Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по написанию контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

Московского областного филиала
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

по учебной и научной работе

полковник полиции

 

Г.Н. Жогов

«______»_________________ 2016 г.

 

ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Тематика домашних контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 и 5 курсов заочной формы обучения,

(по специальности: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность)

в 2017-2018 учебном году

 

РУЗА


Психология в деятельности сотрудников ОВД: Тематика домашних контрольных работ и методические рекомендации по их написанию слушателей 3 и 5 курсов заочной формы обучения, (по специальности: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность). – Руза: МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016 г. – 17 с.

 

Подготовлены: старшим преподавателем кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидатом философских наук, Николаевой Н.В.

 

Обсуждена на предметно-методической секции кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин от «_____»____________2016 г., протокол №____

Одобрена на заседании кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин от «_____»____________2016 г., протокол №____

Одобрена на заседании Методического совета МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя от «_____»____________2016 г., протокол №____

 

 

Данная тематика размещена в электронном виде_________________

Начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин полковник полиции М.В. Кутепова


Методические указания по написанию контрольной работы

Контрольная работа – одна из форм контроля за усвоением слушателями программного материала. Она создает картину характера и глубины изучения слушателем материала выбранной темы, показывает, насколько грамотно этот материал проанализирован, обобщен и изложен, а также безошибочность выполнения практических заданий.

Работа над проблематикой, обозначенной в вопросах контрольной работы, предполагает:

1) тщательный подбор литературы по данной теме (чем обширнее изученная литература, тем больше вероятность подробного и грамотного освещения вопроса);

2) непременное освещение авторитетных учебных источников (учебников, пособий, УМО УД) по данным вопросам, так как они выполняют роль методических помощников, помогают лучше разобраться со сложными вопросами;

3) уделить особое внимание анализу решению практических заданий;

4) соблюдение логической последовательности в изложении материала в соответствии с планом работы, построение связи с современностью, профессией (если возможно);

5) обязательно выполнить практическую часть заданий, так как грамотное ее выполнение свидетельствует об уровне усвоения теоретического материала.

Вариант контрольной работы включает два теоретических вопроса, каждый из которых необходимо раскрыть безотносительно к другому. Вопросы не связаны между собой по содержанию, поэтому нет названия темы, а предлагается вариант контрольной работы. Вариант контрольной работы должен быть выполнен только в соответствии с планом. Это является одним из критериев принятия работы к проверке преподавателем.

Выбор варианта контрольной работы должен быть сделан по порядковому номеру фамилии слушателя в учебном журнале. Контрольная работа пердставлена в 20 вариантах. При этом также следует помнить и о правильном оформлении работы.

Ориентировочный объем контрольной работы должен быть равен объему не более 15 печатных страниц компьютерного набора (формат А4, 14 кеглем шрифта, 1 или 1,15 межстрочным интервалом).

На титульном листе указываются:

1) вверху посередине наименование учебного заведения;

2) посередине в центре на первой странице указывается название кафедры, на которой читается дисциплина, название дисциплины, темы работы.

3) справа снизу сведения о слушателе, подготовившем работу: Ф.И.О., специальное звание, курс, группа.

На второй странице работы записывается только план работы (два теоретических вопроса и практическое задание – само содержание задания должно быть в тексте работы).

На последней странице указывается подробный список использованной литературы, Ф.И.О. автора, подпись, дата написания работы.

Цитаты в тексте работы (для ответа на теоретические вопросы) оформляются кавычками, внизу страницы обязательно в сносках указываются выходные данные цитируемого источника.

Основная литература для написания контрольной работы

1. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юрайт, 2016. – 30 экз. в библиотеке Филиала.

2. Борисова С.Е. Психологические особенности деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие.-М.: ДГСК МВД России,2013.-120с. – 3 экз. в библиотеке Филиала.

3. Гайнуллина А.В., Смирнов В.Н. Психология конструктивного взаимодействия сотрудников ДПСГИБДД с участниками дорожного движения (Текст): учебно-метод. пос. 2-е изд. перераб. и доп.-М.: ДГСК МВД России,2013.-216с. – 2 экз. в библиотеке Филиала.

Дополнительная литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014.

2. Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

3. Статный В.М., Спирина Е.В., Иванова А.М. Применение технологий профайлинга в деятельности ОВД: Монография-М: ДГСК МВД России, 2014. – 120с. – 25 экз. в библиотеке Филиала.

4. Позднышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / Сост. И предисл. В.С. Овчинского, А.В. Федорова.- М.: ИНФРА-М,2009.-302с. – 3 экз. в библиотеке Филиала.

5. Азарных Т.Д. Психология делового общения (элективный курс) / Т.Д. Азарных, И.Ф. Ознобкина; Воронеж: ВГТА, 2010. URL: http://www.knigafund.ru/books/172736/read#page2

6. Аминов И.И. Психология в деятельности юриста: учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность" и "Психология" / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. URL: http://www.knigafund.ru/books/106740/read#page2

7. Аминов И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. URL: http://www.knigafund.ru/books/106739/read#page2

8. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. URL: http://www.knigafund.ru/books/106741/read#page2

9. Хамидова И.В. Юридическая психология: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=350987

10. http://www.book.ru Электронно-библиотечная система book.ru,

11. http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека,

12. http://znanium.comЭлектронно-библиотечная система znanium.com,

13. http://www.knigafund.ruЭлектронно-библиотечная система.

Вариант 1.

Теоретические вопросы.

1. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

2. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого.

Практическое задание. Составьте психологический портрет преступной группы из кинофильма «Бригада» по предложенному в таблице плану

Параметр Описание
1. Количество (нужное подчеркнуть) Большая-средняя-малая
2. Качественный состав  
3. Структура группы Лидер Сублидер _______________ ______________________________ _______________ ______________________________ _______________ ______________________________ Аутсайдер
4. Подход к формированию структуры (нужное подчеркнуть) функционально-ролевой; территориально-харизматический; межличностный; административно-служебный
5. Вид группы (нужное подчеркнуть) Предкриминальная, случайная, простая преступная группа, организованная преступная группа, преступная организация
6. Направленность поведения и деятельность  
7. Доминирующие интересы членов группы, цели и мотивы поведения и действий  

Вариант 2.

Теоретические вопросы.

1. Психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

Практическое задание.

Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяж­кого преступления, в беседе с сотрудником правоохранительных органов сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!»

Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Вариант 3.

Теоретические вопросы.

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Причины добросовестного заблуждения потерпевших и свидетелей в отношении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела.

Практическое задание.

В литературе прошлого века можно встретить высказывания о том, что профессиональные преступники более чем кто-либо дру­гой из правонарушителей обладают таким моральным качеством, как сочувствие и помощь обездоленным. Это проявление «гуман­ности» со стороны злостных нарушителей закона нуждается в объ­яснении, поскольку с ним вам придется встретиться и при описании современной преступности, особенно в средствах массовой инфор­мации.

Какими факторами вы можете это объяснить?

А.Их деятельность нередко была направлена на завладение иму­ществом зажиточной части населения, обогащение которой далеко не всегда осуществлялось правомерным путем.

Б. Большинство профессиональных преступников являлись вы­ходцами из бедных слоев общества, чаяния которых им были близки и понятны.

В. Располагая преступным доходом, они для удовлетворения свое­го тщеславия могли беспрепятственно раздавать мелкие подачки, тем самым создавая себе ореол благородства.

Г. Раздавая подачки, они часто преследовали вполне определен­ную цель ‒ подчинить себе людей и приобрести помощников.

Вариант 4.

Теоретические вопросы.

1. Психологическая структура деятельности сотрудника органов внутренних дел.

2. Психологические особенности предъявления для опознания, следственного эксперимента.

Практическое задание.

Прочтите описание преступного поведения. Проанализируй­те личность преступника. Какие личностные качества лежали в основе совершенного им преступления?

Расул и Аликпер ненавидят русских. Вот уже третий день они в Москве. Везде их останавливают милиционеры, проверяют доку­менты (за документы они заплатили по триста долларов, так что не придерешься). Очень хочется курить. «От такой жизни не только курить — пить начнешь!» Они подходят к киоску, где продаются сигареты, просят пачку «Мальборо». Но какой-то русский и здесь не дает им жизни, делает замечание — сейчас его очередь. «Аллах свидетель, я этого не хотел. Но такой наглости не выдержит ни один настоящий мужчина!» Аликпер выхватил нож и нанес обидчику 15 ножевых ранений.

