Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средиземноморская раса в Восточной Африке




 

В этой части мы рассмотрим то, что сегодня является второй южной периферией белого расового типа; в данном случае эта периферия граничит с миром негров Африки. Восточная Африка с ее высокими плато Эритреи, Эфиопии и Кении и безлесными лугами составляет природную зону, подходящую для высокогорного земледелия и пастушеского кочевничества. С древности она была связана скорее с севером и востоком, с Египтом и Аравией, нежели с экваториальными лесами на западе.

Согласно исследованиям экономистов-ботаников, нагорья Эфиопии, по-видимому, содержат некоторое количество автохтонных разновидностей культурных злаков и бобовых[752]. Возможно (хотя и ни в коем случае не установлено точно), что эти нагорья составили один из первичных центров земледелия Старого Света, из которых произошла неолитическая экономика. Также возможно, что часть земледельческого импульса, положившего начало высокой цивилизации древнего Египта, произошла из этого источника.

В Восточной Африке внедрение и распространение пастушеского кочевничества произошло позднее по сравнению с высокогорным земледелием. Скотоводческий комплекс с его тщательным набором социальных ограничений и социальной дифференциацией на основе количества скота был принесен из Индии через южную Аравию вместе с горбатой коровой зебу в не такой уж отдаленный период – возможно, в I тысячелетии до н.э. Он распространился на юго-восток в регион озер, где его восприняли племена банту, и уже в современности на юг до мыса Доброй Надежды, где более древняя версия того же комплекса уже появилась у готтентотов.

Однако в регионе Африканского Рога и в области севернее, ближе к Египту, горбатую корову заменил более приспособленный к жажде верблюд: во всех регионах, где земледелие нецелесообразно, обнаружены кочевники на верблюдах. Древность образа жизни кочевников с верблюдами неизвестна, но она не может быть такой же, как и в Аравии, так как верблюд – это азиатское животное[753]. Верблюды появились в Северной Африке восточнее Нила только после 300 г. н.э., но они должны были появиться здесь раньше, чем в Восточной Африке, будучи принесенными из Аравии через Суэц, Баб-эль-Мандеб или просто через Красное море в некоторый период.

Современные народы, которым посвящена эта часть, используют три упомянутых типа хозяйства – это высокогорное земледелие, кочевничество с рогатым скотом и кочевничество с верблюдами. Это европеоидные и околоевропеоидные народы, живущие восточнее экваториальных лесов, нилотских болот и глубокого эскарпа Голубого Нила. Это галла, сомалийцы, эфиопы и население Эритреи. Они говорят на языках двух семей – хамитской и семитской. Из них хамитские языки старше, так как семитская речь была принесена колонистами из Хадрамаута только за несколько столетий до н.э. Хамитская языковая семья делится на три языковые ветви: 1) ливийско-берберская, 2) древнеегипетская и производная от нее коптская, 3) кушитская. Эти семьи считаются насколько близкими к семитской, как и друг к другу[754], что говорят о семито-хамитской суперсемье, при этом семитские языки считаются четвертой ветвью. Согласно недавним исследованиям[755], древнеегипетский язык мог быть просто смесью трех остальных. Однако все восточноафриканские хамиты говорят на языках кушитской семьи, и слово «хамитский» по отношению к восточноафриканцам эквивалентно слову «кушитский».

Наши знания по расовой истории Восточной Африки ограничены южной границей современной хамитской языковой области. Раскопки в Кении и Танганьике обнаружили останки высокого, весьма длинноголового, средиземноморского расового типа донеолитического периода, с тенденцией к большому удлинению и узости лица. В мезолите, если не раньше, некоторые из этих средиземноморских скелетов демонстрируют негроидную примесь[756]. Область к востоку от озера Виктория можно считать южной границей территории, занимаемой этой расой, так как на юге все известные человеческие скелетные останки принадлежат предкам бушменов. Центр этой территории и ее северная граница неизвестны из-за недостаточной археологической работы в Эфиопии и восточном Судане. Современное распределение подобного и, без сомнения, производного расового типа совпадает с таковым хамитских языков, и поэтому в его отношении часто употребляется термин «хамитская раса».

Современных обитателей территории Абиссинии–Сомали–Эритреи можно разделить на следующие группы:

1) горные кушиты: потомки досемитского земледельческого населения североэфиопского плато, говорившего на древних кушитских диалектах. Наиболее многочисленная и наиболее известная подгруппа этой разбросанной группы – это агау, крестьяне и сельскохозяйственные рабочие в королевстве Годжам, в области озера Тсана;

2) сидамо: соответствующее досемитское земледельческое население современной области Галла, живущие в середине племенных территорий Галла и в небольших отдельных собственных царствах в юго-западной Эфиопии. Самое известное царство сидамо – это Каффа, по имени которого получил свое название кофе. По всей территории Галла многочисленный крестьянский класс состоит в основном из перешедших на другой язык сидамо;

3) амхара: это общее имя применяется к собственно эфиопам, подданным четырех царств Тигре, Амхары, Годжам и Шоа. Гураги, живущие к югу от Аддис-Абебы, говорят на амхарском, как и все вышеперечисленные, за исключением тигре, чей язык – это параллельный производный от языка геэз. Эти народы – потомки завоевателей-хадрамитов, появившихся незадолго до н.э., и они были господствующими народами Эфиопии до итальянского завоевания 1935–37 гг.;

4) галла: население большей части юго-западной Эфиопии, включая области, доходящие на севере и востоке до Аддис-Абебы. Это потомки воинственной конфедерации кочевых племен, завоевавших Эфиопию с юго-запада в XVI в. Первоначальные галла, появившиеся в больших количествах, были скотоводами с традиционным восточноафриканским неприятием земледелия или низкооплачиваемых профессий и поселились на своей настоящей территории в качестве аристократов. Сегодня общества галла делится на четыре класса: оромо, или собственно галла, – аристократы; тумту, или кузнецы, – подчиненный класс ремесленников, а также фермеров; факи – низшая каста кожевников; ватта – внекастовые охотники, живущие в отдельных деревнях. Оромо по большей части перешли к занятию земледелием, продолжая в то же время разведение скота;

5) сомалийцы: весь Африканский Рог, включая три сомалийские области и область Одаген Эфиопии, занят различными племенами сомалийцев – кочевыми хамитами, исповедующими ислам и утверждающими о своем происхождении от арабских миссионеров. Их происхождение не совсем ясно, но очевидно, что это должны быть какие-то галла, а также арабская примесь, привитая на местное хамитское население;

6) данакиль (также называемые афар): в юго-западной Эритрее и прилегающих частях пустыни северо-восточной Эфиопии, а также в части французского Сомали, живут данакиль, культурно родственные сомалийцам, которые также утверждают о своем арабском происхождении. Севернее данакиль в Эритрее живут другие племена того же общего типа. Сомалийцы, данакиль и их северные родственники составляют часть непрерывного пояса кочевых хамитов, простирающегося от Африканского Рога до Египта. Однако их северные представители от эритрейского Бежа до египетского Бишарина подвержены сильной примеси суданских негров;

7) негры на хамитской территории: в Эритрее племена бария и кунама в середине хамитской территории Тигре, вероятно, представляют, по крайней мере в языковом смысле, восточное ответвление суданских негров. В собственно Эфиопии многие шанкалла – негры, завезенные в качестве рабов из страны Голубого Нила, распространились и в качестве рабов, и при помощи смешения. В итальянском Сомали считается, что некоторые из племен рабов сомалийцев говорят на банту. Язык ватта может также быть ни хамитским, ни семитским.

 

Карта 13. Лингвистическая карта восточноафриканской хамитской области Кушитские языки Восточной Африки и англо-египетского Судана показаны параллельными линиями. Семитские языки этого региона, производные от языка геэз, обозначены перекрестными штрихами. Нужно заметить, что тигринья (тиграй) – это язык королевства Тигре; однако язык тигре – это родственный ему язык побережья. Суданские языки негров показаны большими точками, арабский – вертикальными полумесяцами. (По Meillet and Cohen, Les Langues du Monde.)Кушитские языки Восточной Африки и англо-египетского Судана показаны параллельными линиями. Семитские языки этого региона, производные от языка геэз, обозначены перекрестными штрихами. Нужно заметить, что тигринья (тиграй) – это язык королевства Тигре; однако язык тигре – это родственный ему язык побережья. Суданские языки негров показаны большими точками, арабский – вертикальными полумесяцами. (По Meillet and Cohen, Les Langues du Monde.)

 

Изучение физической антропологии этого этнологически и исторически сложного региона, можно сказать, только началось; тем не менее, оно продвинулось достаточно, чтобы служить основанием для достаточно точных утверждений относительно расовых черт более многочисленных и лучше изученных народов[757]. Перед тем как перейти далее, нелишним будет сказать, что все народы этой «хамитской» территории, хамиты или семиты по языку, представляют собой смесь средиземноморцев нескольких разновидностей в различных пропорциях, особенно высокой атланто-средиземноморской группы, а также негров. Другие элементы включают в себя конечно же веддоидов, привнесенных в эту смесь из южной Аравии; также в юго-западной Эфиопии и Сомали присутствует возможность наличия слабых следов пигмейской и бушменской крови, хотя оно и не доказано. Не нужно и говорить, что галла и амхара сильно смешались друг с другом в регионах, в которых они контактировали; как амхара, так и галла в больших количествах ассимилировали более древние кушитские земледельческие народы. Самым сильным влиянием было проникновение негров во весь регион эфиопского плато из-за работорговли. Это проникновение было таким обширным, что вряд ли хоть одна генетическая линия во всем Африканском Роге свободна от негроидной примеси; но среди амхара, галла и сомалийцев можно найти отдельных индивидов, демонстрирующих отсутствие видимых признаков негритянской крови. Такие люди встречаются крайне редко. В целом, негроидного элемента в хамитах не может быть намного больше одной четвертой части, но он проник во все этнические группы и на все социальные уровни. Когда именно это проникновение стало полным, мы не знаем, но можно подозревать, что оно уже случилось к VI в. н.э., когда эфиопы управляли Йеменом. Галла, несмотря на свою традицию происхождения от белых людей, были уже частично негроидными во время своего прибытия в Эфиопию.

Несмотря на это проникновение негроидов и смешение между ненегроидными элементами, четыре этнических союза амхара, галла, сидамо и сомалийцев статистически отличаются друг от друга[758]. Свидетельства об агау, имеющиеся в нашем распоряжении, дают нам возможность полагать, что этот народ составляет пятую антропологическую единицу. Как и можно было ожидать, что самые чистые хамитские народы, такие как агау, галла и сомалийцы, выше, чем амхара. У всех этих трех народов средний рост от 169 до 174 см, а центральным средним ростом для всех из них представляется 172 см. У семитоязычных народов средняя величина составляет от 164–167 см[759] для тигре, самой близкой к арабам из четырех главных групп, до 167–169 см для остальных трех. Серия разных эфиопов, в основном из Шоа, измеренная в Аддис-Абебе, поднимается до средней величины 169 см. Эта последняя цифра может отражать примесь галла (так как Аддис-Абеба – это территория галла) или влияние отбора. Сидамо, в противоположность агау, ощутимо невысокие (164 см).

По телосложению и пропорциям все группы очень похожи. Доминирующий тип лептосомный, с относительным ростом сидя от 50 до 51, относительным размахом рук 103 и относительной шириной плеч 21. Длинные ноги и относительно короткие руки, и еще более узкие бедра являются правилом. Немногие эфиопы всех категорий коренастые, а при иногда наблюдаемой тучности кожа свисает с тонких костей. Руки и ноги у всех, кроме ощутимо негроидных, небольшие и очень узкие, голени и запястья обычно длинные и тонкие и со слабыми мышцами. Это утончение периферийных сегментов конечностей достигает своего максимума у сомалийцев. Наиболее негроидные среди всех эфиопских народов сидамо имеют самые широкие плечи в пропорции к их высоте и самые узкие бедра.

