Хукм произношения Бисмилля, перед омовением
Хукм произношения Бисмилля, перед омовением
Хукм произношения Бисмилля, перед омовением
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам. А затем. Эта небольшая работа будет просвещена теме «Хукм произношения Бисмилля, перед омовением». Известны три основных мнения в этом вопросе: 1 – Ваджиб, это мнение более поздних ученых Ханбалитского мазхаба, так же это мнение предпочел имам Аш Шаукани и Сыддык Хасан Хан. 2 – Мустахаб, и это мнение большинства ученых (Ханафитского, Шафиитского мазхабов и так же одна версия от имама Ахмада, да смилуется Аллах над ними). 3 – Нововведение, это одно из трех мнений имама Малика, так же от него пришло, что это сунна, и третье, что это мункар. Доводом первых двух групп в этой теме стал хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «و لا وضوء لمن لم يذكر اسم الله عليه» «И нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха» [1]. Внешне этот хадис указывает на обязательность произношения «Бисмилля», т.к. в хадисе четко отрицается достоверность малого омовения, если не упомянуть имя Аллаха. Но джумхур уводят с прямого понимания этого текста на то, что не будет омовениеполным у того, кто не упомянул имя Аллаха над ним, приводя в довод достоверные хадисы, в которых нет упоминания о «Бисмилля». Например: Передается от Хумрана, вольноотпущенника Усмана, да будет доволен им Аллах, что Усман попросил принести ему воду. Он омыл свои кисти три раза, затем прополоскал рот, нос и высморкнулся, затем помыл свое лицо три раза. Дальше помыл свою правую руку до локтя трижды, затем левую точно так же. Затем протер свою голову, а потом помыл правую ногу до щиколотки трижды, затем левую точно так же и сказал: «Я видел посланника Аллаха, он брал омовение точно так же, как и мое вот это омовение»[2]. И другие хадисы в достоверных сборниках, в которых не упоминается «Бисмилля». И, чтоб собрать эти хадисы вместе сказали, что хадис от Абу Хурайры, в котором идет речь на обязательность произносить имя Аллаха, указывает на желательность и, если кто-либо не произнесет специально или по забывчивости, то его вуду достоверно и он может совершать намаз.
В общем, я тут не стану подробно разъяснять первое или второе мнение, а хочу обратить внимание на третье, а это то, что произнесение слов «Бисмилля» во время вуду – является нововведением, это одно из мнений ученых Маликитского мазхаба и так же это мнение предпочел из числа современных ученых шейх Ад Дубьян. Доказать это можно следующим образом. Тот хадис от Абу Хурайры – недостоверный. Его иснад: Нам рассказал Кутейба бин Саид сказал, нам рассказал Мухаммад бин Муса, от Я’куба бин Саляма, от его отца (Саляма), от Абу Хурайры… (Хадис), имам Аль Бухари в «Аунуль ма’буд» сказал: «Неизвестно, что Саляма слышал от Абу Хурайры, а так же Я’куб от своего отца». Так же есть и другие хадисы, в которых упоминается «Бисмилля», но как сказал имам Ахмад: «Я не знаю, чтоб на эту тему, был хадис с хорошим иснадом». Все хадисы, в которых упоминается Бисмилля – слабые. И так же то, что в аяте: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ»
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»[3] и в достоверных хадисах таких как: «Один человек спросил АбдуЛлаха бин Зейда, да будет доволен им Аллах: «Не мог бы ты мне показать, как брал омовение посланник Аллаха?». АбдуЛла бин Зейд ответил: «Да». И попросил принести воды, вылил на свои руки и помыл их дважды, затем прополоскал рот и нос три раза, затем помыл свое лицо три раза, затем дважды помыл свои руки до локтей, затем протер руками свою голову, вперед и назад, начиная с передней части головы, проведя ими до затылка, затем вернул их на то место откуда начал, и затем помыл свои ноги»[4]. В вышеупомянутых аяте и хадисе не пришло о Бисмилля ничего, ни один из передатчиков никак не упомянул об этом – это так же подкрепляет это мнение. Конечно, кому-нибудь может прийти мысль в голову, что эти сподвижники просто не услышали, как пророк говорит Бисмилля или забыли нам это передать. Но это еще больше неправильно, почему, потому что сподвижники внимательно следили за тем, как пророк берет омовение, передавали его действия и прекрасно осознавали, что эти ахкамы останутся до Судного дня. И трудно представить, что все эти достоверные передатчики забыли указать, что пророк говорил Бисмилля, а в недостоверных хадисах, все передатчики это запомнили и передали, скорее наоборот. Есть великое правило, если требующий знания научится применять его и работать с ним, то во многом облегчит себе жизнь, да и другим тоже. Правило переводится примерно следующим образом: Основа в поклонении – это ограничиваться только на том, на что пришли достоверные доводы! Это правило было взято из хадиса, который передала Аиша, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит какое-нибудь деяние, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто»[5]. Поэтому ни в коем случае не нужно полагать, что произнесение Бисмилля не будет лишним, нет, будет. Если бы это дело было похвальным в шариате, то первый бы кто его совершал – это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а затем его сподвижники и это бы обязательно до нас дошло.
И ко всему сказанному можно привести хадис, который привел у себя Абу Дауд: Нам рассказал Мусаддад сказал, нам рассказал Абу ‘Ауана, от Муса ибн Аби Аиша, от Амр бин Шу’ейб, от своего отца, от своего деда, который сказал: «Один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О, посланник Аллаха, как берется омовение?» Тогда он попросил принести воды в сосуде и трижды помыл свои кисти, затем трижды помыл свое лицо, затем трижды помыл свои предплечья, затем протер свою голову и засунул указательные пальцы себе в уши, протерев большими пальцами снаружи, а указательными внутри. Затем трижды помыл свои ноги. Потом сказал: «Вот это – мое омовение и тот, кто добавит сверх этого, тот ослушался и перешел границы дозволенного»[6]. И в этом хадисе так же не упомянуто бисмилля, а наоборот, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, тот кто добавит сверх этого, а эта фраза включает: протирание шеи, мытье более трех раз, протирание головы более одного раза и так же сюда входит произнесение фразы Бисмилля. И точно так же, а знание об этом у Аллаха, Бисмилля не говориться ни перед гуслем, ни перед таяммумом, т.к. нет ничего достоверного на это. Мир и благословение нашему пророку, его семье и всем его сподвижникам. [1]Ахмад 2418, Абу Дауд №101, Ат Тирмизи №25. [2] Аль Бухари №159, Муслим №226 [3] Аль Маида 6 [4] Аль Бухари №185, Муслим №235 [5] Аль Бухари, Муслим. [6] Абу Дауд №135, Ан Насаи №140, Ибн Маджа №422. И есть разногласие среди мухаддисов относительно достоверности этого хадиса, слышал ли ‘Амр бин Шу’ейб от своего отца, от своего деда, но как сказал имам Аль Бухари: «Я видел, Ахмад бин Ханбаль, Али бин Аль Мадини, Исхак ибн Рахуйа, Абу Убейда, Абу Хайсама, и большинство наших ученых, опирались на хадис ‘Амр бин Шу’ейб от своего отца, от своего деда, никто из них его не оставил». Эти слова привел Шараф аль Хакк аль ‘Азым Абади Абу АбдуРрахман в своей книге «‘Аунуль ма’буд ‘аля сунан Аби Дауд» в шархе на хадис №135.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|