Зарождение и развитие парламентаризма
План урока 1. Введение. Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти. 2. Идеи представительной демократии.
3. Зарождение и развитие парламентаризма.
Структура парламента. Полномочия парламента.
6. История российского парламентаризма.
7. История московского парламентаризма.
а) «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» б) Всесословная городская дума в) Московская городская дума 8. Заключение.
Ход урока Введение. Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. Развитие демократических институтов в современном мире обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления, как парламентаризм - неотъемлемый элемент политической и правовой действительности. Парламентаризм, занимающий особое место в демократическом правовом государстве, базирующемся на принципе разделения властей, является одной из признанных ценностей современного конституционализма.
Идеи представительной демократии
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени. В наиболее полной форме идеи либерализма были сформулированы в 17-18 вв. в трудах Локка и Монтескье (теория общественного договора о передаче функций регулирования отношений между людьми государству). Важной составляющей этой теории является идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, имела место идея парламентской формы представительной демократии, предусматривающей передачу гражданами в результате выборов функции управления государством тем лицам, которые смогут защитить законные права и свободы своих избирателей. Монтескье считал, что наилучшей формой народовластия является правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц. Единственным основанием для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик.
Эти концепции получили развитие в 19-20 вв. (М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С Липсет и др.) как идеи плюралистической демократии. Политический плюрализм означает включение в политическую жизнь страны множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели, идеологические концепции и ведущих между собой борьбу за власть. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих предвыборных программ перед избирателями, завоевание как можно большего количества их голосов на выборах и тем самым получение максимального парламентских мест. В ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте политические партии и движения представляют интересы конкретных социальных групп. Политической основой плюралистической демократии являются конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан, принцип разделения властей, парламентская форма правления.
Зарождение и развитие парламентаризма Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов – парламенте. Вся политическая, экономическая и социальная жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить). Дело в том, что после норманнского завоевания, начавшегося победой 14 октября 1066 г. Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, началось не просто господство норманнов, но и офранцуживание англосаксонской цивилизации. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски. Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В Великобритании он так и называется парламент, в США - конгресс, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг и т.д. Вопрос. Как называется высший законодательный орган в России? (Федеральное собрание). История парламентской власти уходит своими корнями в народные ассамблеи, существовавшие в эпоху племенного строя. Позже ассамблеи превратились в консультативные советы при вождях. Советы мудрецов при вожде представляли собой обычный совет старейшин, куда входили самые знатные люди. В средние века парламент представлял собой встречу короля со своими советниками, на которые приглашали также судей, рассматривавших жалобы и петиции от населения. Подобное собрание соединяло в себе все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Поначалу термин «парламент», происходящий от латинского слова «parliamentum», применялся только по отношению к собранию лордов (дворянство и священники) и представителей третьего сословия (рыцари и главы городов), которые созывались королем для коллоквиума – по-русски «посиделок» («поговорить сообща»). Повесткой дня служили такие важные вопросы, как сбор армии для вторжения в другую страну или для обороны нападения. Но чаще «посиделки» выступали просто законным способом пополнить королевскую казну.
Именно такой регулярный парламент появился в 1265 году в период правления английского короля Эдуарда I как орган сословного представительства. Он возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королем, знатью и коммунами (городскими общинами, добившимися от феодалов прав самоуправления). В 1295 году был созван «Образцовый парламент», в состав которого вошли по два представителя рыцарского сословия от 37 графств и по два представителя от городских коммун. В начале 14 века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, исполнительная – к штабу консультантов короля, прообразу современного кабинета министров.
Нижняя палата парламента во всех странах – это вынужденная уступка верхов низам. Верхи обычно устраивает тот режим, который помог им обогатиться и добиться власти. Но он не устраивает тех, за чей счет произошло такое обогащение. Они выступают за более справедливое распределение богатства. К этому ведут два пути – революционный и конституционный. Чтобы избежать первого варианта событий, монарху и его окружению было выгоднее допустить социальные низы до голосования, представления их интересов в парламенте, выражения воли законным путем.
Структура парламента Парламент может состоять из одной или двух палат. Однопалатные парламенты достаточно редки (Болгария, Венгрия, Греция, Финляндия, Израиль, Украина, Армения, Азербайджан). В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в США - Сенат и Палата представителей, во Франции - Сенат и Национальное собрание, в Германии - Бундесрат и Бундестаг.
Вопрос. Назовите верхнюю и нижнюю палаты российского парламента (Совет Федерации и Государственная Дума). Если сравнивать обе палаты парламента, то в большинстве, где они есть, наблюдается следующая особенность. Верхняя палата всегда соглашается с властями, а нижняя чаще бунтует. Первая охраняет конституционный порядок, а вторая, если к тому есть серьезные причины, стремится его изменить или свергнуть. Подобное можно наблюдать и в постсоветской России. С президентом соглашаются губернаторы из верхней палаты, а коммунисты и жириновцы протестуют в нижней палате – Государственной Думе.
Верхние палаты, формируемые менее демократично, имеют двоякое предназначение: представительство интересов территориальных единиц государства, а также осуществление роли тормоза, фильтра, консервативного начала в деятельности парламента, и с тем, чтобы предотвратить принятие им непродуманных и популистских решений. Верхние палаты в разных странах формируются по-разному: непосредственно избирателями (США), путем назначения правительствами земель из своего состава (Германия), косвенными выборами (Франция). Вопрос. Как формируется Совет Федерации в России? 1. В Совет Федерации РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. 2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом гос. власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа гос. власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) на срок его полномочий. (закон принят в 2000 г.)
Нижние палаты парламента формируются более демократично, через прямые выборы. Именно они являются выразителями народных интересов. Вопрос. Расскажите о порядке формирования Государственной Думы в Российской Федерации?
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Срок полномочий созыва Государственной думы — пять лет С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен с 5% до 7 %. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.
Полномочия парламента Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер: - в законодательной сфере – право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы; - в финансовой сфере – право принимать бюджет и устанавливать налоги; - в сфере формирования государственных органов и учреждений, а также назначения должностных лиц; - в сфере осуществления парламентского контроля за деятельностью государственных органов и учреждений; - в сфере судебных полномочий – право амнистии и помилования, осуществления процедуры импичмента, образования следственных комиссий для расследования дел, представляющих публичный интерес; - в сфере обороны и безопасности – право объявлять войну и заключать мир; - в сфере международных отношений – ратификация (процесс придания юридической силы документу) и денонсация (объявление о расторжении договора) международных договоров. Вопрос. Что вы можете сказать о порядке принятия федеральных законов в РФ? 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. 2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 5. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Вопрос. Какие еще вопросы решаются совместно Советом Федерации и Государственной Думой?
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.
Вопрос. Какие полномочия есть у Совета Федерации в России?
Вопрос. Какие полномочия существуют у Государственной Думы в России?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|