Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

требование к претенденту на лидерство в политической структуре и формирование имиджа кандидата.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государтвенные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии опре деленных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийногсть, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракцион- ная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократи- ческим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторита- ризм. В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Одни исследователи определяют поли- тическое лидерство - как " влияние ", другие - как " управление ",

третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерами только " новаторв ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, уп- равляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер, по моему мнению, сочетает в себе все эти качества. Существуют четыре собирательных образа лидеров: " знаменосец ", " служитель ", " торговец ", " пожарник ".

1. Лидер - ЗНАМЕНОСЕЦ -- отличается собственным видением действи- тельности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп,формирует политическую проблематику.

2. Лидер - СЛУЖИТЕЛЬ -- выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

3. Лидер - ТОРГОВЕЦ -- основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4. Лидер - ПОЖАРНИК -- реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению по- жаров.

Согласно самой распространенной в совремменной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой резу- льтат взаимодействия двух начал: его действий (и проявляемых в ни свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2. Она ставит пред ним прблемы.

3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторон- ников. качества и способности необходимы совремменному лидеру.

 

ПЕРВЫМ и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.

ВТОРОЙ решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, яв- ляется его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, раз- витие и коррекция.

ТРЕТЬИМ важнейшим качеством должна быть политическая информирован- ность лидера. Подитическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом

ЧЕТВЕРТОЕ важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессионалный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большенство людей не понимает его (лексикон) не понимает. Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выя - вить врага, размежеваться с оппонентом.

ПЯТОЕ качество - чувство политического времени. Политическое лидерство - это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с набором осбых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, полити - ческих, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских. Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это болле строго оценивается людьми, и от

этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опастность полного растворения, ябсолютной индентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак. В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание " врагов ". Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.

ЦЕЛЬ - блгосостояние и свободное развитие народа, а средства – это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности поли - тического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств.

5. Методы и приемы манипуляции массовым сознанием и электоральным поведением.

В политике «манипулирование» или «манипуляция» [фр. manipulation < лат. manipula-tio < manipulus — горсть] в своем первоначальном содержании употреблялось в позитивном смысле как «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» [Словарь иностранных слов, 1986: 293]. В современных условиях содержание понятия трансформировалось. Манипуляция рассматривается как «акт влияния на людей и управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление, обработка» [Политическая психология, 2001: 724]. Синонимами данного термина в политике выступают «ма-* хинация», «мифологизация», «комбинаторность». Подобное понимание манипуляции позволяет трактовать ее как безнравственное политиканство, где преследуемая цель оправдывает любые средства.Способы воздействия на масс-медиа-аудиторию с помощью манипуляций.

1. Принцип первоочередности.

Суть данного метода основана на специфике психики, которая устроена таким образом, что принимает на веру информацию, первой поступившую в обработку сознанием. Тот факт, что позже мы можем получить более достоверную информацию, зачастую уже не играет роли.

В данном случае срабатывает эффект восприятия первичной информации как истиной, тем более что сразу понять ее противоречивый характер невозможно. А после — уже достаточно трудно изменить сформировавшееся мнение.

Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым:

а) формируя у избирателей негативное мнение о нем;

б) заставляя оправдываться.

(В данном случае идет воздействие на массы путем распространенных стереотипов о том, что если кто оправдывается — значит виноват).

2. «Очевидцы» событий.

Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную. Имя подобных «очевидцев» зачастую скрывается якобы в целях конспирации, или же называется ложное имя, что наряду с фальсифицированной информацией тем не менее достигает эффекта у аудитории, т. к. воздействует на бессознательное психики человека, вызывая в нем накал чувств и эмоций, в результате которых цензура психики ослаблена и способна пропустить информацию от манипулятора, не определив ее ложную сущность.

3. Образ врага.

Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы погружаются в состояния, схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В результате такими массами легче управлять.

4. Смещение акцентов.

В данном случае происходит сознательное смещение акцентов в подаваемом материале, и что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а высвечивается наоборот — необходимое им.

5. Использование «лидеров мнений».

