Наука: цель и предназначение
Современная наука – в кризисе. Это утверждение сегодня стало более чем банальным: кризисное состояние науки – не только в нынешней России, но и во всем мире – налицо. Причина сего прискорбного состояния усматривается, чаще всего, в утрате целостного представления о научной рациональности (что является следствием активного внедрения в сферу интеллектуального дискурса положений Постмодерна, в своих экстремистских версиях отрицающего необходимость каких бы то ни было стандартов рациональности вообще). С точки зрения П. Фейрабенда и его последователей, наука должна развиваться на основе ничем не ограниченного интеллектуального творчества отдельных «ученых», творчества, регулируемого лишь внутренними ограничителями самого творца (и в этом качестве наука сливается с искусством в его наименее классических, наиболее авангардистских течениях). С нашей точки зрения, постмодернистский подход к науке, ее целям и задачам, исключающий научную рациональность в любой трактовке, не есть причина, но симптом кризиса, симптом того, что парадигма Модерна, заложенная мыслителями Нового Времени – Декартом, Бэконом, Ньютоном, британскими эмпириками и французскими рационалистами (не говоря уже о классической немецкой философии) если не полностью, то в общем и целом исчерпала свой творческий потенциал. Зачем человечеству нужна наука? И нужна ли она вообще? Цель современной науки в свое время была сформулирована Френсисом Бэконом как облегчение жизни людей, совершенствование «второй природы» - техносферы (или антропогенного ландшафта), в рамках которой протекает жизнь современного человека, облегчение его труда и удовлетворение его потребностей. Как высказался по этому поводу Писатель в «Сталкере» А. Тарковского, наука нужна «для того, чтобы меньше работать и больше жрать». Мыслителями Просвещения предполагалось, что избавление людей от тяжелого и однообразного ручного труда с одновременным скачкообразным ростом производства предметов потребления, параллельно с «удовлетворением постоянно растущих материальных потребностей» человечества будет способствовать реализации его духовных потенций и, тем самым, интеллектуаль ному и духовно-нравственному прогрессу (согласно теории Маслоу, высшие мотивации субъекта не проявляются до того, как их потенциальный носитель удовлетворит потребности низшего порядка).
Надо сказать, что в литературе представленная схема нередко подвергалась критике и даже осмеянию. Достаточно вспомнить «модель человека, неудовлетворенного желудочно» из повести бр. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Предполагалось, что удовлетворение материальных потребностей данной модели автоматически приведет к пробуждению у нее духовных запросов. В действительности, «…как и следовало ожидать, желудочная модель отнеслась ко всему этому шуму с полным безразличием. Пока ей хотелось лопать, она чихала на свой Собственно, то же самое мы наблюдаем в современном мире, - ибо этнокультурные общности, более всего обеспеченные в смысле их материальных возможностей, как ни странно, оказались потрясающе бесплодны в смысле духовного творчества: более того, с ростом технических возможностей современной цивилизации все более и более очевидным становится ее духовное оскудение. Сказано: «Нельзя служить Богу и мамоне», - но – подчеркнем! - Сказавший был убит. Люди убили Его (Ф. Ницше).
