Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-территориальное устройство Приднестровья в составе Российской Империи




История развития Приднестровья в составе Российской Империи


Содержание

1. Административно-территориальное устройство Приднестровья в составе Российской Империи

. Население Приднестровья в период его вхождения в Российскую Империю: численность, размещение, этнический состав

. Категории крестьян

. Казаки и военные переселенцы

. Города и местечки

Заключение

Литература


Административно-территориальное устройство Приднестровья в составе Российской Империи

 

Административно-территориальное устройство приднестровских зон, занявшее несколько десятилетий после присоединения к России, несомненно, оказывало определенное влияние на социально-правовое положение различных слоев, разрядов и сословий населения.

Политика царского правительства в этой сфере государственных интересов сводилась главным образом к установлению единообразия органов управления местной и общероссийской систем. Однако в процессе унификации прослеживаются специфические черты, обусловленные пограничным положением региона (до 1812 г.), а также наследием в северной зоне административно-правовых устоев со времен господства здесь магнатов Речи Посполитой. В южной зоне, на территории Очаковской земли (области), прилежащей к Черному морю, при административно-территориальном делении правительственными инстанциями учитывались стратегический и внешнеторговый факторы. Причем этот учет первоначально проводился синхронно в обеих зонах.

После второго раздела Польши в 1793 г. на присоединенной к России территории были образованы три губернии: Минская, Брацлавская и Изяславская. В 1795 г. Изяславская была разделена на две губернии - Волынскую и Подольскую. Приднестровская полоса Подольской губернии, где возникли Ямпольский, Ольгопольский и Балтский уезды, являлась, как известно, северной зоной Приднестровья, т. е. территорией, на которой с начала 90-х годов XVIII в. происходили сложные и важные социально-экономические и политические процессы, прежде всего интеграция в общероссийскую государственную и информационную системы.

С 1796 г. очертания Подольской губернии изменяются вследствие учреждения Вознесенского наместничества (губернии), к которому отходят Ольгопольский уезд и часть Балтского. Однако в августе 1797 г. наместничество было упразднено и значительная его территория включена во вновь образованную Новороссийскую губернию, а названные уезды возвращены в состав Подольской губернии.

Следует подчеркнуть, что если Балта, ставшая важнейшим торговым пунктом на землях Правобережной Украины, вполне отвечала требованиям уездного административного центра, то Ольгополь был объявлен таковым без учета тяготения к нему окружающей территории, транспортных условий и его размеров. Его определили уездным городом, руководствуясь административными, полицейскими и фискальными соображениями. Он почти не отличался от окружающих сел занятиями населения и имел куда меньшее хозяйственное значение, чем Балта или даже Каменка. Да и по своему облику Ольгополь был чисто «деревенским». В дальнейшем границы этой губернии не нарушались, и на протяжении всего XIX в. указанные уезды оставались в Подолии.

Отметим также, что в 1795-1797 гг. Балтский, Ольгопольский и Тираспольский уезды находились в границах одной губернии - Вознесенской. Позже они перешли к разным губерниям и генерал-губернаторствам и оказались в разных феодальных системах: Балтский и Ольгопольский уезды - в «польской», крепостнической, а Тираспольский - в «новороссийской», приближенной к фермерской системе хозяйства. Менее стабильным было административно-территориальное деление южной зоны Приднестровья, где часто менялись границы губерний и уездов.

В 1783 г. возникла Екатеринославская губерния, достаточно обширная по территории и по числу уездов: в 1784 г. их насчитывалось 15. Ее границы изменялись в 1785, 1789, 1792, 1795, 1797, 1802 гг. В эту губернию в 1792 г. была включена так называемая Очаковская земля (область) - территория между Днестром, Бугом, Ягорлыком и Кодымой. А через год (по второму разделу Польши) к ней отошли участки из Киевской и Брацлавской губерний. С учреждением Вознесенского наместничества по указу сената 27 сентября 1795 г. в него включили большую часть Очаковской области (Тираспольский уезд) и три уезда собственно Екатеринославской губернии с последующей передачей их Полтавскому и Миргородскому полкам.

