До недавнего времени привлечь к ответственности контролирующих лиц можно было только в деле о банкротстве, но из-за ликвидации должника суды прекращали дело.
Как было.
| Что изменилось.
| Что делать.
|
Налоговая не сможет исключить из ЕГРЮЛ компанию, против которой возбуждено дело о банкротстве.
|
§ Если в отношении компании суд возбудил дело о банкротстве, то налоговые органы имели право исключить ее из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — закон № 129).
§ Суд прекращал дело в связи с ликвидацией ответчика, а кредиторы несли убытки. В 2015 году КС РФ указал, что такой подход не соответствует Конституции РФ, так как нарушает имущественные права кредиторов.
§ Суд подтвердил, что после возбуждения дела о банкротстве ликвидация должника возможна только после завершения конкурсного производства (постановление КС РФ от 18.05.15 № 10П). Но тогда поправки в закон так и не приняли.
| § Если в отношении компании возбуждена процедура банкротства, то налоговая инспекция не вправе исключить ее из ЕГРЮЛ (п. 7 ст. 22 закона № 129).
§ Суд обязан направлять в ФНС определение о принятии заявления о признании должника банкротом в электронном виде.
§ Сведения о ходе производства по делу будет представлять в налоговую службу оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (п. 4 ст. 42 закона о банкротстве).
§ В выписке из ЕГРЮЛ появятся дополнительные разделы. В них будет видно, возбуждена ли процедура банкротства в отношении организации, и какие процедуры проводятся (подп. «и. 2» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ).
| § При подаче заявления о банкротстве должника, проследите, чтобы запись об этом появилась в ЕГРЮЛ.
§ Проверьте, публиковалось ли в «Вестнике государственной регистрации» решение о предстоящем исключении организации и если да, то направьте возражения. Пока не понятно, сможет ли ФНС выполнить все новые требования с даты вступления поправок в силу, поэтому лучше перестраховаться.
|
Если должник исключен из ЕГРЮЛ, ответит контролирующее лицо.
|
§ До поправок контролирующие лица не отвечали по долгам компании, которую налоговый орган исключил из ЕГРЮЛ.
§ Кредиторы могли получить денежные средства за счет контролирующих лиц только в процедуре банкротства. Но при ликвидации должника этой возможности уже не было, и кредиторы оставались ни с чем.
| § Контролирующие лица ответят по долгам компании, которую налоговая исключила из ЕГРЮЛ как недействующую (п. 3.1 ст. 3 закона об ООО).
§ Теперь, если организация исключена, это приравнено к отказу основного должника от исполнения обязательства (абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ).
§ Поэтому можно обращаться с заявлением к контролирующим лицам. Привлечь таких лиц к субсидиарной ответственности можно, если они действовали неразумно или недобросовестно.
| § Если должника исключили из ЕГРЮЛ, сразу обращайтесь с заявлением к контролирующим лицам. Но это целесообразно, когда понимаете, что не сможете получить денежные средства, даже если оспорите запись о ликвидации должника.
§ Чтобы обосновать неразумность и недобросовестность контролирующих лиц, укажите, что они знают о долге, не погашают его и не подают заявление о признании должника банкротом.
|
Контролирующие лица ответят за должника даже без процедуры банкротства.
|
§ Контролирующие лица несли субсидиарную ответственность в рамках действующей процедуры конкурсного производства. Но многие кредиторы просто не обращались с заявлением о признании должника банкротом, так как у должников не было имущества, за счет которого можно было бы провести процедуру банкротства и дойти до конкурсного производства.
§ Поэтому процедуру оплачивал сам кредитор.
§ Если у кредитора не было такой возможности, суд прекращал дело, и компания не могла удовлетворить свои требования.
| § Законодатель исправил ситуацию. Теперь контролирующие лица отвечают даже в том случае, если суд прекратил производство по делу из-за отсутствия средств на процедуру или возвратил заявление о признании банкротом (абз. 1 п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).
§ Но закон не раскрыл важный момент: кто вправе подать такое заявление, если суд его возвратил или прекратил дело на стадии проверки его обоснованности.