Духовное оскудение, в конечном итоге, приводит к тому, что современный ученый занимается даже уже не «разработкой частностей чужих озарений». Озарений давно уже нет, и разрабатывать нечего. Современный ученые занимается частным предпринимательством в своей, узко специализированной области знания, плодя никому не интересные статьи и никем не читаемые монографии. Кризис современной науки налицо – и это не столько кризис рациональности, но – кризис цели. Трудиться ради того, чтобы «процесс удовлетворения постоянно растущих материальных потребностей» населения нашей планеты вкупе с его интеллектуальной и духовной деградацией продолжался и далее (а иного понимания «прогресса человечества» господствующая парадигма не предполагает) – означает добровольную духовную кастрацию, неприемлемую для более или менее пассионарной части научного сообщества. Выход, с нашей точки зрения, состоит в смене парадигм – в частности, в возврате к изначальной цели и смыслу Науки в традиционном ее понимании. Как известно, Традиция исходит не из механистического, но из холистского понимания Вселенной, которая есть не машина, а целостный организм, Космос. Для Космоса характерны не линейные, необратимые процессы («прогресс» в парадигме современной науки), а циклические, обратимые (смена времен года, дня и ночи и т.п.). Прогресса нет вообще – есть лишь регресс, состоящий в исходе от Единого, в дроблении смыслов, в утрате чувства принадлежности к Целому, в понимании того, что «все во всем», в ограничении своей деятельности все более и более узкой «областью специализации». Мир – в том числе и наука – деградирует: на смену Золотому веку приходит Серебряный, за ним – Бронзовый и, наконец – Железный, за которым следует окончательное падение, ниспровержение в Хаос. В финальной точке, точке зимнего солнцестояния все рушится, и тут же – вслед за этим, происходит возврат к Единому, возрождение Смысла, начинается новый цикл, - и так до бесконечности. Мир в этой схеме в каждом своем цикле конечен, и потому он может быть понят до конца. Отсюда – принципиальная достижимость Абсолютной Истины и, соответственно, иная цель человека Науки – обретение мудрости через слияние с Абсолютом в постижении высших истин. В современных религиях, представляющих собой – в массе своей – шаг от Традиции к Модерну – познание рассматривается как «богоуподобление», как воссоздание утраченного в результате грехопадения единства профанного и сакрального (Religio есть связь между человеческим, профанным миром и миром сакральным, трансцендентным), достигаемого через мистическое откровение.
В том же «Понедельнике…» декларируется, что смыслом жизни ученого – так, как формулируют его герои повести – является процесс познания мира, но при этом не говорится ни слова о его конечной цели. И все-таки: обретение мудрости (в смысле постижения закономерностей развития универсума) – или «улучшение жизни» (в смысле «меньше работать и больше жрать»)? Нам представляется, что советская наука была все же – в понимании цели и смысла – была ближе к Традиции, нежели к Модерну. Это можно обосновать, в частности, большим престижем фундаментальных исследований в сравнении с прикладными (недаром в понятии «технарь» присутствует несколько уничижительная оценочная составляющая). Сегодня много говорится о том, что коренной – и первичной! – глобальной проблемой современности является культ материального потребления. Понятно, что этот культ порождается буржуазным характером современного общества: дисциплинированный производитель-потребитель с минимальными (и потому легко контролируемыми) духовными запросами – неотъемлемый, более того, важнейший его компонент. Очевидно, что первый шаг в преодолении данной ситуации – социальная революция, переход к бесклассовому обществу с общественной собственностью на средства производства. Но это – лишь первый шаг. Социализм – для того, чтобы выдержать историческую схватку с капитализмом, - ни в коем случае не должен подражать ему в гонке потребления, ориентируя человечество на приоритет ДУХОВНЫХ ценностей над материальными. Необходимо акцентировать вторичный характер последних, их служебную функцию, подчиненную фундаментальным приоритетам, ориентированным на духовное совершенствование человечества. Нельзя забывать о том, что деградация советского общества началась тогда, когда в Программу КПСС был включен тезис об «удовлетворении постоянно растущих МАТЕРИАЛЬНЫХ… потребностей трудящихся» (еще и «духовных» - но лишь на втором месте!). Игра на поле врага по правилам врага – половина (если не три четверти) поражения, - этой фундаментальной ошибки нельзя повторить!
