синтаксический разбор предложения
по русскому языку для начальных классов
Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.
Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.
Необходимость таблиц обусловлена тем, что:
во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;
во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;
в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лу жи, ши на, ча й,
ро ща, щу ка, чу жой
Сочетания чк, чн но чк а, ру чн ой
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гус ь, пал ь ма
Разделительный Ь мягкий знак в ь юга, руч ь и
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ноч ь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый знак в ъ езд, об ъ яснение
Двойные согласные кла сс, ва нн а, А лл а
Непроверяемые безударные гласные за я ц,б е рёза,п е нал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я в о да – в о ды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з ду б – ду б ы
п ф к т ш с ло ж ка - ло ж ечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) со л нце - со л нышко
Правописание приставок и предлогов за шёл за другом
с лез с дерева
НЕ с глаголами не спеши
Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожк е
Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимн ем лесу
Безударные гласные в окончаниях глаголов ла ет, смотр ит
Правописание –тся, -ться в глаголах мы ться, мое тся
1. Найди в слове «опасное место»
2. Определи орфограмму
3. Вспомни правило, проверь написание слова
4. Запиши слово правильно
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО?
СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Птицы улетают на юг.
|
СОСТАВ СЛОВА
ПРИСТАВКА
образует
новые слова
|
КОРЕНЬ
главная часть слова
|
СУФФИКС
образует
новые слова
|
ОКОНЧАНИЕ
служит для связи
слов в предложении
|
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
| ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
| ГЛАГОЛ
| ПРЕДЛОГ
|
название предмета
КТО? ЧТО?
кошка, стол
| признак предмета
КАКОЙ? КАКАЯ?
КАКОЕ? КАКИЕ?
большой, синяя
| действие предмета
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
решать, списать
| служит для
связи слов
за, на, над
от, по, об, со, про, под,
с, у, из, в и др.
|
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЖЕНСКИЙ РОД
ОНА МОЯ
девочка, земля
| МУЖСКОЙ РОД
ОН МОЙ
мальчик, автобус
| СРЕДНИЙ РОД
ОНО МОЁ
яблоко, озеро
|
РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
| МНОЖЕСТВЕННОЕ
ЧИСЛО
|
МУЖСКОЙ РОД
| ЖЕНСКИЙ РОД
| СРЕДНИЙ РОД
|
какой?
-ой, -ый, -ий
золотой
алый
синий
| какая?
-ая, -яя
золотая
алая
синяя
| какое?
-ое, -ее
золотое
алое
синее
| какие?
-ие, -ые
золотые
алые
синие
|
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест.
Подлежащее
| кто? что?
| ______________
|
гл.
Сказуемое
| что делает? что сделает?
| ______________
|
прил.
Определение
| какой? чей? и другие
|
|
сущ., мест.
Дополнение
| вопросы косвенных падежей
| _ _ _ _ _ _
|
сущ., наречие
Обстоятельство
| места – где? куда? откуда?
времени - когда?
образа действия – как?
| _. __. __. __
|
ПАДЕЖИ
Именительный
| это кто? что?
| предлогов не бывает
|
Родительный
| нет кого? чего?
| без, у, от, до, с, из, около
|
Дательный
| дать кому? чему?
| к, по
|
Винительный
| вижу кого? что?
| на, в, во, за, про, под
|
Творительный
| доволен кем? чем?
| с, за, под, перед, над
|
Предложный
| говорить о ком? о чём?
| о, об, в, на, при
|
1 скл.
| 2 скл.
| 3 скл.
|
Ж.р. -а
М.р. -я
| М.р. -, - ь
С.р. - о, -е
| Ж.р. - ь
|
падеж
| 1 скл.
| 2 скл.
| 3 скл.
|
Р.п.
Д.п.
П.п.
| - И
- Е
- Е
| -
-
- Е
| -И
-И
-И
|
СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
2. Посмотреть на гласную перед -ть
I спряжение
| II спряжение
|
Глаголы-исключения: брить, стелить
- ать! - ять лаять
- еть! блеять
- оть сеять
-уть веять
- ыть таять
надеяться
кашлять и др.
| - ить
Глаголы - исключения:
4 гл. – ать: слышать, дышать,
держать, гнать;
7 гл. – еть: смотреть, видеть,
обидеть, ненавидеть,
зависеть, терпеть, вертеть.
|
| ед.ч. мн. ч.
|
| ед.ч. мн. ч.
|
1л .
2л.
3л.
| – у, -ю - ем
– ешь - ете
– ет - ют, -ут
| 1л .
2л.
3л.
| – у, -ю - им
– ишь - ите
– ит - ат, -ят
|
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест.
Подлежащее
| кто? что?
|
|
гл., сущ., прил.
Сказуемое
| что делает? что сделает?
что (кто) это такое? каков?
|
|
прил.
Определение
| какой? чей? и другие
|
|
сущ., мест.
Дополнение
| вопросы косвенных падежей
|
|
сущ., наречие
Обстоятельство
| места – где? куда? откуда?
времени - когда?
образа действия – как?
|
|
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания:
| повествовательное
побудительное
вопросительное
|
По интонации:
| восклицательное
невосклицательное
|
По наличию главных членов:
| простое, сложное
односоставное, двусоставное
|
По наличию второстепенных членов:
| распространенное
нераспространенное
|
Осложненное или неосложненное:
| однородные члены
обращение
|
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь после слов автора
| Прямая речь перед словами автора
|
А:,,П.”
