Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность факторинга. Цели и функции

 

Цели факторинга непосредственно связаны с проблемами, возникающими у поставщика при предоставлении покупателям отсрочки платежа. Предоставление коммерческого кредита приводит к отвлечению средств предприятия из хозяйственного оборота в дебиторскую задолженность, а обслуживание дебиторской задолженности связано с косвенными потерями:

Ø денежные средства, возвращаемые должниками, подвержены инфляционному обесценению;

Ø так как часть оборотных средств отвлечена в дебиторскую задолженность, предприятие нуждается в заемных средствах, которые, как все источники средств, имеют собственную цену;

Ø чем дольше период погашения дебиторской задолженности, тем больше вероятность возникновения безнадежных долгов.

Минимизировать данные потери можно следующим образом:

Ø контролировать динамику оборачиваемости дебиторской задолженности (ее ускорение является положительной тенденцией);

Ø тщательно отбирать покупателей, которым предоставляется отсрочка платежа;

Ø тщательно разрабатывать условия оплаты;

Ø проводить индивидуальную работу с должниками.

Однако факторинг, обеспечивая ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и снижение рисков поставщиков по поставкам с отсрочкой платежа, является более эффективным способом сокращения косвенных потерь от обслуживания дебиторской задолженности. Кроме того, факторинг не только сокращает потери поставщика от коммерческого кредитования клиентов, но и позволяет банку получать дополнительную прибыль за счет расширения спектра предлагаемых услуг.

Т.о., целью факторинга является улучшение финансового состояния как поставщика, у которого ускоряется оборачиваемость оборотных средств, так и банка, который с помощью факторинга универсализирует свою деятельность.

Факторинг выполняет следующие функции:

Ø эмиссионная: восстанавливается объем оборотных средств поставщика, которые были отвлечены из оборота;

Ø стимулирующая: ускоряется оборачиваемость дебиторской задолженности, и соответственно оборотных средств;

Ø контрольная: так как банк может взять на себя управление дебиторской задолженностью поставщика, то взаимоотношения между поставщиком и его клиентами упорядочиваются.

Предмет

Предметом уступки по договору факторинга могут быть только требования о передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).[4] При уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной договором. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события.[5]

Клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки. Денежное требование признается действительным, если клиент обладает правом на передачу денежного требования и в момент уступки этого требования ему не известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.[6]

Согласия должника на переуступку денежного требования не требуется. Более того, уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении.[7] Следует отметить, что должник обязан оплатить финансовому агенту денежное требование только в том случае, если был уведомлен об уступке денежного требования этому финансовому агенту. Если уведомления не было, то должник вправе произвести платеж первоначальному кредитору.

Помимо финансирования под уступку денежного требования, финансовый агент в рамках договора факторинга может предоставлять клиенту различные финансовые услуги, связанные с переуступленными денежными требованиями. Это может быть ведение бухгалтерского учета, выставление должникам счетов по уступленным денежным требованиям? управление кредитом, учет реализации и др.

Субъекты

Факторинг обладает трехсторонним характером взаимоотношений – в факторинговой сделке участвуют как минимум поставщик, покупатель и финансовый агент (при обслуживании внешнеэкономических контрактов участников может быть больше).

В роли финансового агента может выступать как банк, так и специализированная факторинговая компания. За рубежом факторинговые компании стремятся объединиться в сети для упрощения и повышения эффективности взаимодействия. Цели таких объединений следующие:

Ø развитие международного факторинга;

Ø привлечение компаний из разных стран к использованию единообразных правил факторинговых операций;

Ø анализ методологических проблем факторинга;

Ø выполнение образовательной роли;

Ø предоставление участникам факторинговых операций необходимой информации;

Ø защита своих участников на уровне международных финансовых организаций.

Каждый участник факторинговой сети имеет возможность налаживать контакты с потенциальными партнерами из разных стран и перенимать положительный опыт ведения факторингового бизнеса.

Участником факторингового объединения может стать только компания, удовлетворяющая определенному набору требований. Несмотря на строгость отбора, многие компании стремятся стать членами таких ассоциаций, так участие в них является гарантией качества для потенциальных клиентов.

За рубежом основные клиенты факторинговых компаний и банков – средние и мелкие фирмы, испытывающие потребность в дополнительном финансировании и профессиональной административной поддержке. Каждая факторинговая компания имеет свои критерии отбора клиентов. Например, существуют отрасли, которые факторинговая компания может не обслуживать из-за повышенного риска, или же потенциальный клиент должен иметь определенный объем оборота.

В России финансовыми агентами должны быть банки, другие кредитные организации, а также иные коммерческие предприятия, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого рода.[8] Клиентами могут быть коммерческие организации или индивидуальные предприниматели (т.е. факторинговая операция может использоваться только в предпринимательской деятельности).

Наиболее эффективно использование факторинга для следующих предприятий:

Ø малые и средние предприятия, увеличивающие объем продаж или выходящие на новые рынки;

Ø новые компании, еще не имеющие отлаженного механизма работы с дебиторской задолженностью.

Подобные предприятия зачастую не могут получить банковский кредит, так как не удовлетворяют условиям, предъявляемым банками. Факторинг же позволяет этим предприятиям пополнить оборотные средства и ускорить их оборачиваемость.