Как писал И. А. Ефремов, альтернатива коммунизму одна – «песок и пыль на мертвой планете». В подобной переориентации человечества (если таковая вообще еще возможна в рамках данного эона) ключевая роль, по нашему мнению, должна принадлежать науке, но науке не в ее современной версии, насквозь пропитанной духом коммерции и прагматизма. Новая наука должна строиться на ином основании, что, в свою очередь, предполагает: - отказ от коммерческого подхода к науке: наука не есть бизнес, она не должна окупаться и, тем более, приносить прибыль. Наука есть «система жизнеобеспечения» человечества: ее цель - обретение Мудрости через формирование целостной картины бытия, призванного, по словам А. Г. Дугина, «спасать расщепленный ум, уязвленный дыханием бездны»; - утверждение приоритета академической, «светоносной» (Ф.Бэкон) науки над прикладной, «плодоносной», фундаментальных исследований перед чисто техническими разработками; - разработка комплекса стандартов научной рациональности в соответствии с диалектически переосмысленной парадигмой Традиции и местом науки в этой парадигме. В конечном итоге, только в такой смене ориентиров – залог спасения Человечества, обреченного – в сегодняшнем своем облике – на то, чтобы, ускоренными темпами исчерпав невозобновимые ресурсы Земли, захлебнуться в собственных отбросах. --------------------------------------------- = антисоветская фальшивка! =
ЧЕРНЫЙ МИФ О ГУЛАГЕ
Приведу несколько фрагментов: «Словосочетание «концентрационный лагерь» закрепилось во время Первой мировой войны, но своего расцвета это явление достигло в нацистской Германии и в СССР, поэтому и существуют два условных обозначения двух типов концлагерей — Освенцим и ГУЛАГ. Естественно, под Освенцимом имеется в виду не только фабрика смерти Аушвиц-Биркенау. Освенцим — это имя нарицательное для всех лагерей смерти, созданных нацистами. ГУЛАГ — тоже имя нарицательное, представляющее целую индустрию...
Если сопоставлять Освенцим и ГУЛАГ, становится ясно, что они представляют собой два типа концлагеря: эксклюзивный и интегрированный. Существование лагерей смерти долгое время скрывалось, до конца своего существования нацистский режим старался скрыть назначение лагерей. Программа уничтожения «расово неполноценных» европейцев официально никогда не была объявлена. Лагеря представлялись пенитенциарными учреждениями, резервациями для временного содержания. В Чехии был создан показательный лагерь Терезиенштадт, куда возили иностранных журналистов, чтобы продемонстрировать, что евреи там вполне благополучно существуют. Потом их тоже убили. ГУЛАГ был полностью интегрирован в советское народное хозяйство, поэтому само его существование невозможно было скрыть, хотя масштабы этой системы и внутренние отношения в ней не могли публично обсуждаться. Одна из важных и очень тревожащих тем книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — отсутствие четкой границы между волей и заключением во времена сталинского режима. Это два модальных состояния советского гражданина, легко перетекающие одно в другое. ГУЛАГ не был машиной смерти, он представлял собой хозяйственное учреждение, уничтожающее людей вдобавок к своей основной функции. Освенцим же, наоборот, был машиной уничтожения людей, помимо этого выполняющей хозяйственные функции». Описав различия «Освенцима» и «ГУЛАГа», автор переходит к описанию сходств. Мол, государство в обоих случаях кого хотело, того и сажало. Там и там подавляли личность заключенного. Далее автор сетует – мол, немцы феномен «Освенцима» осмыслили, а русские опыт ГУЛАГа – нет. «Почему ГУЛАГ не стал предметом осмысления в России? Возможно, это связано с его существенным отличием от нацистских концлагерей. Советское общество было репрессивным по своей сути, лагеря возникли вместе с упрочением советской власти и потому растворились в пейзаже. Грубо говоря, система ГУЛАГа перестала существовать, но сам ГУЛАГ никуда не делся». Итак, с точки зрения автора, ГУЛАГ – это тоже концлагерь. Я полагал, что этот бред будет легко опровергнуть простым словарным определением, но не тут то было. Во-первых, найти внятное определение оказалось не так легко. Во-вторых, некоторые современные словари и энциклопедии специально оговаривают этот момент. Например, в юридической энциклопедии специально оговаривается, что концентрационные лагеря создаются тоталитарными государствами, и что ГУЛАГ – это концлагерь. Придется засучить рукава и взяться за дело всерьез. Концентрационный лагерь – это понятие в большей степени военное. Первые концлагеря были лагерями для военнопленных. Лагерь потому и называется концентрационным – там концентрируются взятые в плен солдаты врага. Соответственно, лагерь существует до тех пор, пока длится война, и дальнейшая судьба пленных зависит от договоренностей воюющих сторон. В большинстве случаев об убийстве пленных речь не идет, хотя бывают и исключения. Например, в Польских лагерях для пленных красноармейцев условия заключения были таковы, что 20 тыс. человек не дожили до момента освобождения. Понятие немецкий концлагерь – это не совсем тоже самое, что обычный концлагерь. Есть несколько принципиальных различий. Во-первых, по составу. Нацисты начали массово создавать лагеря для евреев, которые не были военнопленными, а были обычными немецкими гражданами. Евреев поместили в лагеря не в качестве военнопленных, а в качестве недолюдей, подлежавших отселению из общества подлинных «арийцев». Еврей оказывается виновен перед нацистами просто по факту своего рождения. У него нет возможности искупить эту вину, и, поэтому, его срока пребывания в концлагере неограничен по времени. Тоже самое касалось военнопленных, относящихся, с точки зрения нацистов, к числу недочеловеков (русских, поляков и пр.) У них не было никакой надежды живыми выйти из немецкого концлагеря. Во-вторых, условия пребывания в немецких концлагерях целенаправленно были сделаны максимально жестокими. Слабые, больные, те, ко не был способен приносить пользу Рейху – те уничтожались сразу. Все остальные содержались в чудовищных условиях. Плохое питание, отсутствие медицинского ухода, тяжелый рабский труд, полное бесправие заключенных и изощренный садизм надзирателей, которые целенаправленно ломали человека. За неповиновение – побои или смерть. Немецкий концлагерь – это не просто концлагерь, это лагерь смерти. Что представлял собой лагерь смерти - вы можете узнать у людей, которые через этот ужас прошли. Например, свое заключение подробно описал Виктор Франкл. Приведу лишь несколько отрывков, чтобы было понятно, о чем речь. [Прибытие в концлагерь: первая селекция] [Человек ко всему привыкает] [Хотите жить — производите впечатление работоспособного] [Физическое истощение] [Безрадостная жизнь] Примечание: цитаты взяты из книги В. Франкл «Сказать жизни «да». Психолог в концлагере». Вот что такое немецкий концлагерь, он же - лагерь смерти. Теперь скажем о том, что такое ГУЛАГ. В СССР лагеря из системы ГУЛАГ назывались «исправительно-трудовые лагеря» (ИТЛ). Разница между исправительно-трудовым и концентрационным лагерем огромная. Во-первых, начнем с того, что ГУЛАГ не создавался специально для политических заключенных. Большая часть находившихся в ГУЛАГе отбывали наказание по уголовным статьям. Во-вторых, в отличие от узника концлагеря, каждый сиделец имел определенный срок наказания. Этот срок, кстати, мог быть и уменьшен за хорошее поведение. Ну и при чем тут концлагерь? Несложно поднять документы и доказать, что и с питанием в ГУЛАГе дело обстояло достаточно сносно (за исключением военных лет, когда в условиях голода смертность заключенных действительно была высокой). Подробнее, см. статью «Нормы ГУЛАГа 30-40 гг.» Имелась в ГУЛАГе небезупречная, но достаточно развитая санитарная служба. Достаточно подробно на эту тему пишет Нахапетов Б.А. в статье «К истории санитарной службы ГУЛАГа». Приведу несколько отрывков: «...Согласно архивным данным, среднее число обращений за медицинской помощью в расчете на одного заключенного в год превышало аналогичные показатели для городских жителей в 2-3 раза и в 5-6 раз — для сельских жителей СССР... Для оказания медицинской помощи заключенным в каждом лагерном пункте (командировке) имелась врачебная или фельдшерская амбулатория с медицинским изолятором на пять коек или медчасть с больницей на 10-15-20-35 коек. В 1945 г. было 2379 амбулаторий при соотношении фельдшерских и врачебных участков 1,5:1... Подсчитано, что на каждую тысячу заключенных приходилось больничных коек: в 1935 г. — 23,5, в 1936 г. — 22,9, в 1941 г. — 34,1, в 1942 г. — 109, в 1943 г. — 189, в 1944 г. — 174, в 1945г.— 171. Обеспеченность же больничными койками по Союзу ССР достигала в расчете на 10 тыс. человек в 1940 г. — 40,2, в 1950 г. — 55,7, в 1955 г. — 65,220). Как указывалось в докладе, в 1957 г. на 1 тыс. заключенных имелось 35,5 коек, что в 6 раз превышало число коек, развернутых на такое же число гражданского населения... Специфическими для ГУЛАГа лечебно-профилактическими учреждениями являлись так называемые оздоровительные пункты и оздоровительные команды... Оздоровительные пункты были образованы еще до войны под названием слабосильных команд или оздоровительно-профилактических пунктов. С началом войны они были ликвидированы, но из-за резкого ухудшения состояния здоровья заключенных их пришлось вновь открыть в 1942 году. Первоначально срок пребывания в них устанавливался в две недели. За первое полугодие 1942 г. через оздоровительно-профилактические пункты было пропущено 141 086 человек. За 11 месяцев 1944 г. через них прошло свыше 150 тыс. человек, а через оздоровительные команды — еще около 350 тыс. человек». (Самое интересное, что приводя эти данные, Нахапетов, тем не менее, завершает свою статью «за упокой» - ссылками на Солженицына и, вопреки собственным же данным, утверждением, будто ГУЛАГ был средством уничтожения. Что ж, спасибо и на том, что данные привел). Не только лучшим питанием и заботой о здоровье заключенных ГУЛАГ отличается концлагеря. На самом деле, я уже писал на эту тему статью в цикле «К вопросу о репрессиях», Вкратце повторю, то, что там изложено. Труд заключенных в СССР оплачивался государством, причем по нормальным расценкам. Заключенные имели возможность отсылать заработанные деньги семье. Они также могли отовариваться в тюремном магазине. В этом отношении СССР опережал западные страны. Только в 1955 году ООН утвердил правила обращения с заключенными, которые предусматривали плату за труд. Кроме денег, существовали и другие способы поощрения заключенных. Например, за ударный труд заключенных поощряли досрочным освобождением или сокращением срока заключения. И это отнюдь не единичные случаи. Например, после окончания строительства канала Москва – Волга из Дмитлага был досрочно освобожден каждый третий. Заключенные ГУЛАГа имели возможность разнообразить досуг. Никто не запрещал читать книги. Были библиотеки, были различные клубы, самодеятельный театр, была культурно-воспитательная часть и т.д. Ничего это не было бы и в помине, если бы государство действительно считало заключенных бесправными рабами, неисправимыми врагами, недолюдьми и т.д. В этом заключается принципиальная разница между исправительным и концентрационным лагерем. Почему же антисоветчики старательно делают вид, будто всего этого не было? Да, все это совершенно не совпадает с тем, что описывал Солженицын, но только кто сказал, что Солженицын - это истина последней инстанции? Спекуляциями на тему сопоставления ГУЛАГа могут заниматься только весьма недобросовестные историки, а публикации вроде той, которую я процитировал в начале статьи - это часть ведущейся против истории нашей страны информационной войны.
--------------------------------------------- = цивилизованная Европа = ДЕПОРТАЦИИ ПО-ЕВРО-ПЕЙСКИ
Услышав слово «депортация», большинство людей кивают головами: «А как же, слышали: Сталин, крымские татары, народы Кавказа, поволжские немцы, корейцы Дальнего Востока…» Наш рассказ будет о депортации по окончанию Второй мировой войны немцев из стран Восточной Европы. Хотя это была самая массовая депортация XX века, о ней по непонятным причинам в Европе не принято говорить. Исчезнувшие немцы Карта Европы кроилась и перекраивалась многократно. Проводя новые линии границ, политики менее всего думали о людях, живших на этих землях. После Первой мировой войны у поверженной Германии странами-победительницами были отторгнуты значительные территории, естественно, вместе с населением. 2 млн. немцев оказались в Польше, 3 млн. в Чехословакии. Всего вне Германии оказались более 7 млн. ее бывших граждан. Многие европейские политики (премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, президент США Вильсон) предупреждали, что такой передел мира несет в себе угрозу новой войны. Они были более чем правы. Притеснения немцев (действительные и мнимые) в Чехословакии и Польше стали прекрасным поводом к развязыванию Второй мировой бойни. К 1940 году в состав Германии вошли населенные преимущественно немцами Судетская область Чехословакии и польская часть Западной Пруссии с центром в г. Данциг (Гданьск). После войны оккупированные Германией территории с компактно проживающим на них немецким населением были возвращены прежним владельцам. Решением Потсдамской конференции Польше