В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из того, что при совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.

6. Переориентация внимания.

В этом случае становится возможным преподносить практически любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей. Становится возможным это исходя из правила переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень словно бы случайно высвечиваемых событий, служащих отвлечению внимания.

7. Эмоциональное заряжение.

Данная технология манипулирования основана на таком свойстве психики человека, как эмоциональная заражаемость. Известно, что в процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, становится возможным преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации. Далее вступает в действие эффект эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности ниже.

(Пример. Подобный эффект манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение, что заставляет смотреть за перипетиями демонстрируемых ими событий, сопереживая вслед главным героям. Или, например, при выступлении на телевидении ряда особенно амбициозных политиков, импульсивно выкрикивающих свои способы выхода из кризисных ситуаций, благодаря чему информация воздействуют на чувства индивидов, и происходит эмоциональная заражаемость аудитории, а значит возможность подобных манипуляторов заставить обратить внимание на подаваемый материал.)

8. Показная проблематика.

В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот, уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения. При этом сама истина как бы отходит на второй план. И зависит от желания (или не желания) манипуляторов высвечивать ее. (Например известно, что ежедневно в стране происходит множество событий. Естественно, освещение всех их невозможно уже чисто физически. Однако зачастую происходит так, что какие-либо события демонстрируются достаточно часто, много раз, и на различных каналах; тогда как что-то другое, что наверняка тоже заслуживает внимание — как бы сознательно не замечается.)

Стоит заметить, что подача информации посредством подобной манипулятивной техники приводит к искусственному раздуванию несуществующих проблем, за которыми не замечаются нечто важное, что может вызвать гнев народа.

9. Недоступность информации.

Данный принцип манипулятивных технологий называют информационной блокадой. Становится возможным подобное, когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов — сознательно не допускается в эфир.

10. Удар на опережение.

Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации. При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно. Используя подобный метод в политтехнологиях — сначала жертвуют незначительным компроматом, после чего, когда на продвигаемого ими политического деятеля появляется новый компромат — массы уже так не реагируют. (Устают реагировать.)

11. Ложный накал страстей.

Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика человека не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая позже информация — уже не оказывает такого воздействия, потому как снижается критичность, выдвигаемая цензурой психики. (Другими словами, создается ложный лимит времени, за который получаемая информация должна быть оценена, что зачастую приводит к тому, что она практически без купюр со стороны сознания попадает в бессознательное индивида; после чего оказывает влияние на сознание, искажая сам смысл полученной информации, а также занимая место для получения и соответствующей оценки информации более правдивой. Причем, в большинстве случаев мы говорим о воздействии в толпе, в которой принцип критичности затруднителен уже сам по себе).

12. Эффект правдоподобия.

В данном случае основа для возможной манипуляции состоит из такой составляющей психики, когда человек склонен верить информации, не противоречащей ранее имеющейся у него информации или представлений по рассматриваемому вопросу.

(Другими словами, если посредством СМИ мы сталкиваемся с информацией, с которой внутренне не согласны, то мы сознательно перекрываем подобный канал получения информации. А если наталкиваемся на информацию, не противоречащую нашему пониманию подобного вопроса,— мы продолжаем впитывать подобную информацию, которая усиливает раннее сформированные паттерны поведения и установки в подсознании. А значит становится возможет и разгон для манипуляций, т. к. манипуляторы сознательно будут вклинивать в правдоподобную для нас информацию частьложной,которую словно бы автоматически мы воспринимаем за настоящую. Также, в соответствии с подобным принципом манипулирования, возможна изначальная подача заведомо неблагоприятной для манипулятора информации (якобы критика самого себя), за счет чего повышается вера у аудитории, что данный масс-медиа-источник достаточно честный и правдивый. Ну а уже позже в подаваемую информацию вкрапливается информация, необходимая для манипуляторов.)

13. Эффект «информационного штурма».

В данном случае следует говорить о том, что на человека обрушивается шквал бесполезной информации, в котором теряется истина.

