Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика занятий с использованием натуры

 

Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски.

Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил – даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности.

После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета.

Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.

На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1).

На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см. приложение: таблица 2).

Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.

Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком – хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка).

Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.

Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка.

Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком – хризантема.

Женя К. выбрал и нарисовал гриб – подосиновик.

В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления (см. приложение: таблица 2).

В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).

После трёх занятий проверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задала контрольный вопрос: «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?»

Диана П.: «Нужно чаще смотреть на неваляшку».

Алина Т.: «Надо обращать внимание на цвет натуры»

Алёна Ч.: «Надо нарисовать цветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий»

Женя К.: «Нужно обращать внимание на детали натуры».

Настя Г.: «Надо внимательнее смотреть на натуру».

Ксюша К.: «Надо рисовать предмет похожим».

Из ответов на поставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования с натуры.

 

Анализ проведённой работы

 

Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

 


Заключение

 

На занятиях с детьми рисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели как обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.

В основе методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.

Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в её естественном направлении – залог создания детьми выразительного образа.

Одним из важных условий развития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка – дошкольника.

 


Приложение

 

Таблица 1.

Имя и возраст ребёнка.

Признаки и детали неваляшки, включая цвет, количество.

Количество признаков, изображённых детьми.

Рисование по памяти. Рисование с натуры.
1. Ксюша К., 6 лет 2. Настя Г., 6 лет 3. Женя К., 6 лет   Неваляшка состоит из четырёх деталей круглой формы. Голова, туловище побольше головы и две маленькие круглые ручки по бокам туловища. Без ножек. Неваляшка может быть любого цвета, даже разноцветной, в зависимости от фантазии ребёнка. Имеется личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки выделяются кружочками, косынка на голове. 1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы красного цвета, ручки жёлтого. Личико: глазки, носик, ротик. 2. 6 деталей, все круглой формы, голова и туловище красного цвета, ручки и ножки оранжевого цвета. Личико: глазки и ротик. 3. 2 детали круглой формы, оранжевого и синего цвета, равные по форме. Личико: брови, глазки, носик, ротик щёчки. 1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы, жёлтого и красного цвета. Голова больше туловища. Личико: глазки, носик, ротик. 2. 4 детали, все круглой формы, оранжевого и коричневого цвета. Личико: глазки, ротик. 3. 4 детали круглой формы, оранжевого цвета. Личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки.

 

 

Таблица 2.

Имя и возраст ребёнка.

Количество обращений к неваляшке.

Сравнительный анализ признаков неваляшки.

 

В начале

По ходу

В конце

Количество признаков, присущих неваляшке. Количество признаков, переданных ребёнком
  самостоятельно По предложению вос-ля самостоятельно По предложению вос-ля самостоятельно По предложению вос-ля    
1. Ксюша К., 6 лет 2 1 4 1 3 1 3 2
2. Настя Г., 6 лет 3 1 2 2 3 1 3 2
3. Женя К., 6 лет 1 1 6 2 3 1 3 3

 

 

Литература

 

1. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». М. 1999 г.

2. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». М., 1991 г.

3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 1990 г.

4. «Программа воспитания и обучения в детском саду»/Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

5. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., Педагогическое общество России, 2005 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...