Не может быть особых сомнений в том, что высокий рост галла, сомалийцев и агау – это древняя хамитская черта, так как и негроидные сидамо, и семиты-хадрамиты намного ниже. Высокий рост этого восточноафриканского средиземноморского типа является противоположностью умеренному росту арабов-средиземноморцев на другом берегу Красного моря и составляет характерную разницу между ними. Телосложение африканских хамитов по пропорциям рук, ног и туловища типично средиземноморское, но особое утончение конечностей среди сомалийцев – это выраженная местная черта[760], которая за пределами белой расовой группы находит ближайшие параллели в южной Индии и Австралии.

Разные группы, изученные в Эфиопии, разделяют тенденцию к долихоцефалии или мезоцефалии и к узкой форме лица. По размерам головы и лица все они в своей основе средиземноморские, а негроидные черты, проявляющиеся в мягких тканях, не проявляются в размерностях, за исключением ширины носа и биорбитальных и межорбитальных диаметров. Головы больше, чем у средиземноморцев Йемена: амхара (т.е. семитоязычные абиссинцы) имеют размеры свода 194 мм (длина) × 150 мм (ширина) × 127 мм (высота); эти цифры могут прилагаться как к абиссинцам, так и к нордикам. Средний головной указатель 77 или ниже[761] для амхара попадает в класс от долихоцефального до слабомезоцефального; меньшие диаметры и большие указатели современного населения Хадрамаута, видимо, уступили большей величине и долихоцефалии аборигенных хамитских земледельцев, поскольку это касается общей группы. Однако существует свидетельство того, что хотя население Тигре весьма долихоцефальное, брахицефалия может часто встречаться в царствах Годжам и Амхара[762].

В целом у галла головы меньше, чем у амхара, но они также мезоцефальны. Мезоцефалия также является доминирующей формой головы как у агау, так и у сидамо: среди последних средний головной указатель составляет 78, и присутствует определенное брахицефальное меньшинство. Пока что обитатели абиссинского нагорья, независимо от своего языка и этнического происхождения, долихоцефальны или мезоцефальны и сравнимы со средиземноморцами других областей, особенно, как мы увидим позже, с североафриканскими берберами, а также с североевропейскими нордиками. Однако среди сидамо свод ниже (124 мм), чем у амхара и галла. Сомалийцы, в противоположность нагорному блоку, меньше по размеру голов и чисто долихоцефальны, с размерами свода 192 мм (длина) × 143 мм (ширина) × 123 мм (высота) и средним головным указателем 74,5. В этом они близко напоминают более изящный средиземноморский тип в Йемене и некоторых северных бедуинов.

В лицевом отношении это разделение между жителями высокогорий и сомалийцами более выражено. У горцев средняя наименьшая ширина лба от 104 до 106 мм; у сомалийцев 102 мм. Скуловой диаметр первой группы составляет 134–136 мм, у сомалийцев 131 мм. Средний бигональный диаметр у горцев 101–102 мм, у сомалийцев – 96 мм. Все они узколицые, но сомалийцы приближаются к крайнему мировому значению. Лоб в обеих группах заметно шире, чем челюсть, достигающая в своей узости рекорда среди сомалийцев. Как по ширине лица, так и по размерам свода эфиопы нагорий с не такими крайними характеристиками могут быть как нордиками, так и негроидами.

Общая длина лица рассматриваемых четырех групп колеблется от 122 до 124 мм; верхняя высота лица – от 71 до 74 мм. Интересно отметить, что наиболее негроидные сидамо имеют наиболее широкие лбы, самые большие скуловые и бигониальные диаметры, а также самые длинные высоты ментон-назион из всей группы. Именно у сомалийцев высота верхнего лица является самой короткой. Все четыре группы лептопрозопны и лептенны, а сомалийцы – гиперлептопрозопны.

Носы сомалийцев, амхара и галла лепторинные, с носовыми указателями соответственно 66, 68 и 69. Эта регрессия с некоторой точностью указывает относительное количество негритянской крови. Сидамо с указателем 71 мезоринные и наиболее негроидные. В соответствии с принципом, что наиболее негроидные группы имеют самые длинные и широкие лица, сидамо имеют самые длинные и широкие носы (средняя высота 55 мм, ширина – 39 мм). У сомалийцев, чьи носы самые узкие, они также самые маленькие (52 мм × 43 мм).

