Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

синтаксический разбор предложения

по русскому языку для начальных классов

Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.

Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

 

Необходимость таблиц обусловлена тем, что:

во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;

во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;

в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

 

ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лу жи, ши на, ча й,

ро ща, щу ка, чу жой

Сочетания чк, чн но чк а, ру чн ой

 

Большая буква в именах собственных Москва, Волга,

Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных гус ь, пал ь ма

Разделительный Ь мягкий знак в ь юга, руч ь и

 

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ноч ь ж.р.

имен существительных женского рода луч – м.р.

 

Разделительный Ъ твердый знак в ъ езд, об ъ яснение

 

Двойные согласные кла сс, ва нн а, А лл а

 

Непроверяемые безударные гласные за я ц,б е рёза,п е нал

 

Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я в о да – в о ды

 

Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з ду б – ду б ы

п ф к т ш с ло ж ка - ло ж ечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) со л нце - со л нышко

 

Правописание приставок и предлогов за шёл за другом

с лез с дерева

НЕ с глаголами не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожк е

Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимн ем лесу

Безударные гласные в окончаниях глаголов ла ет, смотр ит

Правописание –тся, -ться в глаголах мы ться, мое тся

1. Найди в слове «опасное место»

2. Определи орфограмму

3. Вспомни правило, проверь написание слова

4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО? СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ? Птицы улетают на юг.

СОСТАВ СЛОВА

  ПРИСТАВКА образует новые слова   КОРЕНЬ главная часть слова   СУФФИКС образует новые слова ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ПРЕДЛОГ
  название предмета   КТО? ЧТО? кошка, стол признак предмета   КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? большой, синяя действие предмета   ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?   решать, списать служит для связи слов за, на, над от, по, об, со, про, под, с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ЖЕНСКИЙ РОД ОНА МОЯ девочка, земля МУЖСКОЙ РОД ОН МОЙ мальчик, автобус СРЕДНИЙ РОД ОНО МОЁ яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД
какой? -ой, -ый, -ий золотой алый синий какая? -ая, -яя золотая алая синяя какое? -ое, -ее золотое алое синее какие? -ие, -ые золотые алые синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

сущ., мест. Подлежащее кто? что? ______________
гл. Сказуемое что делает? что сделает? ______________
прил. Определение какой? чей? и другие  
сущ., мест. Дополнение вопросы косвенных падежей _ _ _ _ _ _
сущ., наречие Обстоятельство места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? _. __. __. __

ПАДЕЖИ

Именительный это кто? что? предлогов не бывает
Родительный нет кого? чего? без, у, от, до, с, из, около
Дательный дать кому? чему? к, по
Винительный вижу кого? что? на, в, во, за, про, под
Творительный доволен кем? чем? с, за, под, перед, над
Предложный говорить о ком? о чём? о, об, в, на, при
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ж.р. -а М.р. М.р. -, - ь С.р. - о, -е Ж.р. - ь
падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. Д.п. П.п. - И - Е - Е - - - Е -И -И -И

СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.

 

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)

2. Посмотреть на гласную перед -ть

I спряжение II спряжение
Глаголы-исключения: брить, стелить - ать! - ять лаять - еть! блеять - оть сеять -уть веять - ыть таять надеяться кашлять и др. - ить   Глаголы - исключения: 4 гл. – ать: слышать, дышать, держать, гнать; 7 гл. – еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
  ед.ч. мн. ч.   ед.ч. мн. ч.
. 2л. 3л. – у, -ю - ем – ешь - ете – ет - ют, -ут . 2л. 3л. – у, -ю - им – ишь - ите – ит - ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

сущ., мест. Подлежащее кто? что?  
гл., сущ., прил. Сказуемое что делает? что сделает? что (кто) это такое? каков?  
прил. Определение какой? чей? и другие  
сущ., мест. Дополнение вопросы косвенных падежей  
сущ., наречие Обстоятельство места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как?  

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

По цели высказывания: повествовательное побудительное вопросительное
По интонации: восклицательное невосклицательное
По наличию главных членов: простое, сложное односоставное, двусоставное
По наличию второстепенных членов: распространенное нераспространенное
Осложненное или неосложненное: однородные члены обращение

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Прямая речь после слов автора Прямая речь перед словами автора
А:,,П.” А:,,П?” А:,,П!” ,,П,” – а. ,,П?” – а. ,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)   Постоянные признаки: (пока не знакомы).   Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные Согласные (сонорные)
А О Э У Ы – обозначают твердость согласного звука Я Ё Е Ю И– обозначают мягкость согласного звука Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ - звонкие - глухие
10 гласных букв 6 гласных звуков [а, о, у, э, ы, и ]   Буквы Я Е Ё Ю – своего звука не имеют!!!   1.Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают двазвука [й’а] [й’э] [й’о] [й’у]: · в начале слова я ма [й’а м а] · после гласной ла е т [л а й’э т] · после Ь или Ъ знаков л ь ю [л’й’ у] с ъ ем [с й’э м]   2. Буквы Я, Е, Ё, Ю после согласных обозначают мягкостьсогласного и одинзвук: м я ч [м’ а ч] сал ю т [с а л’ у т] л ё н [л’ о н] дв е рь [д в’ э р’] парные непарные
Всегда мягкие – Й’, Ч’, Щ’. Всегда твердые – Ж, Ш, Ц. Не имеют звука – Ь, Ъ.
[ звук] гласныйсогласный ударный - безударный парный – непарный звонкий – глухой твёрдый – мягкий (’) ОБРАЗЕЦ: союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков; с [с] – согл., пар., глух., тв.; о [а] – глас., безуд.; ю [й’] – согл., cонорный, мяг.; [у] – гл., удар.; з [с] – согл., пар., глух., тв.

ВИДЫ РАЗБОРОВ

фонетический разбор

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

 

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

 

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)   Постоянные признаки: (пока не знакомы).   Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое.

 

синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:
По цели высказывания: повествовательное побудительное вопросительное
По интонации: восклицательное – невосклицательное
По наличию главных членов: простое, сложное односоставное, двусоставное
По наличию второстепенных членов: распространенное - нераспространенное
Осложненное или неосложненное: однородные члены,обращение

 

орфографический разбор

  1. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  2. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
  3. Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Правописание безударных гласных в окончаниях

Определи часть речи.

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? П.п. о ком? о чём? -и -е -е     -е -и -и -и

Имя существительное 1.Определи склонение.

2.Определи падеж.

 

Сущ. на –ия (ж.р.) Р.п., Д.п., П.п. – И

- ий (м.р.) П.п. – И

- ие (с.р.) П.п. – И

- мя Р.п., Д.п., П.п. – И

 

Имя прилагательное

1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.

2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.

3. Вспомни, какие буквы «дружат»

А-Я (ая-яя)

О-Е (ое-ее, ого-его, ом-ем, ому-ему)

И-Ы (ие-ые, им-ым, их-ых, ими-ыми)

У-Ю (ую-юю)

Если слово отвечает на вопрос какой?, будь внимателен!!!

 

м.р. –ий (-ой, -ый) ж.р. - ей

Глагол

1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)

I спряжение II спряжение

ед.ч.мн.ч.ед.ч.мн.ч.

я -у(-ю) мы -ем я -у(-ю) мы -им

ты -ешь вы -ете ты -ишь вы -ите

онони -ут,(-ют) онони -ат,(-ят)

она -ет она -ит

оно оно

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...