Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель групп встреч как терапевтической группы




Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами.

Как уже отмечалось, существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп:

1. Ориентация групповой работы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства полностью и нередко выступает в роли наставника, учителя, тренера. Сторонники этого направления более склонны работать с Т-группами или группами тренинга умений.

2. Ориентация на гуманистический, демократический стиль руководства группой. Во главу угла ставится не автократичность руководителя, а чувство общности, аутентичности и открытости в отношениях между членами группы. Приверженцы этого направления более склонны работать с группами встреч, гештальт-группами. Большой вклад в развитие метода внес Карл Роджерс (“терапия, центрированная на клиенте”). Роджеровская концепция “встреч” содержит в себе прежде всего веру в потенциальные возможности личности на пути к самораскрытию и самосовершенствованию.

Местом рождения групп встреч можно считать Институт Эзалена в штате Калифорния (1962), а к родоначальникам этого оригинального гуманистического направления в психотерапии наряду с К. Роджерсом относят Ричарда Прайса, Мишеля Мерфи, Уильяма Шутца и др.

У. Шутц выделил следующие основные признаки группы встреч:

· открытость и честность в общении ее членов;

· осознание самого себя, своего Я (психического и физиеского);

· ответственность за себя и членов группы;

· внимание к чувствам;

· принцип здесь и теперь.

Открытость и честность. Достигается через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группа встреч поощряет участников к раскрытию самих себя другими и тем самым дает им возможность установить доверительные отношения друг с другом.

Самораскрытие – сугубо интимный и трудный процесс. С другой стороны, целенаправленное и осознанное самораскрытие является признаком сильной и здоровой личности.

Сам процесс самораскрытия (эффект исповеди) заинтересованному эмпатизирующему слушателю приносит говорящему облегчение (катарсис). Существует такое мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит нередко к неврозам и психосоматическим заболеваниям.

Группа встреч поощряет к самораскрытию (к исповеди) не перед профессионалом (священником, психотерапевтом, врачом), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт показывает, что иногда исповедоваться проще совершенно незнакомому человеку (дорожные встречи н т. п.). Однако спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всегда приемлемо.

Самораскрытие становится возможным только при определенных условиях. Например, когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания; когда тема самораскрытия связана с ситуацией, каким-то образом объединяющей людей; когда самораскрытие происходит не сразу, а постепенно, чтобы не ошеломить партнера.

К групповому понятию открытых и честных отношений очень близко стоит экзистенциальное понятие об аутентичности. Аутентичность следует понимать как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам (“не играя роли”), открыто высказывая свои мысли и выражая свои чувства.

Осознание самого себя. Выражая свои истинные чувства и мысли, т.е. открываясь для других и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя.

Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отношения с другими людьми, лицом противоположного пола, с группой и т. д.

Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, является конфронтация. Однако конфронтация может стать эффективной только в том случае, если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему члену, а участник группы, в свою очередь, заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.

Ответственность. Основной закон группы встреч, согласно мнения У. Шутца, заключается в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе.

Гуманистический подход к психотерапии основывается на уважении к клиенту, но вместе с тем предполагает, что члены группы должны отвечать за свое поведение как в группе, так и в реальной жизни. У. Шутц настаивал на том, что группа не должна защищать своих членов в сложной ситуации, а, наоборот, поощрять их к реализации собственных резервов и принятию самостоятельных решений.

Ответственность клиента за свое поведение не исключает полностью ответственности психолога за терапевтический процесс. В частности считается, что, как только групповой процесс сформировался и клиент активно вступил в него, ответственность за исход терапии с этого момента должен нести и психотерапевт.

Внимание к чувствам. Роль эмоционального фактора в эффективности любого психотерапевтического метода известна давно.

Как замечает В.Т.Кондрашенко (1997), подлинная психотерапия предполагает напряженный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в этот процесс, не только активности и искренности, но и большого “эмоционального мужества”. Все это предполагает готовность клиента пережить радость общения с доброжелательными членами группы и осознать собственные, порой сложные чувства, возникающие в трудных ситуациях, при встрече с “неприятными людьми”. В свою очередь осознать свои эмоции – значит более глубоко осознать самого себя.

Одной из целей психотерапевта является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряжения. Только нужно всегда помнить, что групповая напряженность из мощного психотерапевтического потенциала может быстро трансформироваться в деструктивность и привести к развалу группы.

Чаще всего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанные эмоциональные реакции апробируются в группе, затем переносятся на повседневную жизнь и способствуют лучшей адаптации личности в социальной среде.

“Здесь и теперь". Этот принцип актуален для всех психотерапевтических групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами.

При организации группы психотерапевт обычно, и на этом уже было акцентировано внимание в предыдущих разделах, проводит с участниками предварительную беседу, в которой излагает основные цели и задачи этого метода лечениятерапии. Следует также рассказать об особенностях группы встреч. Членов группы просят с самого начала соблюдать все принципы работы групп данной направленности. В предварительной беседе также подчеркивается, что все участники группы встреч отвечают за себя и что результат их излечения зависит от них самих.

Этапы группового процесса

Основными психотерапевтическими шагами в группе встреч являются: установление контактов; построение доверительных отношений; изучение конфликтов; анализ сопротивления; соучастие и поддержка.

Установление контактов (знакомство). На первых этапах группового процесса усилия членов группы направляются на установление доверительных межличностных контактов. Эти усилия У. Шутц называл “стремлением к включению в ситуацию”, которое определяется желанием каждого члена группы ощутить свою принадлежность к ней.

На первом занятии можно представиться друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает межличностный контакт. Знакомство начинается с контактов в мини-группах или в парах. Это могут быть как физические контакты – исследование рук, лица партнера, так и вербальное общение.

Построение доверительных отношений. В группе всегда есть несколько участников, которые на первых порах испытывают чувство одиночества из-за трудности в установлении контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства и переживания малознакомому человеку.

Изучение конфликтов. Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнования, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне. Психотерапевт поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознавать не только свои чувства и поведение, но и соперника.

Анализ сопротивления. Обычно осуществляется посредством специальных упражнений в которых особое внимание уделяется обсуждению сновидений, снов наяву, фантазий, грез и пр. В дальнейшей работе весь полученные материал нуждается в прояснении и интерпретации.

Соучастие и поддержка. Чтобы правильно осознать свое поведение и полностью раскрыться, каждый участник нуждается в положительной поддержке всей группы. Вначале такая поддержка осуществляется с помощью ведущего. Со временем группа становится способной обеспечить своего участника положительной обратной связью самостоятельно.

Следует учитывать, как отмечает В.Т.Кондрашенко (1997), что стремление выразить поддержку, утешение или одобрение в адрес своего партнера по группе очень часто отражает эмоциональное состояние (неуверенность, тревогу) не столько поддерживаемого, сколько поддерживающего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...