(Люди, подвергавшиеся подобной форме манипулирования, просто устают от потока информации, а значит, анализ подобной информации становится затруднителен и у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, необходимую им, но нежелательную для демонстрации широким массам.)

14. Обратный эффект.

В случае подобного факта манипуляции происходит выброс такого количества негативной информации в адрес какого-то человека, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный человек начинает вызывать жалость. (Пример Перестроечных лет с Б.Н.Ельциным, упавшим в реку с моста.)

15. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом.

Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит. В результате подобной формы преподнесения информации, некая критическая информация при проникновении в сознание слушателей теряет свою актуальность. Таким образом исчезает критичность восприятия психикой человека негативной информации и происходит привыкание к ней.

16. Односторонность освещения событий.

Данный способ манипуляции направлен на односторонность освещения событий, когда предоставляется возможность высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.

17. Принцип контраста.

Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и отрицательно воспринимаемой большинством аудитории. (Другими словами, на фоне черного всегда будет заметно белое. А на фоне плохих людей — всегда можно показать хорошего человека, рассказав о его добрых делах. Подобный принцип распространен в политтехнологиях, когда сначала детально разбирается возможный кризис в лагере конкурентов, а после — демонстрируется правильный характер действий нужного манипуляторам кандидата, у которого такого кризиса нет и быть не может.)

18. Одобрение мнимого большинства.

Применение данной методики манипулирования массами основано на таком специфическом компоненте человеческой психики — как допустимость совершения каких-либо действий, после изначального одобрения их другими людьми. В результате подобного способа манипуляций в психике человека стирается барьер критичности, после того как такая информация вызвала одобрение у других людей. Вспомним Лебона, Фрейда, Бехтерева и др. классиков психологии масс — в массе активно действует принципы подражания и заражаемости. Поэтому то что делает один — подхватывают и остальные.

19. Экспрессивный удар.

При реализации данный принцип должен произвести эффект психологического шока, когда должного эффекта манипуляторы добиваются намеренным транслированием ужасов современной жизни, что вызывает первую реакцию протеста (за счет резкого повышения эмоциональной составляющей психики), и желание во что бы то ни стало наказать виновных. При этом не замечаются, что акценты при подаче материала могут быть сознательно смещены в сторону ненужных манипуляторам конкурентов или против информации, кажущейся им нежелательной.

20. Ложные аналогии, или диверсии против логики.

Данная манипуляция устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией. (Например, происходит неправильное сопоставление различных и взаимоисключающих следствий, которые в данном случае выдаются за одно. Пример — в Госдуму последнего созыва было выбрано много молодых спортсменов. В данном случае заслуги в спорте в сознании масс подменили мнение о том, действительно ли 20-летние спортсмены могут управлять страной. При этом следует помнить что каждый депутат Госдумы — имеет ранг федерального министра).

21. Искусственное «просчитывание» ситуации.

Намеренно выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности к этой информации, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается.

22. Манипулятивное комментирование.

Посредством необходимого манипуляторам акцента освещается то или иное событие. При этом любое нежелательное для манипуляторов событие при использовании подобной технологии может принять противоположный окрас. Все зависит от того, как манипуляторы преподнесут тот или иной материал, с какими комментариями.

23. Эффект присутствия.

Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу — очевидец всегда прав.

24. Допуск (приближение) к власти.

Подобный вид манипуляции основан на таком свойстве психики большинства индивидов, как кардинальное изменение своих взглядов в случае наделения подобного человека необходимыми властными полномочиями. (Достаточно яркий пример — Д.О.Рогозин, который был в оппозиции к власти — вспомним заявление Рогозина в связи с запретом ЦИК на регистрацию В.Геращенко кандидатом в президенты, вспомним голодовку в Госдуме с требованиями отставки министров социально-экономического блока правительства, вспомним другие высказывания Рогозина, в т.ч. о партии власти и о президенте страны — и вспомним выступления Рогозина после его назначения постоянным представителем России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе, т.е. крупным чиновником, представляющим Россию во вражеской организации.)

25. Повторение.

