Социально-педагогическая деятельность
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Л. В. Мардахаев в своем учебнике по социальной педагогике отмечает, что «социально-педагогическая деятельность – это деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат». В.С. Торохтий считает, что главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных трудностей личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание: - проблемы самореализации; - проблемы формирования социальных потребностей и способностей; - ослабление или устранение девиантностей; - проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; - проблемы различных уровней социализации личности; - проблемы формирования здорового образа жизни и другие; - проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.). В.С. Торохтий выделяет виды (направления) и формы социально-педагогической деятельности: - психосоциальная работа; - медико-социальная работа; - социально-правовая работа; - культурно-досуговая работа; - информационно-воспитательная работа. Каждый подвид этой профессиональной деятельности имеет свое специфическое содержание: - информационно-воспитательная работа – это комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования; - основным содержанием социально-правовой работы является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении при активном использовании возможностей других структур социума;
- содержание психосоциальной работы составляют диагностические, инфомационно-аналитические, сопроводительные, восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков в условиях конкретного социума; - в сфере культурно-досуговой работы осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества, отражающих ведущие тенденции существования социума; - медико-оздоровительная работа обеспечивает поддержание и дальнейшее развитие физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений, значимых для взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности на основе активного использования медико-оздоровительных ресурсов и возможностей социума. Функция — обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль. К числу общих функций социального педагога вне зависимости от специализации относят: - образовательно-воспитательную — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума; стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
- диагностическую — постановка социального диагноза путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем; - организаторскую — организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ; - прогностическую и экспертную — разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов; - организационно-коммуникативную — включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями; -охранно-защитную — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; - социально-компенсаторную — разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств; - посредническую — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
Следует отметить, что в каждом вышеназванном виде социально-педагогической деятельности (еще одна особенность) реализация целей и задач деятельности осуществляется с использованием одних и тех же форм работы: диагностики, помощи, профилактики, поддержки, консультирования, посредничества, сопровождения, коррекции, реабилитации и т. д. То есть формы социально-педагогической деятельности значительно шире по своему предназначению. Этот факт позволяет выделить и формы социально-педагогической деятельности: - социально-педагогическая диагностика; - социально-педагогическая помощь; - социально-педагогическая поддержка; - социально-педагогическая профилактика; - социально-педагогическое консультирование; - социально-педагогическое сопровождение; - социально-педагогическая коррекция; - социально-педагогическая реабилитация; - медико-психолого-педагогический консилиум; посредничество. Л.А. Зеленов в качестве средств социально-педагогической деятельности, предлагает рассматривать совместную деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума. Результат социально-педагогической деятельности можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания – сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу. Таким образом, на мой взгляд, имеется взаимосвязь между должностной инструкцией работников ОУ и структурой СПД. Так как в их обязанность входит реализация таких направлений как социальная защита, социальное воспитание и обучение, что является составными элементами СПД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|