§ Сделать это может как заявитель, так и любой кредитор. При обратном подходе кредиторы были бы вынуждены сами инициировать процедуру банкротства, которую суд заведомо прекратит, например, из-за отсутствия финансирования.
| § Если у кредитора есть достаточные основания привлечь контролирующих лиц к ответственности, то можно не финансировать дальнейшую процедуру.
§ Обращайтесь напрямую с соответствующим заявлением после ее прекращения.
§ Заявление нужно подать в арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве (абз. 1 п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).
|
Обратиться с заявлением можно до и после завершения конкурсного производства.
|
§ После завершения конкурсного производства закон запрещал обращаться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности (п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).
§ Контролирующее лицо могло уклониться от ответственности, если кредитор не подавал заявление в ходе этой процедуры.
| § Кредитор получил возможность обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности не позднее 3 лет со дня завершения конкурсного производства.
§ Для этого необходимо соблюсти 2 условия (абз. 7 п. 5 ст. 10 закона о банкротстве):
ü заявитель узнал или должен был узнать, что есть основания привлечь к субсидиарной ответственности, после завершения конкурсного производства;
ü аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было рассмотрено в деле о банкротстве.
§ Срок на подачу заявления увеличен с одного года до трех лет (п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).
| § Подайте заявление к контролирующим лицам сразу, как только узнаете, что для этого есть основания.
§ В законе есть указание, что такое заявление нельзя подать позднее, чем через 3 года с момента признания должника банкротом (п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).
§ Но есть риск, что суды будут исходить из того, что этот срок не может превысить 3 года после открытия конкурсного производства. Например, если кредитор узнает, что его право нарушено через 2 года после признания должника банкротом, у него будет только 1 год на подачу заявления. Поэтому не затягивайте с обращением в суд.
|
После окончания конкурсного производства кредитор получит исполнительный лист.
|
§ Кредиторы вынуждены были ждать взыскания и реализации требований к контролирующим лицам.
§ Часто их реализовывали за бесценок, и кредиторы не получали достаточное удовлетворение. Купить такие права могло лицо, аффилированное с контролирующим лицом.
§ Кредиторы полностью зависели от конкурсных управляющих, которые часто относились к исполнению формально и не пытались реально получить денежные средства для кредиторов.
| § Суд может вынести промежуточное определение о наличии оснований для привлечения лица к субсидиарной ответственности еще до расчетов с кредиторами.
§ При завершении конкурсного производства арбитражный управляющий представляет в суд ходатайство, в котором указывает размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию (п. 5.2 ст. 10 закона о банкротстве).
§ Суд в свою очередь выносит определение, в котором также содержатся сведения о сумме, подлежащей взысканию с контролирующего лица (лиц) в пользу каждого кредитора, и очередность погашения требований.
§ Каждый кредитор получает свой исполнительный лист (п. 5.4 ст. 10 закона о банкротстве). При этом не будет применяться правило, по которому требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 9 ст. 142 закона о банкротстве).
§ В ходе исполнительного производства не будет применяться стандартная очередность (ч. 1 ст. 111 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
§ Требования взыскателей погашаются в соответствии с очередностью, указанной арбитражным судом в исполнительных листах (п. 5.6 ст. 10 закона о банкротстве).
§ Суд обязан определить эту очередность с учетом статьи 134 закона о банкротстве.
| § Получите исполнительный лист и незамедлительно подайте ее судебному приставу.
§ В законе нет правил исполнительного производства по таким документам. Например, никак не регулируется ситуация, когда кредитор третьей очереди предъявил исполнительный лист, а кредитор второй очереди нет.
§ Сейчас у приставов нет прямого указания - резервировать средства для этого кредитора. Поэтому кредитор третьей очереди имеет шанс получить всю сумму. Вероятно, в дальнейшем эти вопросы разъяснит Пленум Верховного суда РФ.
§ Пока же кредиторам целесообразно предъявлять исполнительные листы судебным приставам как можно быстрее после получения.
|
| | | |