А:,,П?”
А:,,П!”
| ,,П,” – а.
,,П?” – а.
,,П!” – а.
|
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Имя существительное
| Имя прилагательное
| Глагол
|
1. Часть речи.
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род; склонение.
Непостоянные признаки:
падеж; число.
3. Синтаксическая роль:
Подлежащее. Сказуемое.
Дополнение. Обстоятельство.
| 1. Часть речи
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)
Постоянные признаки:
(пока не знакомы).
Непостоянные признаки:
число, род (в ед.ч.), падеж.
3. Синтаксическая роль:
Сказуемое. Определение.
| 1. Часть речи
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (неопределенная форма –
что делать? что сделать?)
Постоянные признаки:
совершенный или несовершенный вид; спряжение.
Непостоянные признаки:
число, время, лицо (если есть),
род (если есть).
3. Синтаксическая роль:
Сказуемое.
|
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные
| Согласные (сонорные)
|
А О Э У Ы – обозначают твердость согласного звука
Я Ё Е Ю И– обозначают мягкость согласного звука
| Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
| Л М Н Р Й
Х Ц Ч Щ
| - звонкие
- глухие
|
10 гласных букв
6 гласных звуков [а, о, у, э, ы, и ]
Буквы Я Е Ё Ю –
своего звука не имеют!!!
1.Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают двазвука
[й’а] [й’э] [й’о] [й’у]:
· в начале слова я ма [й’а м а]
· после гласной ла е т [л а й’э т]
· после Ь или Ъ знаков л ь ю [л’й’ у]
с ъ ем [с й’э м]
2. Буквы Я, Е, Ё, Ю после согласных обозначают мягкостьсогласного и одинзвук:
м я ч [м’ а ч] сал ю т [с а л’ у т]
л ё н [л’ о н] дв е рь [д в’ э р’]
| парные
| непарные
|
Всегда мягкие – Й’, Ч’, Щ’.
Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.
Не имеют звука – Ь, Ъ.
|
[ звук]
гласныйсогласный
ударный - безударный парный – непарный
звонкий – глухой
твёрдый – мягкий (’)
ОБРАЗЕЦ: союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;
с [с] – согл., пар., глух., тв.;
о [а] – глас., безуд.;
ю [й’] – согл., cонорный, мяг.;
[у] – гл., удар.;
з [с] – согл., пар., глух., тв.
|
ВИДЫ РАЗБОРОВ
фонетический разбор
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку.
- Подсчитай количество звуков и букв.
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
- Определи слово как часть речи.
- Найди окончание и определи его значение.
- Укажи основу слова.
- Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
- Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)
Имя существительное
| Имя прилагательное
| Глагол
|
1. Часть речи.
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род; склонение.
Непостоянные признаки:
падеж; число.
3. Синтаксическая роль:
Подлежащее. Сказуемое.
Дополнение. Обстоятельство.
| 1. Часть речи
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)
Постоянные признаки:
(пока не знакомы).
Непостоянные признаки:
число, род (в ед.ч.), падеж.
3. Синтаксическая роль:
Сказуемое. Определение.
| 1. Часть речи
2. Морфологические признаки:
Н.ф. (неопределенная форма –
что делать? что сделать?)
Постоянные признаки:
совершенный или несовершенный вид; спряжение.
Непостоянные признаки:
число, время, лицо (если есть),
род (если есть).
3. Синтаксическая роль:
Сказуемое.
|
синтаксический разбор предложения
- Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
- Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
- В скобках запиши характеристику данного предложения:
По цели высказывания:
| повествовательное
побудительное
вопросительное
|
По интонации:
| восклицательное – невосклицательное
|
По наличию главных членов:
| простое, сложное
односоставное, двусоставное
|
По наличию второстепенных членов:
| распространенное - нераспространенное
|
Осложненное или неосложненное:
| однородные члены,обращение
|
орфографический разбор
- Подчеркни одной чертой орфограммы.
- Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
- Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
Правописание безударных гласных в окончаниях
Определи часть речи.
| 1 скл.
| 2 скл.
| 3 скл.
|
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
П.п. о ком? о чём?
| -и
-е
-е
|
-е
| -и
-и
-и
|
Имя существительное 1.Определи склонение.
2.Определи падеж.
Сущ. на –ия (ж.р.) Р.п., Д.п., П.п. – И
- ий (м.р.) П.п. – И
- ие (с.р.) П.п. – И
- мя Р.п., Д.п., П.п. – И
Имя прилагательное
1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.
2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.
3. Вспомни, какие буквы «дружат»
А-Я (ая-яя)
О-Е (ое-ее, ого-его, ом-ем, ому-ему)
И-Ы (ие-ые, им-ым, их-ых, ими-ыми)
У-Ю (ую-юю)
Если слово отвечает на вопрос какой?, будь внимателен!!!
м.р. –ий (-ой, -ый) ж.р. - ей
Глагол
1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)
I спряжение II спряжение
ед.ч.мн.ч.ед.ч.мн.ч.
я -у(-ю) мы -ем я -у(-ю) мы -им
ты -ешь вы -ете ты -ишь вы -ите
онони -ут,(-ют) онони -ат,(-ят)
она -ет она -ит
оно оно
Воспользуйтесь поиском по сайту: