Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая деятельность




 

Л. В. Мардахаев в своем учебнике по социальной педагогике отмечает, что «социально-педагогическая деятельность – это деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат».

В.С. Торохтий считает, что главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности.

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных трудностей личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание:

- проблемы самореализации;

- проблемы формирования социальных потребностей и способностей;

- ослабление или устранение девиантностей;

- проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации;

- проблемы различных уровней социализации личности;

- проблемы формирования здорового образа жизни и другие;

- проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.).

В.С. Торохтий выделяет виды (направления) и формы социально-педагогической деятельности:

- психосоциальная работа;

- медико-социальная работа;

- социально-правовая работа;

- культурно-досуговая работа;

- информационно-воспитательная работа.

Каждый подвид этой профессиональной деятельности имеет свое специфическое содержание:

- информационно-воспитательная работа – это комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования;

- основным содержанием социально-правовой работы является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении при активном использовании возможностей других структур социума;

- содержание психосоциальной работы составляют диагностические, инфомационно-аналитические, сопроводительные, восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования детей и подростков в условиях конкретного социума;

- в сфере культурно-досуговой работы осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебно-воспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества, отражающих ведущие тенденции существования социума;

- медико-оздоровительная работа обеспечивает поддержание и дальнейшее развитие физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений, значимых для взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности на основе активного использования медико-оздоровительных ресурсов и возможностей социума.

Функция обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль. К числу общих функций социального педагога вне зависимости от специализации относят:

- образовательно-воспитательную — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума; стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

- диагностическую — постановка социального диагноза путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем;

- организаторскую — организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

- прогностическую и экспертную — разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов;

- организационно-коммуникативную — включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

-охранно-защитную — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

- социально-компенсаторную — разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;

- посредническую — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

Следует отметить, что в каждом вышеназванном виде социально-педагогической деятельности (еще одна особенность) реализация целей и задач деятельности осуществляется с использованием одних и тех же форм работы: диагностики, помощи, профилактики, поддержки, консультирования, посредничества, сопровождения, коррекции, реабилитации и т. д. То есть формы социально-педагогической деятельности значительно шире по своему предназначению. Этот факт позволяет выделить и формы социально-педагогической деятельности:

- социально-педагогическая диагностика;

- социально-педагогическая помощь;

- социально-педагогическая поддержка;

- социально-педагогическая профилактика;

- социально-педагогическое консультирование;

- социально-педагогическое сопровождение;

- социально-педагогическая коррекция;

- социально-педагогическая реабилитация;

- медико-психолого-педагогический консилиум;

посредничество.

Л.А. Зеленов в качестве средств социально-педагогической деятельности, предлагает рассматривать совместную деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Результат социально-педагогической деятельности можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания – сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.

Таким образом, на мой взгляд, имеется взаимосвязь между должностной инструкцией работников ОУ и структурой СПД. Так как в их обязанность входит реализация таких направлений как социальная защита, социальное воспитание и обучение, что является составными элементами СПД.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...