Взаимодействие субъектов факторинга происходит посредством отношений по купле-продаже товаров с отсрочкой платежа и отношений по переуступке дебиторской задолженности.

Этапы

При факторинге сразу после поставки банк выплачивает поставщику 70-90% от номинальной стоимости счета-фактуры по данной поставке. Оставшиеся 10-30% за вычетом комиссионного вознаграждения зачисляются на блокированный счет предприятия и выплачиваются ему только после того, как покупатель погасил свои обязательства.

Можно выделить три этапа факторинга:

I. Обоснование и подготовка проводимой факторинговой операции.

На этом этапе проводится подготовительная работа по изучению всех условий сделки с целью минимизации возможных рисков. Клиент предоставляет в банк заявление на факторинговое обслуживание и другие необходимые документы (расшифровка дебиторской задолженности, контракты с покупателями, счета-фактуры, бухгалтерская отчетность и др.). после этого банк готовит заключение о платежеспособности поставщика и его дебиторов и решает, стоит ли брать на себя риск или лучше отказаться от операции.

II. Юридическое оформление факторинговой сделки.

Между банком и поставщиком заключается договор о факторинге (как правило, на срок от 1 до 4 лет). После этого банк устанавливает программное обеспечение поставщику для оперативного информирования о состоянии дебиторской задолженности.

III. Исполнение договора факторинга.

Поставщик предоставляет в банк копии выставленного на покупателя платежного требования, которое переуступается банку. Банк извещает банк покупателя о замене в платежном требовании наименования получателя на реквизиты банка, оказывающего факторинговую услугу. Поставщик уведомляет покупателя (с помощью специальной надписи на счете-фактуре и в специальном письме) о том, что единственным законным получателем платежа является банк. Далее банк выплачивает поставщику аванс в размере 70-90% от суммы поставки.

Периодически банк предоставляет поставщику полную информацию о состоянии дебиторской задолженности. По окончании отсрочки платежа покупатель погашает свою задолженность банку, после чего банк выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения.

Для уточнения сущности факторинга необходимо сравнить его с классическим банковским кредитованием. Преимущества факторинга:

1) банк проводит постоянную работу по управлению дебиторской задолженностью клиента;

2) банк принимает на себя риск неплатежа дебиторов;

3) сразу после отгрузки предоставляется финансирование;

4) банк оказывает информационную поддержку;

5) сумма финансирования клиента не лимитирована абсолютным пределом, а зависит от величины поставок.

 

Виды факторинга

 

Классифицировать виды факторинга в зависимости от различных признаков можно следующим образом:

I. По месту проведения.

1. Внутренний: все субъекты факторинговой операции находятся в одной стране.

2. Международный: субъекты факторинговой операции находятся в разных странах.

II. По роли клиента банка во внешнеторговой сделке.

1. Импортный: банк обслуживает импортера, находящегося на территории той же страны.

2. Экспортный: банк обслуживает экспортера, находящегося на территории той же страны.

III. По используемой схеме расчетов.

1. Прямой: субъектов факторинговой операции три – производитель, факторинговая компания и покупатель, причем производитель или покупатель находится в другой стране.

2. Взаимный (двухфакторный): субъектов факторинговой операции четыре – производитель, покупатель, два банка.

IV. По информированности дебиторов о факторинговом обслуживании.

1. Открытый: должник уведомлен об участии в факторинговой сделке.

2. Закрытый: должник не уведомлен об участии в факторинговой сделке.

V. По наличию у банка права обратного требования к клиенту.

1. С правом регресса: банк имеет право обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму.

2. Без права регресса: банк не имеет права обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму.

VI. По наличию финансирования.

1. Без финансирования: поставщик предъявляет клиенту счета через банк, который и должен получить денежные средства в пользу поставщика.

2. С финансированием: банк покупает у поставщика счета-фактуры, немедленно выплачивая 70-90% от их номинальной стоимости, а оставшуюся часть бронирует на отдельном счете.

VII. По способу кредитования.

1. В форме предварительной оплаты: клиенту предварительно оплачивается фиксированный процент от суммы долговых обязательств, который заранее оговорен.

2. Оплата к определенной дате: денежные средства перечисляются поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.

VIII. По объему предоставляемых услуг.

1. Традиционный: поставщики пользуются только основными услугами банка по факторингу.

2. Универсальный: предоставляются услуги, предполагающие полную защиту интересов клиентов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учет реализации, кредитование в форме предварительной оплаты.

IX. По количеству банков, участвующих в сделке.

1. Однофакторный: в сделке принимает участие один банк.

2. Взаимный (двухфакторный): в сделке участвует два банка, каждый из которых обслуживает своего клиента.

3. Дробный: поставщик переуступает все свои долговые требования сразу нескольким банкам.

X. По характеру деятельности обслуживаемого клиента.

1. Поставщик товаров.

2. Поставщик услуг.

XI. По периодичности обслуживания.

1. Регулярный: поставщик переуступает банку долги всех своих клиентов.

2. Разовый: поставщик обращается в факторинговую компанию только при необходимости немедленного получения средств.

Следует отметить, что Конвенция не рассматривает внутренний и закрытый факторинг как собственно факторинг. Российское законодательство также требует, чтобы должник был уведомлен об участии в факторинговой сделке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...