По размерам внешней части глаз сомалийцы снова отличаются от горцев. Их средний межорбитальный диаметр 31 мм мал, а у горцев (34–34 мм) он приближается к негроидному. Что касается биорбитального диаметра – расстояния между внешними уголками глаз, то у сомалийцев он самый малый – 91 мм, а у сидамо самый большой – 96 мм.

Наше обозрение метрических черт населения хамитской расовой области пролило свет на некоторые факты: земледельческое население эфиопского нагорья – как местное, так и появившееся из Аравии – принадлежит к высокой долихоцефально-мезоцефальной лептопрозопной умеренно лепторинной расе, которая по метрическому положению является средиземноморской и которую на основе самых часто проводимых измерений нельзя отличить от светлых и темных средиземноморцев Европы и Северной Африки. Сомалийцы, с другой стороны, принадлежат к крайней расовой форме: крайне линейной по телосложению, крайне узкоголовой и узколицей, с особой узостью челюсти. На метрической основе устанавливаются связи сомалийцев с некоторыми народами Индии и со средиземноморцами. Лептосомная тенденция и узость лица напоминают о той же самой тенденции, обнаруженной у смешанной бедуинской группы Хадрамаута. Ее нельзя приписать смешению негров и белых, так как это явление, как засвидетельствовано у сидамо, производит увеличение черт, выражающееся в увеличении так сагиттального, так и поперечного диаметров лица, в некоторых случаях превосходящих размеры как хамитского белого, так и негроидного родителя. Это особенно затрагивает верхнюю высоту лица и высоту носа. Сомалийское лицо и нос не являются длинными, они только узкие. Крайне длинные лица и носы, обнаруженные у бахима, аристократического класса Баганды, предположительно галла по происхождению, приобрели социальную ценность и сильно превышают размеры таких у сомалийцев. Эта тенденция утончения лица напоминает олдувайского человека и некоторые из скелетов Эльментии. В Восточной Африке эта тенденция очень древняя.

Насколько бы темными ни были открытые и загорелые части кожи арабов, закрытый эпидермис всегда значительно светлее. В этой черте видно фундаментальное отличие между арабами и эфиопами, так как последние обычно имеют один цвет кожи по всему телу. Фактически лбы эфиопов в некоторых случаях светлее, чем их тела, прикрытые рубашками. Среди трех горных групп – амхара, галла и сидамо – самыми светлокожими являются амхара, у которых большинство оттенков сконцентрировано в средне-бурой категории, между № 21 и № 25 по Лушану. Отдельные индивиды достигают цвета № 13, темного, примерно как цвет кожи бывшего императора Хайле Селассие. На другом конце цвет кожи достигает № 34, почти цвета сажи, подобно цвету кожи императора Менелика II. Таким образом, у амхара можно найти почти весь диапазон человеческого цвета кожи, за исключением розового или розовато-белого, который, вероятно, у эфиопов отсутствует. Галла несколько темнее, с концентрацией в классе от средне-бурого до шоколадно-бурого, между № 22 и № 29. Их диапазон несколько меньше, чем у амхара, и редкий смуглый оттенок последних в некоторых случаях заменяется желтым бушменской интенсивности. Большинство сидамо темнее, чем № 30, и таким образом имеют действительно темно-бурый или черный цвет кожи.

Пока что прогрессия по цвету кожи следовала относительному количеству негритянской крови, покрывая значительный диапазон; наследование цвета кожи на эфиопских нагорьях не является четко мендельским в простом смысле, но это также и не случай обычного смешения. Если когда-то в ненегроидном элементе и присутствовал розово-белый оттенок, он уже давно исчез. Однако среди сомалийцев обнаруживается совершенно иная ситуация, так как большинство сконцентрировано вокруг № 29 по фон Лушану. Номера 27 и 30 встречаются чаще других; поэтому существует один типичный цвет кожи сомалийцев – богатый, блестящий, шоколадно-бурый, которым обладает семь восьмых сомалийцев. Очень немногие темнее, есть и светло-бурые индивиды, а в очень редких случаях встречаются сомалийцы, светлые, как арабы. Контраст между горными эфиопами и сомалийцами по цвету кожи так велик, что нужно утверждать, что изначальный ненегроидный узкотелый и узколицый тип, который представляют современные сомалийцы, не был белокожим в любом смысле этого слова, так как сомалийцы наименее негроидный народ во всей Восточной Африке.

