Процесс принятия государствами ЕС европейской Конституции. Проблемы и перспективы европейской Конституции. Лиссабонский договор.
18 июня 2004 года руководители 25 государств-членов ЕС единогласно приняли новый общеевропейский акт – «Договор о конституции для Европы». Официально подписание договора состоялось 29 октября 2004 года в Риме. 25 января 2005 года его ратифицировал Европарламент, а в силу он вступил в 2007 году. Конституционный договор содержит ряд принципиально новых положений, которые, как предполагается, изменят лицо Евросоюза и по-новому определят взаимоотношения между общеевропейскими институтами и государствами. Основные из них:
1) ЕС приобретает правовой статус, а также политическую основу, а именно: президента Евросовета, представляющего ЕС на международной арене и координирующего сотрудничество его членов и европейского министра иностранных дел, занимающегося совместной внешней политикой Союза.
2) Европейская Комиссия численно сокращается. Новый порядок голосования «двойное большинство» - для получения квалифицированного большинства проголосовать «за» должны 55% государств с 65% всего населения ЕС.
3) Включение Общеевропейской хартии основных прав в конституцию и положение, согласно которому ЕС - член Европейской конвенции прав человека; в перечень целей ЕС включена, в числе прочих, стабильность цен; усиление кооперации в решении внутриполитических проблем и в борьбе с преступностью и терроризмом.
4) Возможность добровольного выхода из Союза. Тем, кто вышел из ЕС, а потом снова хочет вступить, придется заново проходить все процедуры наравне с обычными кандидатами.
Состоявшийся 16—17 июня 2005 г. саммит Европейского совета не внес ясности в судьбу Конституции. На нем было лишь заявлено о необходимости взять «таймаут для проведения широких дебатов». Несмотря на то что к лету 2006 г. Конституцию ЕС ратифицировали 15 из 25 стран ЕС, шансов на ее вступление в силу не осталось.
Текст Лиссабонского договора был подписан 13 декабря 2007 г. Все страны ЕС за исключением Ирландии ратифицировали его без проведения референдумов, опасаясь получить еще один отрицательный результат. В Ирландии первый референдум (12 июня 2008 г.) провалился, и лишь повторный референдум 2 октября 2009 г. дал положительный результат. Лиссабонский договор вступил в силу с 1 декабря 2009 г.
Среди отличий Лиссабонского договора от Конституции ЕС наиболее важным является исключение из текста любых формулировок, которые могли бы навести на мысль о «квазигосударственной» природе Евросоюза. Исчезли сам термин «конституция», упоминания о флаге, гимне и девизе ЕС, а также термин «европейский закон». Не будет учрежден пост министра иностранных дел ЕС. Упоминавшая в Конституции «дипломатическая служба ЕС» получила более скромное название «служба внешних действий ЕС».
66. Разрушение СССР – крупнейшая геополитическая национальная катастрофа в конце XX века. Экономические, демографические и военно-политические последствия разрушения великой державы. Место и роль России в новой системе международных отношений, их отражение в дипломатических документах.
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. В конце XX века для РОССИИ возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.
Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств, Этноцивилизационное многообразие ее населения, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы. Большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотно заселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.
По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет.
В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.
Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами.
Разрядка международной напряженности и её кризис (1974 – 1979 гг.). Хельсинский Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и его значение. Проблема прав человека в международных отношениях. Советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2). Ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. и срыв политики разрядки.
В середине 70-х гг. сложился примерный паритет стратегических ядерных сил между СССР и США. Дальнейшая гонка вооружений становилась бессмысленной.
В условиях международной нестабильности конфронтация между сверхдержавами была для них все более опасной. Обе стороны стали искать возможности к сближению. Для начала державы, располагавшие ядерным оружием, договорились об ограничении его распространения. Оно не должно было свободно переходить в руки остальных государств. 1 июля 1968 г. договор о нераспространении ядерного оружия был подписан. Страны «атомного клуба» (то есть располагавшие атомным и ядерным оружием СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) обязались не передавать другим странам технологии, которые могут быть использованы для создания атомного оружия. Большинство стран мира обязалось не распространять атомное оружие.
В июле 1973 г. по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.
1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.
Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».
Договор ОСВ-2, подписанный во время встречи Брежнева и Картера в Вене 18 июня 1979 г., закрепил сложившийся паритет стратегических вооружений. Этот договор стал последним крупным внешнеполитическим успехом не только администрации Картера, но и администрации Брежнева. Однако ОСВ-2 не был ратифицирован американским конгрессом, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия “добровольно” (он был заключен до 1985 г.).
Договор ОСВ-2 ограничивал количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Были введены и некоторые другие ограничения, а также строгий механизм контроля.
Важным недостатком ОСВ-2 было отсутствие географического регулирования распределения ядерного оружия. Сохраняя общий баланс ядерных средств, сверхдержавы могли добиваться преимущества в важных для них регионах. Прежде всего это касалось Европы. Небывалая концентрация вооружений здесь была постоянным источником военной опасности.
В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, и «Разрядка» завершилась.
Воспользуйтесь поиском по сайту: