Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

роль бюджетной системы в решении экономических и социальных проблем региона.




влияние природно-ресурсного потенциала на территориальную организацию хозяйственной системы региона

В зависимости от характера залегания и размещения природные условия и ресурсы могут ускорять или замедлять развитие производительных сил страны. Доступность и легкость освоения ресурсов способствует быстрому росту производства материальных благ. И наоборот, большая трудоемкость освоения природных ресурсов или их значительное удаление от хозяйственных центров затрудняет развитие производительных сил, снижает эффективность производства. Природные условия и ресурсы являются одним из важнейших факторов экономического развития. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы производства и благосостояние людей. Степень доступности природных ресурсов влияет на производительность труда; она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы, чем меньше, следовательно, издержки, необходимые для производства конечного продукта. Распределение природных ресурсов по территории отличается, как правило, чрезвычайно большой неравномерностью, что в значительной степени определяет территориальное разделение труда и хозяйственную специализацию тех или иных регионов. Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, т.п.) всегда выступали в деятельности людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливно-энергетическую базу страны.

 

 

15. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал региона

Трудовой потенциал представляет собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. С количественной стороны трудовой потенциал представляет запасы труда которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования..

 

Трудовые ресурсы региона – это часть населения страны, которое обладает физическими и духовными способностями к труду и представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.

 

К трудовым ресурсам относятся:

 

1) население в трудоспособном возрасте (мужчины – 16-60 лет, женщины – 16-55 лет)

 

2) население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

 

Трудовые ресурсы могут быть охарактеризованы такими параметрами как: образовательный уровень, профессионально – квалификационная структура, поло – возрастная структура, а также социально – экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).

16. Региональный бюджет Основной метод составления регионального бюджета — сценар­ное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении не­скольких вариантов развития экономики региона. Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет — это бюджет муниципального об­разования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое зна­чение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строи­тельство и эксплуатация дорог местного значения, благоустрой­ство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок. Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимо­сти тех или иных расходов. Часть расходов государством призна­ется обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает мест­ных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местны­ми властями самостоятельно и финансируется только из собствен­ных средств. В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов орга­нами власти закладываются принципы реальности, гласности, единства и полноты. Принцип реальности предусматривает прав­дивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам. Принцип глас­ности предусматривает доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам исполнения бюджета. Принципы единства и полноты означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджет­ной системы в государстве, единообразие финансовых докумен­тов и бюджетной классификации.

 

17.

роль бюджетной системы в решении экономических и социальных проблем региона.

Бюджетные системы различаются в зависимости от типов государств с учетом того, является ли оно федеративным или унитарным. Бюджетная система унитарных государств является двухуровневой: государственный и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральными и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней:

1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;

2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, денежные средства которые используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством. Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

18. Региональные рынки недвижимости Рынок недвижимости - это взаимосвязанная система рыночных механизмов, обеспечивающих создание, передачу, эксплуатацию и финансирование объектов недвижимости. · Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства (земля, административные, производственные, торговые и прочие здания и помещения, а также другие сооружения) и предмета или объекта потребления (земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи). Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. Недвижимость распадается на три основных типа: земля, жилье и нежилые помещения. Особенности: уникальность всех участков земли (различие в ценах);локальный характер рын.нед.(сокращение числа возможных сделок из-зжа месторасположен.недвиж.);несоответствие высокой цены и финансовой возможности покупателей, что требует наличие кредитов в большинстве случаев.

Основным типом недвижимости является земля. Формирование рынка земли в России началось с приватизации

Рынки жилой и коммерческой недвижимости в регионах находятся пока в стадии формирования, однако столичные и иностранные инвесторы неслучайно проявляют к ним интерес. несмотря на трудности в освоении региональных рынков, будущее именно за ними, они сегодня интенсивно развиваются и имеют значительные резервы для развития и роста. Настороженное отношение инвесторов к региональным рынкам недвижимости во многом объясняется их закрытостью и непрозрачностью. Другими словами, недостаток информации, в том числе о населении, деловых традициях, способах взаимодействия с местными конкурентами и администрацией, останавливает инвесторов гораздо больше, чем трудности, связанные со столичным регионом. Рост инвестиционной привлекательности недвижимости в регионах объясняется целым рядом причин. Это и перенасыщение рынков Москвы и Санкт-Петербурга, и экономический подъем в стране, и стабильный рост доходов населения. инвестиционная привлекательность регионального рынка недвижимости напрямую зависит от политической обстановки в районе.

Развитие регионального рынка недвижимости определяется:

1) Экономическим ростом или ожиданиями такого роста в данном регионе.

2) Финансовыми возможностями для приобретения недвижимости, что, в свою очередь, обусловлено стадией экономического развития региона (кризис, застой, промышленное развитие), наличием и характером рабочих мест.

3) Взаимосвязями между стоимостью недвижимости и экономической перспективой того или иного региона.

Некоторые регионы находятся в состоянии застоя, так как их основные отрасли промышленности перемещены в другие части страны или пришли в упадок. В состоянии застоя находятся районы, зависящие от одной отрасли промышленности. Рынок недвижимости находится под значительным влиянием факторов, определяющих социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов, и факторов, определяющих политическую стабильность. Решающая роль принадлежит макроэкономическим факторам: политическая ситуация в стране и регионах, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка.

ВЫВОД: Развитие регионального рынка недвижимости определяется экономическим ростом или ожиданиями такого роста в данном регионе; финансовыми возможностями для приобретения недвижимости, что, в свою очередь, обусловлено стадией экономического развития региона и взаимосвязями между стоимостью недвижимости и экономической перспективой того или иного региона.

19. региональный Потребительский рынок Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления;, и др. Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка. При этом потребительский рынок, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления. потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона. Региональный потребительский рынок включает в себя три сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Существенная роль среди факторов, оказывающих влияние на региональный потребительский рынок, принадлежит социально-демографическим и географическим сдвигам в структуре населения, изменениям потребительских предпочтений, изменениям в уровне и структуре цен, формированию новых информационных технологий, появлению новых форм торгового оборудования, технологий производства и реализации товаров. С целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат изготовителей на разработку программ производства и реализации товаров осуществляется сегментация рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров. К основным критериям сегментации относятся:

• географический (величина региона, климатические условия, административное деление, удаленность от предприятий-производителей и т.п.);

• демографический (пол, возраст, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др. • социально-экономический (социальная и профессиональная принадлежность, уровень образования и доходов, национальность, религиозные убеждения и др.).

Все эти критерии рассматриваются во взаимосвязи и являются общими, объективными. Однако однородные с точки зрения этих критериев потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке. К субъективным поведенческим критериям относятся:

• стиль жизни;

• личностные качества;

• мотивы и др

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...