Подобный способ манипулирования достаточно прост. Необходимо всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы подобная информация отложилась в памяти масс-медиа-аудитории и в дальнейшем была использована. При этом манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на низкоинтеллектуальную публику. Как ни странно, практически только в таком случае можно быть уверенным, что необходимая информация не только будет донесена до массового зрителя, читателя или слушателя, но и будет правильно ими воспринята. И такого эффекта можно добиться многократным повторением простых фраз. В этом случае информация сначала прочно закрепляется в подсознании слушателей, а потом будет влиять на их сознание, а значит на совершение поступков, смысловой оттенок которых тайно заложен в информацию для масс-медиа-аудитории.

26. Правда — наполовину.

Этот метод манипуляции заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается. (Пример времен Перестройки, когда сначала распространяли слухи о том что Союзные республики якобы содержат РСФСР. При этом как бы забыли о субсидиях России. В результате обмана населения дружественных нам республик эти республики сначала вышли из состава СССР, а после часть их населения стали приезжать на заработки в Россию.)

В современных условиях манипуляция электоральным поведением в ходе выборных кампаний приобрела открытый и целенаправленный характер. Политические борьба существовала во все времена, а вместе с ней и технологии, склоняющие выбор общественности в ту или иную сторону. Развитие науки, смена политического строя, изменение ценностей способствовали разработке все новых способов манипуляции человеческим сознанием и коснулись практически всех сфер жизни российского общества. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам. Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подмен фактов или смещение по семантическому полю понятия. Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом.

При этом большинство исследований изменения электорального поведения посвящены влиянию средств массовой информации на этот процесс. В то время как изучение влияния слухов в процессе политической коммуникации рассматривается достаточно редко. СМИ освещают выборы интенсивно, это ведет к различной степени информирования избирателей о предстоящих выборах и кандидатах. Но наравне с официальными источниками информации, существуют неофициальные – такие как слухи. Нередко подобные неформальные каналы передачи сообщений становятся наиболее сильными средствами коммуникации, поскольку распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные СМИ. По оценкам специалистов, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит сегодня в одном ряду с влиянием прессы, радио и телевидения.

Поэтому изучение поведения избирателей на выборах, а так же причин, по которым они голосуют за того или иного кандидата, является важным моментом при проведении любой избирательной кампании. Вместе с тем, проблема управления потоками неофициальной информации в настоящее время является достаточно серьезной и актуальной. Не смотря на широкое применение и целенаправленное использование этого средства в маркетинге, политическом консалтинге и PR, при психологическом воздействии на социальную среду, массовое настроение и электоральное поведение, до сих пор многие вопросы, связанные со слухами не изучены, не сформировано четких теорий, рекомендаций и программ по их изучению.С появлением многопартийной системы, вертикали исполнительной власти в России появились консалтинговые компании, работающие на выборах, а вместе с ними и предвыборные политические технологии. В настоящее время особую актуальность приобрели такие инструменты как PR, маркетинг и реклама; СМИ играют также не малую роль, но вместе с ними существует такой инструмент как неформальная коммуникация, элементом которой являются слухи. Таким образом, они являются инструментом манипулирования общественным сознанием, что ведет к их целенаправленному использованию, но вместе с тем нет определенного единого механизма контроля за информацией подобного рода. Поскольку для людей основным способом получения необходимой информации является общение – то наиболее эффективным, а вместе с тем и наиболее опасным способом влияния на выбор той или иной группы является создание и распространение слухов. Со слухами в современном обществе человек сталкивается повсеместно, поскольку во все времена в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различной информацией. Со времен появления первых городов-государств, письменности и официальных документов, слухи выделились в самостоятельную категорию информационных сообщений и начали использоваться в целях идеологической и политической борьбы, особенно в войнах. определенный момент информацией, скрываемой СМИ, возникающая в ситуации неопределенности, однократно воспроизводимая и распространяющаяся устным путем.
Слухи представляют значительный интерес для специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию. Например, в избирательной кампании, когда конкуренты берут под свой контроль почти все СМИ, для политтехнологов слухи остаются одним из основных способов передачи информации избирателям, и многие успешно используют этот канал.

