Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и причины разделения церкви. Оформление раскола на восточную и западную ветви христианства

 

Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали в себе ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III - IV вв. н. э.) привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольской, антиохийской, александрийской и иерусалимской) не могли получить такой власти. Они почти и не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VIII - IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы лишить ее всякой самостоятельности и еще больше подчинить себе, императоры запрещали поклонение иконам (тем самым ослабляя притягательность церковных обрядов для верующих) и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон было, потом восстановлено (842), но земли не были возвращены церкви, и самостоятельность ее была окончательно подорвана. Именно поэтому восточные патриархи не могли подчиниться власти римского папы. Последний, однако, все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели, наконец, к формальному разрыву между этими церквами (1054). Главные догматические расхождения, которые разделяют эти церкви - западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную), следующие:

1. Догмат западной церкви об нисхождении святого духа и от бога-отца и от бога-сына ("filioque") в отличие от догмата восточной церкви, которая признает нисхождение святого духа только от бога-отца; это разногласие сами руководители и католической и православной церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым.

2. Учение католической церкви о "сверхдолжных заслугах" святых перед богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.

3. Практика индульгенций - отпущения грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.

4. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (заплату со стороны родственников) может быть сокращен.

5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. в догмат.

6. Догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870г.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцами, а над совершеннолетними, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества), недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) вселенского собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (теперь, правда, это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и др. В большинстве этих различий, так или иначе, проявляется значительно более мощная организация католической церкви, выработавшей в течение веков разнообразные действенные и в то же время гибкие способы влияния на массы верующих и пользовавшейся во многих странах огромной политической властью. Отчужденность между римско-католической и православной церквами сохранилась доныне, хотя прежние кровавые столкновения между их сторонниками теперь и прекратились. Папская курия не раз пыталась, ценой мелких уступок в обрядах, подчинить себе восточные церкви. Так возникали унии: Флорентийская 1439 г., Брестская 1506 г. Последняя охватывала часть западно-белорусского и западно-украинского населения и преследовала цель крепче подчинить его католической Польше; но эта уния не смягчила религиозной розни, а еще больше усилила ее; она просуществовала до конца 40-х годов XX в.

 


Заключение

 

Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов. Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, а в частности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживаться многие годы и, может, даже века. История христианской религии насчитывает более двух тысяч лет. Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи. Христианская религиозная система формировалась под влиянием смешения культур и многих форм общественного бытия и соответствующих им форм духовности греко-римского и восточного миров. Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни римской империи.

 


Литература

 

1. Атеистический словарь / Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.Д. и др.; Под общ. ред. М.П. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Политиздат, 1984. – 512 с.

2. Крывелев А.И. История религии. М.:Политиздат, 1984. – 448 с.

3. Религоведение: учебн. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В Кудрявцев и др.; Под ред. М.Я. Ленсу и др. 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2004. – 421 с. – (Серия «Социально-гуманитарное образование»)

 


Понятия

 

Ангелы (греч. angelos, лат. angelus – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман, созданные богом бесплотные сверхъестественные существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям «божью волю». Согласно принятой христианством «небесной иерархии», предложенной Дионисием Ареопагитом, А. подразделяются на 9 чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. почитание А. – рецидив первонач. поклонения духам и одно из последних политеизма в монотеистических религиях.

Апологеты – раннехристианские богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новой религии по сравнению с политеистические верованиями Римской империи и обосновывавшие ее высокие нравственные принципы, и полезность для общества. В соч. с А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств. официальными воззрениями. Наиболее известными А были Юстин (ум. ок. 165) – автор таких соч., как «Апология», «Беседа с Трифоном-иудеем», и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. течение в раннехрист. апологистике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит. борьбе церкви с античной наукой м культурой, пропагандировало последоват. аскетизм, отриц. отношение к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи ранекрист. А высокр оцениваются совр. богословами.

Апостолы (греч apostolos – посланец) – в первонач. христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посланиями по различным вопросам веры и внутр. религ. жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Нового завета, церк. традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа, которые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и к-ых якобы сам Христос избрал для проповеди его учения. Большинство из них – мифич. личности.

Аскетизм религиозный (от греч. askesis – упражнение, подвиг) – отказ от жизнен. благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений. Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве А. Рассматривается как «основной закон жизни верующего». Соц. смысл проповеди А. – в примирении трудящихся с тяжелыми условиями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст. вр. духовенство, учитывая настроение верующих, прямо не призывает к «бегству от мира», пренебрежению «плотским и удовольствиями», делая акцент на «духовном А.

Бог – иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенсной личности, создававшей мир и управляющей им в соответсвии с собств. волей. В индуизме – Яхве, христианстве – троица (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой) и т.п.

Вселенские соборы – собрания высш. духовенства, на которые делегируются представители христ. поместн. церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы с ересями.

Диакон, дьякон (греч. diakonos – служитель) – служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.

Догматы религиозные (греч. dogmatos) – осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств. установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догматич. систему, выработанную в процессе длительных споров и внутрицерк. борьбы.

Духовенство – служитель культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает культовые действия, проповедует вероучение.

Епископ (греч. episkopos – надзиратель, блюститель) – высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ)

Ереси (греч. hairesis; первоначально – отбор, позже – учение, школа, религ. секта) – религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации.

Иерархия церковная (греч., букв. – священновластие) – совокупность церк. чинов снизу доверху, в порядке их подчиненности.

Икона (греч. eikon – изображение, образ) – живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ, являющееся предметом религ. поклонения.

Искушение – религ.-мифологич. мотив, встречающийся во многих религиях и связанный с преодолением героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злых сверхъестественных сил.

Монашество – первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т. п.

Мученики – в католизме и православии лица, которые якобы были подвергнуты мучениям и погибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры.

Первородный грех или грехопадение – по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолютном повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства.

Пресвитер (греч. presbyteros – старейшина) – управляющий в раннехристианских общинах, а после образования христ. церкви – священнослыжитель. В протестантизме П. – руководитель общины, избираемый, как и пастор, из состава мирян.

Реликвии (лат. reliquiae – остатки, останки) – пользующиеся религиозным почитанием предметы, якобы связанные с жизнью Христа, богородицы, святых.

Троица - 1) по христ. представлениям, 3 лица бога – бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. 2) христ. праздник, относящийся к двунадесятым праздникам.

Патристика (от лат. patres – отцы, подразумевается «отцы церкви») – термин, обозначающий совокупность теологич., филосос. и политико-социологич. доктрин христ. писателей 2-8 вв.

Соборность – термин православного богословия и рус. религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу.

Символ Веры – краткий свод гл. догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...