были допол-нительно переданы немецкие земли, на которых проживало еще 2,3 миллиона немцев. Но не прошло и ста лет, как эти 4 с лишним миллиона польских немцев бесследно растворились. По данным переписи 2002 года из 38,5 млн. польских граждан немцами себя назвали 152 тыс. В Чехословакии до 1937 года проживали 3,3 миллиона немцев, в 2011 году их было в Чехии 52 тыс. Куда же подевались эти миллионы немцев? Народ как проблема Проживавшие на территории Чехословакии и Польши немцы отнюдь не были невинными овечками. Девушки встречали солдат вермахта цветами, мужчины выбрасывали руки в нацистском приветствии и кричали «Хайль!». Во время оккупации фольксдойче были опорой немецкой администрации, занимали высокие посты в органах местного самоуправления, принимали участие в карательных акциях, жили в домах и квартирах, конфискованных у евреев. Неудивительно, что местное население их ненавидело. Правительства освобожденных Польши и Чехословакии обоснованно видели в немецком населении угрозу будущей стабильности своим государствам. Решением проблемы в их понимании было изгнание из страны «чужеродных элементов». Однако для массовой депортации (явления, осужденного на Нюрнбергском процессе) требовалось одобрение великих держав. И такое было получено. В заключительном Протоколе Берлинской конференции трех великих держав (Потсдамское соглашение) XII пункт предусматривал будущую депортацию немецкого населения из Чехословакии, Польши и Венгрии в Германию. Отмашка была дана. Чехословакия Немцы были вторым по численности народом в Чехословакии, их было больше чем словаков, каждый четвертый житель Чехословакии был немцем. Большая часть их проживала в Судетах и в пограничных с Австрией районах, где они составляли более 90% населения. Мстить немцам чехи начали сразу после победы. Немцы должны были: 1) регулярно отмечаться в полиции, они не имели права самовольно сменить место жительства; 2) носить повязку с буквой «N» (немец); 3) посещать магазины только в установленное для них время; 4) у них конфисковались движущие средства: автомобили, мотоциклы, велосипеды; 5) им было запрещено пользование общественным транспортом; 6) запрещено иметь радио и телефоны. Это неполный список, из неперечисленного хочется упомянуть еще два пункта: немцам запретили говорить в публичных местах по-немецки и ходить по тротуарам! Прочитайте эти пункты еще раз, трудно поверить, что эти «правила» вводились в европейской стране. Порядки и ограничения в отношении немцев вводились местными властями, и можно было бы рассматривать их как перегибы на местах, списать на глупость отдельных ретивых чиновников, но они были лишь отголоском настроений, царивших на самом верху. В течение 1945 года чехословацкое правительство, возглавляемое Эдвардом Бенешем, приняло шесть декретов в отношении чешских немцев, лишив их с/х угодий, гражданства и всей собственности. Вместе с немцами под каток репрессий попали венгры, также отнесенные к категории «врагов чешского и словацкого народов». Еще раз напомним, что репрессии проводились по национальному признаку, в отношении всех немцев. Немец? Значит, виновен. Простым ущемлением немцев в правах не обошлось. По стране прокатилась волна погромов и бессудных расправ, вот только самые известные: Брюннский марш смерти 29 мая Земский национальный комитет г. Брно (Брюнн – нем.) принял постановление о выселении проживающих в городе немцев: женщин, детей и мужчин возрастом до 16 и старше 60 лет. Это не опечатка, трудоспособные мужчины должны были остаться для ликвидации последствий военных действий (т.е. как дармовая рабсила). Выселяемые имели право взять с собой только то, что могут унести в руках. Депортируемых (около 20 тыс.) гнали в сторону австрийской границы. У села Погоржелице был организован лагерь, где был проведен «таможенный досмотр», т.е. депортируемых напоследок еще и ограбили. Люди гибли в пути, умирали в лагере. Сегодня немцы говорят о 8 тыс. погибших. Чешская сторона, не отрицая самого факта «Брюннского марша смерти», называет цифру 1690 жертв. Пршеровский расстрел В ночь с 18 на 19 июня в г. Пршеров подразделением чехословацкой контрразведки был остановлен поезд с немецкими беженцами. 