Сами эфиопы очень хорошо осознают различия по цвету кожи и делятся на четыре группы: «желтые», «желто-красные», «красные» и «черные». Эти группы не вполне соответствуют шкале фон Лушана, а представляют собой продукт столетий местного опыта и, возможно, играют более важную роль с генетической точки зрения. Жюри из амхара и галла назвало 20% первых «желтыми», против 8% у последних, и только 2% у обоих были «черными». У обеих групп «красный» класс был наиболее многочисленным – 47% амхара и 70% галла. Большинство из немногих изученных сидамо равным образом распределены между «красными» и «черными». Эту систему нельзя применить к сомалийцам, чей характерный оттенок не поддается классификации.

По форме волос эфиопы также имеют свою собственную систему, которая с трудом согласуется с нашей. Она имеет три группы: lüchai, «прямые», gofari, «кудрявые», и еще один термин, обозначающий крайне негроидный тип. Фактически в серии автора не попадался ни один эфиоп с прямыми волосами, хотя был замечен один прямоволосый агау. Среди амхара в соответствии с местной терминологией 80% были названы «кудрявыми», а остальные «прямоволосыми»; среди галла были обнаружены те же 20% «прямых», в то время как среди сидамо это количество возросло до 30%. На самом деле класс gofari включает кудрявые волосы в хадрамаутском смысле и завитые волосы негроидного характера. Волосы, которые сами эфиопы считают негроидными, ограничивались несколькими индивидами, по всем признакам неграми, и, без сомнения, рабами.

По нашей классификации 40% амхара имеют ненегроидные волнистые или кудрявые волосы[763], а остальные – завитые. Ненегроидный класс среди галла составляет 30%, среди сомалийцев 86%. Некоторые из сомалийцев на самом деле имеют прямые волосы. Хотя наша серия сидамо слишком маленькая, чтобы на нее можно было положиться, она указывает, что эти люди не так часто негроидны по форме волос, как амхара.

Последние, однако, демонстрируют свой преимущественно ненегроидный характер в распределении волосяного покрова: у них больше всего случаев облысения, бороды часто густые, и присутствует значительное меньшинство с густыми волосами на теле. Галла и сидамо в меньшей степени бородаты и волосаты, а сомалийцы, у которых бороды сравнимы с бородами южных арабов, имеют почти безволосые тела. Конечно же для всех этих групп типичны черные волосы; среди всех из них иногда можно обнаружить индивида с темно-каштановыми или рыже-каштановыми волосами. Бороды по цвету не отличаются от волос на голове.

По цвету глаз очевидны смеси между несколькими темными типами. Амхара имеют 47% темно-карих и 11% светло-карих радужных оболочек и 39% смешанного типа, со светло-карим радужным фоном, перекрываемым лучами зон темно-карего. Среди галла обнаружены те же пропорции тех же типов. Среди сидамо начинают появляться черные глаза и преобладает темно-карий оттенок, в то время как у сомалийцев 32% глаз черные, а 56% – темно-карие. Во всех группах иногда встречаются смешанные светлые глаза, с зелено-карей или серо-карей смесью, но они составляют не более чем 2% от целого[764]. Они указывают скорее на сохранение тенденции меньшинства к светлым глазам, свойственной только средиземноморскому расовому типу, нежели какую-либо северную примесь.

Форма внешней части глаза варьируется между различными группами в пропорции к негроидной крови: амхара и сомалийцы имеют мало складок века, небольшой наклон, от средней до малой высоту глазного отверстия; среди галла и сидамо иногда замечена псевдомонголоидная[765] негроидная внутренняя складка века, и значительное меньшинство имеет наклонные и широкие глазные отверстия. Таким же образом среди амхара и сомалийцев отмечаются самые густые и самые сходящиеся брови.

