Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение и развитие парламентаризма

План урока

1. Введение. Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти.

2. Идеи представительной демократии.

 

3. Зарождение и развитие парламентаризма.

 

Структура парламента.

Полномочия парламента.

 

6. История российского парламентаризма.

 

7. История московского парламентаризма.

 

а) «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»

б) Всесословная городская дума

в) Московская городская дума

8. Заключение.

 

Ход урока

Введение. Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти

Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.

Развитие демократических институтов в современном мире обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления, как парламентаризм - неотъемлемый элемент политической и правовой действительности. Парламентаризм, занимающий особое место в демократическом правовом государстве, базирующемся на принципе разделения властей, является одной из признанных ценностей современного конституционализма.

 

Идеи представительной демократии

 

 

Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени. В наиболее полной форме идеи либерализма были сформулированы в 17-18 вв. в трудах Локка и Монтескье (теория общественного договора о передаче функций регулирования отношений между людьми государству). Важной составляющей этой теории является идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, имела место идея парламентской формы представительной демократии, предусматривающей передачу гражданами в результате выборов функции управления государством тем лицам, которые смогут защитить законные права и свободы своих избирателей. Монтескье считал, что наилучшей формой народовластия является правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц. Единственным основанием для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик.

Эти концепции получили развитие в 19-20 вв. (М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С Липсет и др.) как идеи плюралистической демократии. Политический плюрализм означает включение в политическую жизнь страны множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели, идеологические концепции и ведущих между собой борьбу за власть. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих предвыборных программ перед избирателями, завоевание как можно большего количества их голосов на выборах и тем самым получение максимального парламентских мест. В ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте политические партии и движения представляют интересы конкретных социальных групп. Политической основой плюралистической демократии являются конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан, принцип разделения властей, парламентская форма правления.

 

Зарождение и развитие парламентаризма

Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов – парламенте. Вся политическая, экономическая и социальная жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить). Дело в том, что после норманнского завоевания, начавшегося победой 14 октября 1066 г. Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, началось не просто господство норманнов, но и офранцуживание англосаксонской цивилизации. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски.

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.

В Великобритании он так и называется парламент, в США - конгресс, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг и т.д.

Вопрос. Как называется высший законодательный орган в России? (Федеральное собрание).

История парламентской власти уходит своими корнями в народные ассамблеи, существовавшие в эпоху племенного строя. Позже ассамблеи превратились в консультативные советы при вождях. Советы мудрецов при вожде представляли собой обычный совет старейшин, куда входили самые знатные люди. В средние века парламент представлял собой встречу короля со своими советниками, на которые приглашали также судей, рассматривавших жалобы и петиции от населения. Подобное собрание соединяло в себе все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Поначалу термин «парламент», происходящий от латинского слова «parliamentum», применялся только по отношению к собранию лордов (дворянство и священники) и представителей третьего сословия (рыцари и главы городов), которые созывались королем для коллоквиума – по-русски «посиделок» («поговорить сообща»). Повесткой дня служили такие важные вопросы, как сбор армии для вторжения в другую страну или для обороны нападения. Но чаще «посиделки» выступали просто законным способом пополнить королевскую казну.

Именно такой регулярный парламент появился в 1265 году в период правления английского короля Эдуарда I как орган сословного представительства. Он возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королем, знатью и коммунами (городскими общинами, добившимися от феодалов прав самоуправления). В 1295 году был созван «Образцовый парламент», в состав которого вошли по два представителя рыцарского сословия от 37 графств и по два представителя от городских коммун. В начале 14 века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, исполнительная – к штабу консультантов короля, прообразу современного кабинета министров.


Парламент стал мощным оружием защиты демократических свобод. Не случайно вокруг него велась ожесточенная борьба. Короли и диктаторы его закрывали, распускали, а народ требовал восстановления. В 17 веке в результате обострения разногласий между королем Карлом I и парламентом была распущена нижняя палата парламента. Борьба с парламентом окончилась поражением короля.

Нижняя палата парламента во всех странах – это вынужденная уступка верхов низам. Верхи обычно устраивает тот режим, который помог им обогатиться и добиться власти. Но он не устраивает тех, за чей счет произошло такое обогащение. Они выступают за более справедливое распределение богатства. К этому ведут два пути – революционный и конституционный. Чтобы избежать первого варианта событий, монарху и его окружению было выгоднее допустить социальные низы до голосования, представления их интересов в парламенте, выражения воли законным путем.

 

Структура парламента

Парламент может состоять из одной или двух палат. Однопалатные парламенты достаточно редки (Болгария, Венгрия, Греция, Финляндия, Израиль, Украина, Армения, Азербайджан).

В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в США - Сенат и Палата представителей, во Франции - Сенат и Национальное собрание, в Германии - Бундесрат и Бундестаг.

Вопрос. Назовите верхнюю и нижнюю палаты российского парламента (Совет Федерации и Государственная Дума).

Если сравнивать обе палаты парламента, то в большинстве, где они есть, наблюдается следующая особенность. Верхняя палата всегда соглашается с властями, а нижняя чаще бунтует. Первая охраняет конституционный порядок, а вторая, если к тому есть серьезные причины, стремится его изменить или свергнуть. Подобное можно наблюдать и в постсоветской России. С президентом соглашаются губернаторы из верхней палаты, а коммунисты и жириновцы протестуют в нижней палате – Государственной Думе.

 

Верхние палаты, формируемые менее демократично, имеют двоякое предназначение: представительство интересов территориальных единиц государства, а также осуществление роли тормоза, фильтра, консервативного начала в деятельности парламента, и с тем, чтобы предотвратить принятие им непродуманных и популистских решений.

Верхние палаты в разных странах формируются по-разному: непосредственно избирателями (США), путем назначения правительствами земель из своего состава (Германия), косвенными выборами (Франция).

Вопрос. Как формируется Совет Федерации в России?

1. В Совет Федерации РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом гос. власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа гос. власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) на срок его полномочий. (закон принят в 2000 г.)

 

Нижние палаты парламента формируются более демократично, через прямые выборы. Именно они являются выразителями народных интересов.

Вопрос. Расскажите о порядке формирования Государственной Думы в Российской Федерации?

 

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Срок полномочий созыва Государственной думы — пять лет

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен с 5% до 7 %. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.


Полномочия парламента

Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер:

- в законодательной сфере – право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы;

- в финансовой сфере – право принимать бюджет и устанавливать налоги;

- в сфере формирования государственных органов и учреждений, а также назначения должностных лиц;

- в сфере осуществления парламентского контроля за деятельностью государственных органов и учреждений;

- в сфере судебных полномочий – право амнистии и помилования, осуществления процедуры импичмента, образования следственных комиссий для расследования дел, представляющих публичный интерес;

- в сфере обороны и безопасности – право объявлять войну и заключать мир;

- в сфере международных отношений – ратификация (процесс придания юридической силы документу) и денонсация (объявление о расторжении договора) международных договоров.

Вопрос. Что вы можете сказать о порядке принятия федеральных законов в РФ?

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

5. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

 

Вопрос. Какие еще вопросы решаются совместно Советом Федерации и Государственной Думой?

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

 

Вопрос. Какие полномочия есть у Совета Федерации в России?

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Вопрос. Какие полномочия существуют у Государственной Думы в России?

  • дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...