Методика занятий с использованием натуры
Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски. Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил – даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности. После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета. Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.
На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1). На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см. приложение: таблица 2). Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя. Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком – хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка). Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать. Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка. Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком – хризантема. Женя К. выбрал и нарисовал гриб – подосиновик. В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления (см. приложение: таблица 2). В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).
После трёх занятий проверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задала контрольный вопрос: «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?» Диана П.: «Нужно чаще смотреть на неваляшку». Алина Т.: «Надо обращать внимание на цвет натуры» Алёна Ч.: «Надо нарисовать цветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий» Женя К.: «Нужно обращать внимание на детали натуры». Настя Г.: «Надо внимательнее смотреть на натуру». Ксюша К.: «Надо рисовать предмет похожим». Из ответов на поставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования с натуры.
Анализ проведённой работы
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Заключение
На занятиях с детьми рисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели как обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.
В основе методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов. Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в её естественном направлении – залог создания детьми выразительного образа. Одним из важных условий развития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка – дошкольника.
Приложение
Таблица 1.
Таблица 2.
Литература
1. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». М. 1999 г. 2. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». М., 1991 г. 3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 1990 г. 4. «Программа воспитания и обучения в детском саду»/Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 5. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., Педагогическое общество России, 2005 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|