Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психофизиологические методики.




Методы исследования.

Определение времени скрытого периода двигательной реакции.

Время скрытого периода двигательной реакции - время, прошедшее с момента действия раздражителя до ответной двигательной реакции на него. Для определения данного показателя используется специальный прибор - хронорефлексометр, который фиксирует время с момента зажи­гания лампочки до нажатия испытуемым кнопки. По мере нарастания тренированности в работе время скрытого перио­да двигательной реакции уменьшается, при наступлении утомления и снижении работоспособности - увеличивается.

Определение мышечной силы кисти рук.

Обычно используется ручной динамометр или кистевой динамометр Абалакова. Силовые качества меняются под влиянием физической на­грузки: после незначительной физической работы они остаются без изме­нений, тяжелая физическая работа сопровождается падением мышечной силы. Таким образом, уменьшение мышечной силы кисти является пока­зателем снижения работоспособности и наступления утомления.

Определение выносливости.

Показателем выносливости является предельное время, в течение ко­торого может выполняться данная работа. Выносливость препятствует развитию утомления и обеспечивает более длительное сохранение рабо­тоспособности.

При определении выносливости вначале измеряют мышечную силу кисти рук с помощью динамометра, а затем испытуемый сжатием руко­яток прибора устанавливает стрелку динамометра на цифре, равной поло­вине максимальной силы, и держит ее на этом уровне сколько может. Время удержания и является показателем выносливости.

Психофизиологические методики.

Существует большое количество различных психофизиологических методик определения работоспособности. Одним из возможных вариантов является использование специально составленных арифметических при­меров, на решение которых необходимо определенное время. Испытуе­мый решает примеры до работы, и число правильно решенных принима­ют за 100%. Снижение процентного содержания правильно решенных примеров по мере выполнения той или иной работы свидетельствует о снижении умственной работоспособности, увеличение - о ее повышении.\

 

Утомление - это снижение работоспособности, наступившее в ре­зультате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определен­ную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутом­ление и перенапряжение - предпатологические состояния, другие пола­гают, что переутомление - это предпатологическое состояние, а перена­пряжение - патологическое.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологи­ческих условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инстру­ментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимна­стика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высоко­квалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

 

67 вопрос.

 

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказываю­щих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособ­ности.

2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изме­нения носят временный характер и легко восстанавливаются после от­дыха.

3. Вредные условия - из-за нарушения норм возможно воздействие про­изводственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к наруше­нию здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы - факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы - факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стой­кому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов:

1. Физические - повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических час­тей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

По происхождению

· органические

· неорганические

По пути проникновения в организм

· пероральные

· ингаляционные

· перкутанные

По преимущественному характеру действия

· раздражающие

· сенсибилизирующие (аллергены)

· канцерогены (канцерогенное действие)

· мутагены

· тератогенные

· влияющие на репродуктивную функцию организма

 

4. Биологические - микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, пато­генные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

 

· Физические нагрузки (статические и динамические)

· Гиподинамические

· Монотонкость труда (так называемый конвейерный труд)

· Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.)

· Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)

· Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умствен­ное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производст­венных факторов:

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное по­ложение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разгрузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голо­совых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промыш­ленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмо­циональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...