С приходом к власти Павла I в стране проводится сокращение числа губерний. Из Екатеринославской и Вознесенской губерний и Таврической области образуется Новороссийская губерния, которая подразделяется на 12 уездов (туда же вошел Тираспольский уезд).

При Александре I в октябре 1802 г. Новороссийская губерния также подверглась дроблению на три части - Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губернии. Тираспольский и прилежащие к нему уезды входили тогда в Николаевскую губернию, которая в середине мая 1803 г. была переименована в Херсонскую (она состояла сначала из четырех уездов - Херсонского, Александрийского, Елисаветградского, Ольвиопольского, а с 1806 г. к ним прибавился пятый - Тираспольский).

Судьба Тираспольского уезда в административно-территориальном отношении достаточно своеобразна и изменчива. После Ясского мира 1791 г. Очаковская область, согласно предписанию из Петербурга, подлежала размежеванию на четыре уезда. Непосредственным исполнителем этого распоряжения стал екатеринославский губернатор В.В. Каховский. Однако в ходе практических дел первоначальный проект полностью не реализовался, и большая часть «области» была включена в Тираспольский уезд, из которого в начале XIX в. выделилось два градоначальства - Одесское и Николаевское, а затем два уезда - Одесский и Ананьевский. В течение 1825-1827 гг. был сформирован Одесский уезд: от Тираспольского уезда к нему перешли 21 806 жителей и 578 325 дес. земли, а в Тираспольский включили 5 640 жителей и 268 840 дес. земли из соседнего Ольвиопольского уезда. Осенью 1834 г. Тираспольский уезд (990 тыс. дес.) снова был разделен, и примерно половина его территории стала основой вновь созданного Ананьевского уезда.

С середины 30-х годов XIX в. границы оставшейся части Тираспольского уезда не подвергались изменениям, и эта стабильность продолжалась до 20-х годов XX в. Таким образом, территория Приднестровья оказалась в двух губерниях - Подольской и Херсонской, а в следующей нисходящей ступени административного устройства - уездной - она была разделена на четыре единицы. Мы ограничимся обзором только трех из них, исключая Ямпольский уезд, т. е. суживаем территорию приближенно к современным пяти районам Приднестровья.

Подольская губерния с 1816 по 1820 г. вместе с Бессарабской областью вошла в особое губернаторство под управлением подольского военного губернатора, который занимал важный пост полномочного наместника Бессарабской области. С 1820 г. Подольская губерния была подчинена непосредственно наместнику Царства Польского, а в 1831 г. включена в Киевское генерал-губернаторство (вместе с Киевской и Волынской губерниями). Херсонская губерния в 1828 г. вошла в Новороссийское генерал-губернаторство (наряду с Екатеринославской и Таврической губерниями, а также Бессарабской областью), центром которого являлась Одесса. Эти два крупных административно-территориальных комплекса просуществовали несколько десятилетий.

Наиболее заметными администраторами высокого ранга, оставившими яркий след в истории приднестровского края, были Г.А. Потемкин, М.С. Воронцов и Д.Г. Бибиков.

Петербургский кабинет неуклонно придерживался политической централизации в административно-управленческом устройстве страны. Однако полного единообразия не было, так как на окраинах допускались некоторые отступления от общероссийской структуры, обусловленные местными особенностями, вызванными государственной целесообразностью. К числу таких территорий относилось и Приднестровье.