265 человек (71 мужчина, 120 женщин и 74 ребенка) были расстреляны, имущество их разграблено. Командовавший акцией лейтенант Пазур впоследствии был арестован и осужден. Устицкая резня В г. Усти-над-Лабой 31 июля произошел взрыв на одном из военных складов. Погибли 27 человек. По городу пронесся слух, что акция – дело рук «Вервольфа» (немецкого подполья). В городе началась охота на немцев, благо найти их было несложно по обязательной повязке с буквой «N». Схваченных избивали, убивали, сбрасывали с моста в Лабу, добивая в воде выстрелами. Официально сообщалось о 43 жертвах, сегодня чехи говорят о 80-100, немцы настаивают на 220. Представители союзников высказали недовольство по поводу эскалации насилия в отношении немецкого населения и в августе правительство занялось организацией депортации. 16 августа было достигнуто решение о выселении с территории Чехословакии оставшихся немцев. В министерстве внутренних дел был организован специальный отдел по «переселению», страна была поделена на районы, в каждом из которых был определен ответственный за депортацию. По всей стране формировали маршевые колонны из немцев. На сборы давали от нескольких часов до нескольких минут. Сотни, тысячи людей, сопровождаемые вооруженным конвоем, шли по дорогам, катя перед собой тележку с пожитками. К декабрю 1947 года из страны были изгнаны 2 170 тыс. человек. Окончательно в Чехословакии «немецкий вопрос» был закрыт в 1950 году. По различным данным (точных цифр нет), были депортированы от 2,5 до 3 миллионов человек. Страна избавилась от немецкого меньшинства.
Польша К концу войны на территории Польши проживали свыше 4 млн. немцев. Большая их часть проживала на территориях, переданных Польше в 1945 году, бывших ранее частями немецких областей Саксония, Померания, Бранденбург, Силезия, Западная и Восточная Пруссия. Как и чешские немцы, польские превратились в абсолютно бесправных лиц без гражданства, абсолютно беззащитных перед любым произволом. Составленная польским Министерством общественной администрации «Памятная записка о правовом положении немцев на территории Польши» предусматривала обязательное ношение немцами отличительных повязок, ограничение свободы передвижения, введение специальных удостоверений личности. 2 мая 1945 года премьер-министр временного правительства Польши Болеслав Берут подписал указ, согласно которому вся брошенная немцами собственность автоматически переходила в руки польского государства. Во вновь приобретенные земли потянулись польские переселенцы. Всю немецкую собственность они рассматривали как «брошенную» и занимали немецкие дома и хутора, выселяя хозяев в конюшни, свинарники, на сеновалы и чердаки. Несогласным быстро напоминали, что они – побежденные, и не имеют никаких прав. Политика выдавливания немецкого населения давала свои плоды, на запад потянулись колонны беженцев. Немецкое население постепенно замещалось польским. (5 июля 1945 года СССР передал Польше город Штеттин, где проживали 84 тыс. немцев и 3,5 тыс. поляков. К концу 1946 года в городе жили 100 тыс. поляков и 17 тыс. немцев.) 13 сентября 1946 года был подписан декрет об "отделении лиц немецкой национальности от польского народа". Если ранее немцев выдавливали из Польши, создавая им невыносимые условия жизни, то теперь «очистка территории от нежелательных элементов» стала государственной программой. Однако масштабная депортация немецкого населения из Польши постоянно откладывалась. Дело в том, что еще летом 1945-го для взрослого немецкого населения начали создавать «трудовые лагеря». Интернированные использовались на принудительных работах и Польша долгое время не желала отказываться от дармовой рабочей силы. По воспоминаниям бывших заключенных, условия содержания в этих лагерях были ужасными, процент смертности очень высок. Только в 1949 году Польша решила избавиться от своих немцев, и к началу 50-х вопрос был решен.
Венгрия во Второй мировой войне была союзницей Германии. Быть немцем в Венгрии было очень выгодно и все, кто имели на это снования, меняли свою фамилию на немецкую, указывали в анкетах родным языком немецкий. Все эти люди попали под принятый в декабре 1945 года указ "о депортации изменников народа". Их имущество полностью конфисковывалось. По разным оценкам, было депортировано от 500 до 600 тыс. человек. Изгоняли этнических немцев из Югославии и Румынии. Всего, по данным немецкой общественной организации «Союз изгнанных», объединяющей всех депортированных и их потомков (15 млн. членов), после окончания войны из своих домов были выгнаны, изгнаны от 12 до 14 миллионов немцев. Но даже для тех, кто добрался до фатерланда, кошмар не кончался с пересечением границы.
