доступ к оценке этих квалификаций в другой стране

Каждая страна должна признавать квалификации, выданные другими странами и отвечающие общим требованиям для доступа к высшему образованию

Признание квалификации высшего образования, выданной в другой стране, предоставляет: - доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, - использование ученой степени в соответствии с законами и постановлениями страны, в которой запрашивается признание; признание квалификации может облегчить доступ на рынок труда.

В документе содержится определение основных терминов (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ; оценка индивидуальных квалификаций; полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию; общие требования; особые требования); определение компетенции государственных органов.

Сорбонская декларация ( 25 мая 1998 г). Четыре министра образования (Франция, Италия, Великобритания, Германия) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Ее главными тезисами стали:

· формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

· сопоставимость дипломов, степеней, квалификаций;

· ориентация на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования;

· использование системы кр е дитов (ECTS) – единой системы зачётных единиц;

· международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр);

· предоставление выпускникам бакалавриата права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме;

· подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

· подтверждение Лиссабонской конвенции1997г.;

· формирование Европейского пространства высшего образования;

· сближение структур выданных дипломов и циклов (ступеней, уровней) обучения;

Таким образом, Болонский процесс начинался в лоне процессов европейской интеграции задолго до подписания Болонской декларации, ставшей одновременно и результатом предшествующих инициатив, и стимулятором реформирования высшего образования.

Болонская декларация (1999, Болонья, Италия) – документ европейского значения, под которым поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящихв Европейское сообщество. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов (Болонья, 1988 г.) и Сорбонской декларации (Париж, 1998г.), из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно:

– процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза придает ему новые горизонты;

– это в свою очередь выдвигает необходимость укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-техничес­кого потенциала Европы;

– высшее образование призвано содействовать формированию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и социально-культурному партнерству;

– на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.

Декларация содержит семь основных положений:

Ø использование системы сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (для обеспечения трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);

Ø введение системы двухступенчатого высшего образования: базового и постдипломного; доступ ко второму требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа (бакалавриат), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

Ø принятие системы кр е дитов (зачетных единиц трудоемкости) как средства поддержания мобильности студентов. Кр е диты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

Ø стимулирование академической мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

Ø содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

Ø внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;

Ø усиление европейского измерения высшего образования предусмотрено, прежде всего, в таких областях как проектированиесовместны х программ обучения, развитие учебных планов, подготовка и проведение научных исследований, межинституционального сотрудничества.

Пражское коммюнике (2001 г.), подписанное участниками конференции в Праге, подтверждало задачи, сформулированные в Болонской декларации. Подчеркнута необходимость гибкого сочетания общеевропейской системы с индивидуальными особенностями образовательных систем различных стран и учебных заведений Европы для эффективного использования их положительного потенциала. Во встречи принимали участие уже 33 страны.

К 2010 г. сторонниками Болонских соглашений стали 47 стран. Было оформлено объявление о создании общеевропейского пространства высшего образования, приняты новые подходы к развитию высшего образования, намечены пути сближения его с практической профессиональной деятельностью.

Образование 21 века выдвигает новые задачи и способы их решения, связанные с переходом от узко-знаниевого освоения дисциплин – к обучению, направленному на развитие навыков и способностей в области коммуникации, сотрудничества, критического анализа, творческого независимого мышления.

С целью содействия реформированию систем профессионального образования в странах бывшего СССР, Балканского региона и Восточного Средиземноморья в 1995 г. при Европейской Комиссии был создан Фонд Образования (ETF), который располагается в г. Турин (Италия). В 2009 г. Европейский Фонд Образования инициировал новое направление своей деятельности, которое получило название Туринский процесс – комплекс мероприятий, направленных на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном и региональном уровне (выявление их сильных сторон и зон развития, определение областей обмена опытом на международном уровне). Цели Туринского процесса:

v  Анализ развития системы профессионального образования и обучения, мониторинг внедрения долгосрочных стратегий и изучение успешных практик

v  Оценка текущей ситуации, доступ к рекомендациям на опыте стран ЕС

v  Выработка общего взгляда на дальнейшее развитие политики профессионального образования

v  Определение направлений сотрудничества стран-партнёров с ЕФО.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...