Смена императоров - Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I - и около престольных вельмож не могла не сказаться на частых реорганизациях системы управления и территориальном размежевании. В частности, в конце XVIII - начале XIX в. по воле этих лиц менялись границы губерний и уездов, а вместе с ними и структура административно-управленческих учреждений. К тому же это было время, когда в пределы Российской Империи вошли территории, длительный период находившиеся в составе султанской Турции и Речи Посполитой. Интеграция этих земель в общероссийскую экономическую, политическую и административную системы проходила в течение довольно длительного периода при сохранении местной специфики. Императорские кабинеты придавали большое значение административно-полицейским рычагам - держали их под собственным наблюдением и непосредственно направляли деятельность губернаторов, полномочных наместников, министров, Государственного совета, Сената и пр. К примеру, при Екатерине II практиковалось выделение из ведения Сената отдельных территорий страны, управление которыми она временно поручала какому-нибудь избранному ею сановнику - Г. Потемкину, П. Зубову, Т. Тутомлину. Он являлся ее соправителем, лично представлял ей доклады и высказывал свои соображения. Иногда Екатерина принимала довольно необычные решения: так, после Потемкина, еще до назначения Зубова, она сама стала генерал-губернатором Новороссии, куда входила южная зона Приднестровья.

В низовое звено административно-территориального деления входили волости и сельские общества (общины) государственных крестьян. На землях северной зоны волости учреждались и юридически оформлялись лишь после указа Сената от 31 марта 1832 г. «Об учреждении управления казенных старостинских селений в губерниях, от Польши возвращенных». Затем, в начале 40-х годов, они вторично были реорганизованы по реформе П.Д. Киселева и в таком виде просуществовали до конца 60-х годов XIX в. Все казенные селения этой зоны были включены в Балтский округ государственных имуществ (9 сельских управлений Балтского и 3 управления Ольгопольского уезда), подотчетный Подольской палате государственных имуществ.

Южнее, в Тираспольском уезде (тогда в составе Новороссийской губернии), казенные селения были сгруппированы в волости еще в 1797 г., и с тех пор их численность не менялась до реформы 1866 г. До конца 30-х годов они входили в ведение губернской казенной палаты (по хозяйственно-финансовым вопросам), но одновременно подчинялись уездным и губернским полицейским и судебным инстанциям.

Реформа П.Д. Киселева обособила эту категорию сельского населения в правовом и административном отношении. С того времени действовал разветвленный механизм управления. Был учрежден Тираспольский округ государственных имуществ из соответствующих селений Тираспольского и Одесского уездов. Его окружное управление подчинялось Херсонской палате государственных имуществ. Отметим, кстати, что управления и в Балтском и в Тираспольском округах как бы накладывались на уездные административно-управленческие структуры (четырех уездов), что осложняло повседневную жизнь крестьян.

Высшей ступенью власти над казенной деревней стало Министерство государственных имуществ, состоявшее из нескольких департаментов, основной опорой которых являлось многочисленное чиновничество разных рангов. Оно осуществляло административное регулирование, наблюдательно-контрольные функции и опеку («попечительство») в масштабах всей страны. Непосредственно на местах эти задачи выполняли палаты, окружные управления, волостные и сельские правления. Кроме того, казенные селения подчинялись учреждениям Министерства внутренних дел и судам (уездным и губернским палатам) по более важным делам (были и «свои» - волостные - суды).

Тяжелая двойная «опека» (по своей сути полицейская) сверху, отлаженный бюрократический стиль деятельности и произвол администрации, бесконечные потоки инструкций и указаний «как жить» держали крестьян в состоянии постоянной тревоги. Более того, это не могло не привести к столкновению «попечительства» с традиционными общинными укладками. Крестьяне стояли за реализацию общинного миропорядка, а власти требовали непременного законопослушания и в результате наталкивались на противодействие общин: последние часто не выдерживали натиска чиновничества, что обостряло социальные противоречия в округах «государственных имуществ». Особенно яростно крестьяне выражали недовольство в связи с наступлением на их земельный фонд, на возрастание налогового гнета и расширение полицейского «попечительства».

Своеобразной была система управления в колониях иностранных поселенцев (в левой части Приднестровья это селения немцев и болгар), размещенных на казенных землях. Для главного надзора за всеми колониями на территории Новороссии по указу от 6 апреля 1800 г. в Екатеринославе была учреждена особая «Контора опекунства новороссийских иностранных поселенцев», которая подчинялась ведомству «Экспедиции государственного хозяйства» (в Санкт-Петербурге).