В Германии Депортированные из стран Восточной Европы немцы были распределены по всем землям страны. Мало в каком регионе доля репатриантов была менее 20% от численности всего местного населения. В некоторых она достигала 45%. Сегодня попасть в Германию и получить там статус беженца для многих заветная мечта. Беженец получает пособие и крышу над головой. В конце 40-х XX века все было не так. Страна была разорена и разрушена. Города лежали в развалинах. В стране не было работы, негде было жить, не было лекарств и нечего было есть. Кто были эти беженцы? Здоровые мужчины погибли на фронтах, а те, кому повезло уцелеть, находились в лагерях военнопленных. Пришли женщины, старики, дети, инвалиды. Все они оказались предоставлены сами себе и каждый выживал как мог. Многие, не видя для себя перспектив, кончали жизнь самоубийством. Те, кто смог выжить, запомнили этот ужас навсегда.
«Особенная» депортация По данным председателя «Союза изгнанных» Эрики Штайнбах, депортация немецкого населения из стран Восточной Европы обошлась германскому народу в 2 миллиона жизней. Это была самая масштабная и самая страшная депортация XX века. Однако в самой Германии официальные власти о ней предпочитают не вспоминать. В перечне депортированных народов крымские татары, народы Кавказа и Прибалтики, поволжские немцы. Однако о трагедии более 10 миллионов немцев, депортированных после Второй мировой войны, молчат. Неоднократные попытки «Союза изгнанных» создать музей и памятник жертвам депортации постоянно наталкиваются на противодействие властей. Что же касается Польши и Чехии, то эти страны до сих пор свои действия незаконными не считают и не собираются приносить какие-либо извинения и каяться. Европейская депортация преступлением не считается. Источник:"Тайны и загадки" № 9/2016 ---------------------------------------------- Юрий Нерсесов Кремлёвская Правда Джамалы
Крымско-татарская победительница «Евровидения» осудила депортацию соплеменников в полном соответствии с указом президента России. Хоть убейте, не могу понять с чего это кремлёвская поцреотня возбудилась на решение жюри «Евровидения» отдавшее победу украинской исполнительнице крымско-татарского происхождения? Говорят, что решение политическое? Совершенно верно. Певичке, вопреки мнению подавляющего большинства слушателей вручили главный приз, исключительно, чтобы напакостить клятым москалям. Слушатели имеют полное право возмущаться, большинство граждан России — тоже, но причём тут кремлядь, позицию которой Джамала по сути и озвучила? О чём поёт Джамала в песне «1944»? Словами «я не смогла провести там свою молодость, потому что вы отняли у меня мою землю», она обличает депортацию соплеменников 18-20 мая 1944 года. Но разве это противоречит позиции российских властей? В указе президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года N 268 чётко говорится о «незаконной депортации с территории Крымской АССР» крымских татар и указано «принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости». Меры приняты незамедлительно и них ещё 26 марта прошлого года отрапортовал председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма Заур Смирнов. По его словам реабилитированным выде лены «доплата к пенсии в размере 500 рублей, 50-процентная скидка при оплате коммунальных услуг, льготный проезд в транспорте, льготная установка стационарного телефона, право на получение путевок в санатории». Кроме того, по словам Смирнова, «в ближайшее время планируется выделить 70 квартир в Бахчисарае и 90 квартир в Симферополе... в прошлом году жилье получили 120 семей из числа реабилитированных. 100 миллионов рублей выделено на жилье для репатриантов в сельских районах». Всего же на нужды депортированных и членов их семей только до 2020 года планируется потратить как минимум 10,8 миллиарда рублей. Выкладывая эти деньги, Путин полностью доказал свою солидарность с Джамалой. Ну, а документы доказывающие, что 90% боеспособных мужчин 220-тысячного крымско-татарского населения полуострова оказалось на стороне Гитлера, согласно позиции президента следует признать злостной клеветой. Особен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|