Вариант 5.

Теоретические вопросы.

1. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел.

2. Психологические особенности личности судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля.

Практическое задание.

В одной из колоний произошло чрезвычайное происшествие, связанное с сожжением трех осужденных. При проведении расследования установлено, что однажды в конце рабочего дня осужденному земляческой группировки “А”, пользующемуся определенным авторитетом, стало известно, что у осужденных земляческой группировки “Б” имеются спиртные напитки. Осужденный попросил эти напитки для своей группы, а когда ему отказали, избил отказчика. Пострадавший рассказал о случившемся своим землякам, и те направились на поиски обидчика. Тот был обнаружен на производственном участке беседующим в группе своих земляков “А”, которая по количеству не превышала 10 человек. Группа пришедших “Б” была значительно больше по численности, и они сразу приступили к драке. Основная масса группы “А” мгновенно разбежалась, а трое спрятались в бокс и забаррикадировались за железными дверями. Разъяренная неуспехом масса пришедших попыталась выломать двери, но безуспешно. Тогда они слили горючее из транспортных средств, выплеснули его в бокс и подожгли. В результате трое осужденных сгорели.

Вопросы.

1. Как вы считаете, может ли описанное выше чрезвычайное происшествие в колонии быть объяснено закономерностями и механизмами функционирующей в местах лишения свободы криминальной субкультуры? Или это особый случай?

2. Какими конкретно признаками описанного случая можно обосновать ваше мнение?

Вариант 6.

Теоретические вопросы.

1. Характеристика профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Психологическая структура судебной деятельности.

Практическое задание.

В преступное сообщество г. Красного входили следующие лица: “вор в законе” – организатор группировки; отвечающие за использование “общака”; взаимодействующие с государственными органами, финансово-банковскими и коммерческими структурами; обеспечивающие безопасность формирования; смотрящие за территориями, отдельными объектами (казино, ресторан, гостиница, места лишения свободы) и рядовые члены.

Преступное сообщество г. Тюмени, возглавляемое “вором в законе” по кличке “Черный”, состояло из преступных группировок, контролирующих регионы города и области. Их возглавляли его “положенцы”, держатели городских “общаков”. В г. Тюмени это делал вор по кличке “Богдан”, в Сургуте – вор Зятек, в Нефтеюганске – вор Азат, в городе Пыть-Ях – вор по кличке “Лунь”.

Вопрос. Какие подходы положены в основу формирования структуры преступных группировок в первом и втором примере?

Выберите варианты ответов из перечисленных ниже:

• функционально-ролевой;

• территориально-харизматический;

• межличностный;

• административно-служебный.

Вариант 7.

Теоретические вопросы.

1. Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения следователя с гражданами.

2. Виды СПЭ, условия и порядок их проведения. СПЭ в составе комплексных судебных экспертиз.

Практическое задание.

В газете “Московский комсомолец” (от 10.04.1999 г.) приведено письмо: “Меня зовут Мариной. Мужа – Сергей. Нам обоим по 30 лет. Познакомились мы год назад по переписке, поженились через полгода. Я виделась с мужем всего два раза: во время свадьбы и совсем недавно, когда ездила к нему на свидание. Муж находится в колонии строгого режима и только через 7 месяцев выйдет на свободу.

Познакомились мы так. Однажды мне попалось на глаза объявление в газете: “Мужчина, 29 лет, рост 180 см., брюнет, без вредных привычек. Женат не был... Ищу для создания семьи добрую женщину до 35 лет, способную на верность, любовь и понимание...”.

“Да неужто такие мужчины еще существуют”, – удивилась я. – Может, это и есть моя судьба”? А когда увидела обратный адрес, “учреждение N...”, как в народе говорят, – места не столь отдаленные, то чуть не расплакалась! Надо же, попался один порядочный мужик на всю страну, да и то зэк! Но на следующий день я опять перечитала объявление и стала рассуждать иначе. Ну, зэк, ну, отбывает. Но когда-нибудь выйдет же он на свободу!