Впоследствии, когда число колоний в губерниях Новороссийского края значительно возросло, названная контора была подчинена вновь учрежденному в 1818 г. «Попечительному комитету об иностранных поселенцах Южного края России» - для единообразия и наибольшего порядка в управлении и «попечения о благосостоянии колонистов». Некоторое время комитет находился в Херсоне. Ему были подотчетны местные конторы опекунства, в том числе Одесская, в ведение которой входили и все колонии южной зоны Приднестровья. Конторам подчинялись более дробные административно-территориальные единицы - окружные приказы (у немецких колоний был свой округ, у болгар - свой), в каждой колонии учреждались избираемые сельские правления и смотрители.

Так было на казенных землях. А в немецком селении Антуанетовка, расположенном близ местечка Каменка Ольгопольского уезда - в пределах владений известного полководца князя П.Х. Витгенштейна, наряду со своими административной структурой и подотчетностью землевладельцу отмечались и некоторые черты общинного самоуправления. Это селение не включалось в многоярусную управленческую структуру, действовавшую в Балтском и Тираспольском округах.

В 1833 г. Попечительный комитет переместился в Одессу, где действовал до своего упразднения в 70-е годы. Высшей административной инстанцией, стоявшей над этой системой, являлось Министерство государственных имуществ (колонии подчинялись его Первому департаменту). В начале 70-х годов в результате реформы эта система была отменена.

Помещичьи селения и вообще сельская административная структура на частновладельческих землях (особенно в северной зоне) всецело находились в подчинении поместной управленческой старшины и до 40-х годов обходились без волостных управлений.

Помимо названных управленческих структур крестьянам и горожанам приходилось считаться с действовавшими в Приднестровье многочисленными специфическими и сословными административными и судебными учреждениями, обществами: церковными (обособленная церковная администрация местного епископата), военными, дворянскими, купеческими, жандармскими, городскими, земскими, мещанскими, медицинскими, народного просвещения (округа), лесными, путей сообщения (округа и дистанции) и др.

На особом положении всегда находилась военная администрация. Управлением и пополнением войск занимались специальные органы. В масштабе всей страны до начала XIX в. высшей инстанцией этой ветви власти являлась военная коллегия Сената, а затем, с 1802 г., - Военное министерство и Главный штаб. На территории провинций действовали 10 инспекций, в том числе Днестровская. Рекрутскими делами (а население Приднестровья отбывало эту повинность) до 70-х годов ведали специальный департамент Главного штаба и его ячейки на местах; жители этого региона отбывали рекрутчину только с середины второго десятилетия XIX в.

С осуществлением в начале 70-х годов военных реформ реорганизации подверглось и военно-территориальное деление страны: упразднены инспекции, созданы военные округа. Большая часть Приднестровья была включена в Одесский округ, штаб которого командовал дислоцированными в нем войсками и ведал делами по исполнению воинской повинности.

Таким образом, в административно-территориальном отношении Приднестровье оказалось разобщенным по разным губерниям, генерал-губернаторствам, ведомственным округам и т. п. Оно тяготело к четырем центрам: Киеву, Каменцу-Подольскому, Херсону и Одессе. В пореформенный период относительно крупные формирования - генерал-губернаторства - были упразднены, исчезли некоторые специфические системы и появились новые, но погубернская дробность в управленческой иерархии сохранилась на многие десятилетия. Функционировала слаженная громоздкая административно-территориальная структура с ее многоступенчатой иерархией и запутанными отношениями соподчинения. Одновременно происходил процесс ее унификации в пределах двух губерний - Херсонской и Подольской. Ликвидация границы по рекам Ягорлык и Кодыма способствовала сближению Северного и Южного Приднестровья. Этому последующему сближению не мешала система губерний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...