6. Истоки российского политконсалтинга, его виды и формы.

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг.,

а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни-верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практи- ковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв- ший Экспериментальный творческий центр.Первые результаты деятельности российских политическихконсультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства исогласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо- рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар- тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли- тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос- сии». После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче- ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част- ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити- ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир - нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи- новников. В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро- вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ- чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче- ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль- тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен- тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газ пром и Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы- шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. — 1995. — 22 сент.). В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмей- кера считалось так же престижно, как содержать личного парик- махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли- тические услуги уравновешивался не менее широким предложе- нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа кли- ента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (ли- дера партии, фракции)» (Там же). После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо- го консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро- вался не вполне лицеприятный образ политического консультан- та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино- ваты случайные люди, освоившие профессию: «Эти люди созда- ют репутацию нашей профессии. Какой сейчас у нас имидж? Люди, которые зарабатывают огромные деньги, дурят клиентов, пользуясь их неопытностью и набором умных слов; не несут ни- какой ответственности ни перед кандидатом, ни перед электора- том за ту политическую ситуацию, которую так или иначе созда- ют, используя “грязные” технологии. Пришел, нагадил и ушел — вот такой нелестный образ создают некоторые, с позволения сказать, имиджмейкеры». Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро- вания рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее: «Рынок стал более структурированным. Немно- гие компании предоставляют полный спектр существующих ус- луг в этой области. Хотя можно назвать те узкие направления, где пока еще спрос превышает предложение. Во-первых, политиче- ская социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем выступают. Требуется умение работать с по- литическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно строить стратегию всей кампании. Во- вторых, политические стратеги, которые разрабатывают страте- гию всей кампании и держат в фокусе ее основные линии. Еще очень востребованной стала профессия менеджера политической кампании. Клиенты заметно поумнели. Они предъявляют гораздо большие требования к качеству продукта, лучше понимают проис- ходящее. Можно только порадоваться тому, что все большее коли- чество потенциальных клиентов будет отказываться от работы с недобросовестными консультантами»2. В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения поли- тических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга. В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал- тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор- му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав- ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию. «…Сегодня ситуа-

ция может исправиться в связи с тем, что на рынке появляется все больше политических проектов, которые могут и не включать в себя избирательные кампании, но требуют консультантов. Это создает новые условия для формирования рынка политического консультирования, его кадровой и профессиональной стабили- зации. Таким образом, мы можем надеяться, что люди, занятые в этой сфере бизнеса, смогут постоянно, а не от сезона к сезону, повышать свой профессиональный уровень. Возможно, мы при- дем к ситуации, когда спрос на политический консалтинг будет удовлетворен в полной мере и на соответствующем качественном уровне»1. Политические консультанты нового поколения в отли- чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио- нальное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион- ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менед- жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад2. Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос- сии — это политическое позиционирование в пространстве жиз- недеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организа- ция политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармо-

нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли- чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло- ковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по- литического дизайна как системы являются личность политиче- ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж, визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии»3. В истории российского политического консультирования были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо- ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче- ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако- нодательстве привели к модификации масштабов и характера работы политического консультанта: «Резкий уход в индивиду- альное местное самоуправление говорит о том, что надо выхо- дить в поле и строить демократию. Это и небольшие районы, и поселки городского типа, районные администрации. Огромное количество муниципалитетов требуют технологической поддерж- ки. Период жирных и больших проектов временно прошел, нуж- но кормиться в полях» Российские ученые классифицируют виды политического кон- сультирования и разделяют их по следующим параметрам. 1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом. Это может быть как разовое консультирование, так и долгосроч- ное консалтинговое обслуживание. 2. По числу консультируемых лиц. Политическое консульти- рование может быть групповым или индивидуальным. 3. По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, эконо- мическое и правовое консультирование. 4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование. 5. По целям консультирования. Это обучающее консультиро- вание и консультирование по оптимиз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...