И я написала письмо. Ответ пришел очень быстро. Таких слов мне никогда никто не говорил и не писал: “Здравствуй, мое сердечко! Как давно ждал я встречи с тобой! Подношу твою фотографию к губам и чувствую родной запах твоих духов. Если бы ты знала, как много накопилось в моем сердце не высказанных слов любви и нежности”.

За этим письмом последовали другие. Через полгода нашего заочного знакомства мы решили пожениться. К этому времени я уже познакомилась с его родителями, ездила к ним домой на Урал. Они обрадовались нашему решению и приняли меня как родную.

Никогда не забуду свою первую поездку в колонию. Это было как кошмарный сон! Солдаты на вышках, бесконечные километры колючей проволоки, свирепые овчарки и люди, такие же страшные, как звери. Перед самой проходной в зону меня охватили сомнения и страх: правильно ли поступаю, связывая свою жизнь с человеком, который осужден за убийство?

Все дальнейшее происходило, как в дурном сне. Под конвоем привели моего жениха. Потом пришел работник местного загса, заполнил бумаги и поставил штамп в моем паспорте. После скупых поздравлений нас наконец-то оставили одних... Три дня, положенные молодожену-заключенному по закону, которые он может провести вместе с женой, пролетели как один час. Сергей был очень нежен и деликатен со мной и старался, как мог, доставить мне радость. Я даже стала привыкать к тем жутким бытовым условиям, в которых проходил наш скоротечный медовый месяц. И поняла, что жизнь есть везде, и люди тоже везде живут очень разные. Как говорят, от сумы и тюрьмы никто не застрахован, поэтому ставить крест на человеке из-за того, что он оказался за решеткой, нельзя. Марина (г. Нижний Новгород)”

Вопросы.

1. Каковы, как вы полагаете, основные мотивы брачных объявлений и переписки осужденных с женщинами?

2. Как влияет, по вашему мнению, семья и даже переписка со знакомыми на психическое состояние осужденного и его поведение в исправительных учреждениях?

 

Вариант 8.

Теоретические вопросы.

1. Сущность и функции общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Объект и предмет судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

Практическое задание.

Соотнесите правильно вид психологического воздействия (в первой колонке) с его содержанием (во второй колонке), определите к какому типу психологического воздействия (варварское, манипулятивное или цивилизованное) относится каждый вид.

 

Вид Определение Тип
  Аргументация   Самопродвижение   Манипуляция   Внушение     Заражение     Пробуждение импульса к подражанию   Формирование благосклонности   Просьба     Игнорирование     Принуждение   Нападение Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей   Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям   Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и ДР.   Способность вызывать стремление быть подобным себе   Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции   Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги   Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение   Побуждение человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений   Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия   Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям.  

 

Вариант 9.

Теоретические вопросы.

1. Особенности ведения переговоров с преступниками.

2. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших.

Практическое задание.

Определите технику психологической самообороны (способы психологического противостояния влиянию)

 

Пример Название техники
- Вечно ты ходишь в неглаженных брюках! Когда, наконец, научишься гладить? - Что бы вы посоветовали изменить?   - Вы не могли бы писать понятнее и более крупно, чтобы я мог прочитать? - Боюсь, что нет... Видите ли, мой почерк - это часть моей личности.   - Ты в форме выглядишь ужасно! - Возможно, ты и права.   - Я думал, ты лучше меня разбираешься в отчете... - Я готов еще раз ответить на твои вопросы. - Что толку спрашивать, если ты не понимаешь. - Я готов еще раз тебя выслушать. - Может быть, ты просто не хочешь мне помочь? - Я готов еще раз ответить на твои вопросы.  

 

Вариант 10.

Теоретические вопросы.

1. Классификации конфликтов.

2. Психологическая характеристика предварительного следствия.

Практическое задание.

Определите вид нападения и приведите способ противостояния ему.

 

Речевое высказывание Вид Вариант противостояния
Кроме тебя, так плохо эту работу никто не мог бы сделать     Ты и раньше смотрел сквозь пальцы на такие нарушения     Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми     В твоем положении не стоит...     Немедленно напиши рапорт на него     Я никогда не забуду, как ты тогда напился      

 

Вариант 11.

Теоретические вопросы.

1. Структура конфликта. Этапы и фазы конфликта.

2. Психологические особенности допроса.

Практическое задание.

При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетнихдетей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления ножа для опознания 11-летнему сыну В.

