Сущность и особенности страхования во внешнеэкономической деятельности
Международная торговля товарами и услугами в настоящее время немыслима без страхования, которое является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. При перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или обычной поездке за рубеж требуется защита от рисков, непредвиденных обстоятельств. В связи с этим возникает необходимость в страховании от этих рисков. Страхование как особый вид хозяйственной деятельности предполагает образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая. К важнейшим особенностям страхования относятся: 1. целевое финансирование и использование средств. Материальный ущерб возмещается лишь в строго оговоренных случаях и пределах. В связи с этим, например, страхование валютного риска в результате включения в контракт различных валютных оговорок не входит в понятие «страхование» в его узком смысле как особого вида экономической деятельности, поскольку при этом не создаются целевые фонды и участниками страхования являются контрагенты по одной торговой операции; 2. вероятностный характер, обусловленный тем, что заранее неизвестны ни срок наступления страхового события, ни размер убытков, ни то, чей конкретно материальный интерес и в какой степени оно затронет; 3. материальная заинтересованность субъекта страхования в благополучном исходе страхуемого мероприятия. Если же субъект окажется выгодоприобретателем, то финансовое покрытие убытков не должно осуществляться в его пользу. Объектом страхования, как правило, является чей-то материальный интерес. Физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких-либо неблагоприятных и непредсказуемых явлений, называется страхователем.
Главной обязанностью страхователя является уплата взносов (страховой премии) для создания фонда, из которого он имеет право получить возмещение при наступлении событий, наносящих ущерб. Размер страховой премии зависит, прежде всего, от степени риска по страховой сделке и фиксируется в страховом полисе (insurance policy), который выдается страховщиком страхователю и подтверждает заключение сделки страхования. В страховом полисе помимо размера страховой премии оговариваются следующие условия: · конкретные риски, по которым страховщик обязан возместить ущерб. Под риском понимается вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Обязанность страховщика возместить ущерб возникает только при наступлении оговоренного в полисе события — страхового случая; · страховая оценка, т.е. определенная стоимость застрахованного имущества. Имущество, как правило, страхуется не на всю стоимость. Застрахованная часть стоимости имущества представляет собой страховую сумму. Кроме того, устанавливается доля, возмещение которой осуществляет сам страхователь, а не страховщик. Эта доля называется франшизой. Франшиза может быть условной и безусловной. При установлении условной франшизы ущерб, превышающий ее размер, возмещается полностью, а при установлении безусловной — только в объеме, превышающем франшизу. Например, если в страховом полисе установлена франшиза, равная 3%, а фактический ущерб составил 4%, то при условной франшизе страховщик возместит 4%, а при безусловной — только 1%. При наступлении страхового случая страховщик обязан выплатить конкретную сумму страхового возмещения, определяемую исходя из размера страховой суммы и страхового ущерба, который представляет собой материальные потери страхователя в результате страхового случая.
Объектами страхования во внешнеэкономической деятельности являются груз (карго), транспортное средство (каско), фрахт (провозная плата владельцу транспорта за перевозку груза). Основная особенность страхования в том, что в объем страховой суммы часто включается часть прибыли, ожидаемая в результате реализации товаров (в размере до 10% от стоимости груза). Общим условием страхования является принцип добросовестности сторон, который предполагает получение всей информации от страхователя об особенностях груза, и пункте его назначения. Страховое возмещение за груз предоставляется в той валюте, в которой была уплачена страховая премия. Размер убытков определяется представителями страховщика – аварийными комиссарами. Аварийным комиссаром является лицо (физическое или юридическое), к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей. В обязанности аварийного комиссара входит: - производить осмотр грузов в случае повреждения пли недостачи; - устанавливать характер, причину и размер понесенных убытков, а также ответственную за убытки сторону; - составлять и выдавать аварийные сертификаты; - принимать участие в ликвидации последствий аварий; - наблюдать за проведением предупредительных мероприятий, обеспечивающих сохранность грузов. Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесенного ущерба. По результатам, проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат или доклад, который предоставляется страховщику. Аварийным сертификатом называется документ, подтверждающий характер, размер, причины убытков в застрахованном имуществе. Аварийный сертификат служит не более чем свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком. На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя.
После выплаты страхового возмещения к страховщику переходит право на регресс. Регресс – это право на предъявление претензий к третьим лицам, виновным в порче или гибели груза. Страхователь может отказаться от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика, который выплачивает ему за это страховое возмещение. Данный акт называется абандон. Страховая сумма выплачивается в случаях: − пропажи судна без вести, − экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна (полная конструктивная гибель); − экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахованного груза в место назначения; − захвата судна или груза, застрахованного от такой опасности, если захват длится более двух месяцев. Заявление об абандоне делается страховщику в течение 6 месяцев с момента наступления указанных обстоятельств и не может быть взято обратно. Обычно в законодательстве, в том числе в Кодексе торгового мореплавания России, абандон считается односторонним актом страхователя. Однако по английскому праву для абандона необходимо согласие страховщика. Если страховщик принял на себя абандон и выплатил страховую сумму, а объект страхования оказался не погибшим, то страхователь обязан возвратить полученную сумму и вступить в права владения этим имуществом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|