Когда следователь спросил его, какой был у отца нож и может ли он его опознать, мальчик заплакал, стал говорить, что не хочет, что­бы ему показывали этот нож. Следователь отказался от производства этого следственного действия, направив свои усилия на установление этого факта другими путями.

Проанализируйте психологию отказа следователя от про­ведения опознания.

 

Вариант 12.

Теоретические вопросы.

1. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Психологические особенности осмотра места происшествия.

Практическое задание.

Ранее судимый П. обвинялся в вовлечении в преступную дея­тельность десятилетнего В., который бродяжничал со своей матерью и П. В ходе расследования следователь произвел очную ставку между П., отрицавшим свою вину, и В., который уличал его в совершенных преступлениях. Во время очной ставки В. отказался от ранее данных показаний, заявив, что оговорил П. На допросе, проведенном после очной ставки, В. объяснил свои показания на очной ставке страхом, который он испытывал в присутствии П.

Что понимается под психологической подготовкой участ­ников к предстоящему следственному действию? В чем должна была заключаться непосредственная психологическая подготов­ка В. к очной ставке с П.?

Вариант 13.

Теоретические вопросы.

1. Характеристика перцептивной стороны общения.

2. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

Практическое задание.

В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемых в приведенных ниже примерах и какими психофизиологическими из­менениями сопровождались эти реакции?

Каково их диагностическое значение?

А. Искомые документы при обыске обнаружить не удавалось. Тог­да по распоряжению следователя обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обы­скиваемого ввели в комнату и наблюдали за ним. Беспокойный взгляд обыскиваемого стал скользить по переставленной обстановке комна­ты и наконец остановился на одном из шкафов. В этом месте и оказа­лись спрятанными документы.

Б. При обыске в спальне у С. было обнаружено множество цен­ностей. После этого С. продолжала сильно нервничать, однако когда обыск перешел в столовую, обвиняемая заметно успокоилась.

Разбираясь в причинах этой перемены настроения, обыски­вающие пришли к заключению о необходимости повторить обыск в спальне. Вторичные поиски вначале не дали результата. Но когда еще раз была осмотрена внутренность платяного шкафа, внимание следо­вателя привлекла массивная задняя стенка.

Несмотря на возражения обыскиваемой, обшивка была снята и под ней оказалась полость, в которой хранились изделия из драгоцен­ных металлов и камней.

Во время оформления протокола один из участников обыска вспомнил, что, когда заканчивался обыск в спальне, С. часто погляды­вала в один угол комнаты и даже всплакнула при этом.

Было замечено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаруживали наиболее ценные вещи. Поэто­му было решено заново обследовать и тот угол. В стене оказалась не­значительная неровность. После удаления нескольких кирпичей обна­ружили узелок с большим количеством золотых изделий и монет.

Вариант 14.

Теоретические вопросы.

1. Основные формы взаимодействия в общении.

2. Психологические особенности проверки показаний на месте.

Практическое задание.

Вот что писал об одном из приемов, обеспечивающих результа­тивность обыска, ученый-криминалист В.И. Громов: «Нужно себя по­ставить в положение обыскиваемого, учесть его психологию, уклад жизни, характер и привычки и задать вопрос: «Куда бы догадался или пытался сам производящий обыск спрятать разыскиваемый предмет, если бы сам жил в обстановке и условиях обыскиваемого и обладал одинаковой с ним степенью развития, одинаковыми профессиональ­ными навыками и способностями».

Какие психологические механизмы лежат в основе этого при­ема?

При проведении каких следственных действий (кроме обыска) возможно его применение?

Вариант 15.

Теоретические вопросы.

1. Характеристика коммуникативной (информационной) стороны общения.

2. Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний.

Практическое задание.

На учете каких психологических закономерностей основано применение приема, изложенного следователем Матесом, героем новеллы Карела Чапека «Бесспорное доказательство», отрывок из которой приведен ниже?

Каковы условия эффективности этого приема?

У меня такой метод: я сижу и даю человеку выболтать все, что он заранее придумал, делаю вид, что верю ему, даже помогаю выгово­риться и жду, когда у него сорвется случайное невольное словечко.

Для этого надо быть психологом. Иные следователи стараются за­путать обвиняемого, то и дело прерывают его, сбивают с толку, так что человек наконец сознается и в том, что он убил императрицу Елизавету.

А я ищу полной ясности, хочу действовать наверняка. Вот почему я сижу и терпеливо выжидаю, пока среди упорного вранья и уверток, которые на юридическом языке называются показаниями, случайно мелькнет частица правды.

Вариант 16.

Теоретические вопросы.

1. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Психологические особенности проведения очной ставки и обыска.

Практическое задание.

Как называется описанный ниже прием воздействия? Ка­ков его психологический механизм?

В деле по обвинению М. в ограблении ларька стало известно, что свидетель К. находился с ним вечером непосредственно перед огра­блением. Показания этого свидетеля по целому ряду причин были ис­ключительно важны при расследовании дела. Из оперативныхданных было известно, что К. нескольким лицам рассказывал, будто в случае его вызова на допрос он будет категорически отрицать, что видел об­виняемого в данном месте (в кино).

Начиная допрос, следователь не стал спрашивать свидетеля, видел он обвиняемого в кино или нет (это был ожидаемый вопрос), а спросил его: «Скажите, когда вы пришли в кино, М. уже был там?» Свидетель ответил: «Нет, он зашел несколько позднее». Тем самым и был предрешен ответ на вопрос о том, видел он его в кино или нет.

 

Вариант 17.

Теоретические вопросы.

1. Невербальные средства и техники общения.

2. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.

Практическое задание.

Для проверки показаний водителя, совершившего ночью наезд на человека, лежащего на дороге (водитель заявил, что не заметил лежа­щего), был проведен следующий следственный эксперимент.

В ночное время следователь в присутствии понятых и работников милиции укладывал на проезжую часть муляж человека и скрытно на­блюдал за действиями водителей проезжающих автомашин.

Метров через 100 каждая машина останавливалась и водитель допрашивался, что и когда он увидел на дороге.

Показания были получены весьма противоречивые: одни видели что-то», другие ‒ «человека», «бревно» и т.д. Такие свидетельства, полученные в ходе эксперимента, следователь по аналогии применил к расследуемому уголовному делу.

Оцените действия следователя по организации и проведению дан­ного следственного эксперимента и ответьте на следующий вопрос:

Почему при производстве следственных экспериментов по проверке субъективных возможностей восприятия недопустимо применение подобной аналогии?Обоснуйте свой вывод.

Вариант 18.

Теоретические вопросы.

1. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

2. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения.

Практическое задание.

1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.

2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками его возникновения.

3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.

Вариант 19.

Теоретические вопросы.

1. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

2. Приемы, используемые сотрудниками органов внутренних дел для управления конфликтами.

Практическое задание.

В преступное сообщество г. Красного входили следующие лица: “вор в законе” – организатор группировки; отвечающие за использование “общака”; взаимодействующие с государственными органами, финансово-банковскими и коммерческими структурами; обеспечивающие безопасность формирования; смотрящие за территориями, отдельными объектами (казино, ресторан, гостиница, места лишения свободы) и рядовые члены.

Преступное сообщество г. Тюмени, возглавляемое “вором в законе” по кличке “Черный”, состояло из преступных группировок, контролирующих регионы города и области. Их возглавляли его “положенцы”, держатели городских “общаков”. В г. Тюмени это делал вор по кличке “Богдан”, в Сургуте – вор Зятек, в Нефтеюганске – вор Азат, в городе Пыть-Ях – вор по кличке “Лунь”.

Вопрос. Какие подходы положены в основу формирования структуры преступных группировок в первом и втором примере?

Выберите варианты ответов из перечисленных ниже:

• функционально-ролевой;

• территориально-харизматический;

• межличностный;

• административно-служебный.

Вариант 20.

Теоретические вопросы.

1. Основное содержание управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

2. Особенности возникновения и разрешения внутриличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Практическое задание.

1. В чем проявляется роль чувства личной безопасности для регуляции поведения человека?

2. Какие действия и виды деятельности могут мотивироваться чувством личной безопасности?

3. Можно ли утверждать, что служба в правоохранительных органах, безусловно, усиливает чувство личной безопасности и является одним из основных ее мотивов?

4. Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе с сотрудником сказал: “Я живу только в минуту смертельной опасности!”

Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...