В более чем половине сомалийской серии надбровные дуги умеренные или тяжелые в западноевропейском смысле; у амхара они от небольших до умеренных, у галла и сидамо небольшие или отсутствующие. У амхара лбы обычно высокие, а у галла и сидамо соответственно ниже. Наклон лба наиболее изменчив среди амхара, среди которых часты все формы; они наименее изменчивы у сомалийцев, среди которых наклон обычно небольшой. В целом более негроидные народы имеют самые покатые лбы.

По форме носа между различными народами отмечены значительные отличия: самые европеоидные формы обнаружены у сомалийцев и амхара, а носы сидамо по большей части негроидные по своей морфологии. Носы сомалийцев, хотя они изменяются от весьма лепторинных до в высшей степени негроидных, имеют нормальное распределение, будучи сгруппированными по отдельным критериям. Средняя величина – это умеренная высота корня, ширина корня от узкой до средней, умеренная высота переносицы, ширина переносицы от узкой до умеренной, прямой профиль, тонкий кончик, наклоненный немного вверх, средние крылья, со слегка скошенными ноздрями от тонких до средних. Хотя отдельные сомалийцы имеют крючковатые носы, впечатление от всей группы, и особенно от наименее негроидного элемента, таково: это прямой профиль и умеренная высота переносицы; иными словами, классическая средиземноморская форма носа.

Носы амхара, хотя и очень изменчивы, как правило, выше в корне и переносице, и в то же время шире; их кончик толще и часто наклонен вниз, с тенденцией к расширяющимся книзу крыльям носа, и весьма глубоко утопленные ноздри. Профиль носа амхара, опять же, обычно прямой. Носы галла похожи на носы амхара, с немного большей долей широких и расширяющихся книзу форм. Среди сидамо в большинстве находятся толстые кончики, расширяющиеся книзу крылья и низкие корни и переносицы, хотя выпуклые профили более часты, чем у менее негроидных групп. Нос сидамо как морфологически, так метрически является гибридным европеоидно-негроидным носом, который часто виден среди американских негров.

Во всех группах, включая сомалийцев, толстые губы более многочисленны, чем тонкие, как по высоте, так и по толщине; выворот губ также среди них обычно большой, как и выступающий стык губ. Действительно тонкие губы превышают 10% только у амхара. Все группы демонстрируют некоторую степень прогнатизма: лицевой прогнатизм составляет приблизительно 10% у всех, кроме сидамо, среди которых он выше. Альвеолярный прогнатизм присутствует у всех, кроме сомалийцев, среди которых он обычно падает. Фронтальное выступание скул во всех группах слабое: боковая проекция часто выступает среди галла и сидамо, редко у амхара и сомалийцев. Выступание углов нижней челюсти наиболее часто выражено у амхара и никогда у сомалийцев.

Иногда негроидные черты видны в чертах ушей – больше всего среди сидамо и меньше всего среди амхара. У негроидных ушей небольшая, сросшаяся мочка и большой валик у завитка ушной раковины. Они редко скошены, в то время как уши амхара и особенно сомалийцев обычно находятся под углом к вертикали.

Среди всех этих народов видны различия как по расовому типу, так и по типу телосложения, даже среди относительно однородных сомалийцев. Здесь общая масса населения тяготеет к двум крайним типам. Более многочисленный из них – это длинная, тонкая форма тела с очень узкими руками и ногами, с тонкими, грациозно сложенными телами, которые среди женщин достигают степени красоты, редко наблюдаемой в Европе, с высокой, конической грудью у женщин, совершенно непохожей на висячие негроидные груди, так распространенные у галла и амхара, и с типично узкими лицами и носами, типичными для сомалийцев. Другой крайний тип – это обычный прогнатный, толстоносый, широкоглазый негр. Около одной пятой части сомалийцев имеют большую долю негроидной крови; у остальных она по большей части невелика. Некоторые индивиды среди сомалийцев[766] более светлокожи, брахицефальны, с кудрявыми волосами, и почти во всех отношениях идентичны обычным хадрамитам южной Аравии. Они, без сомнения, представляют собой тип миссионеров, обративших сомалийцев в ислам и основавших нынешние племена и семейства. Не стоит и говорить, что они редки.

Среди амхара есть один очень впечатляющий тип с относительно светлой кожей, высоким, широким, покатым лбом, сильно завитыми волосами, носом с высокой переносицей, толстым, сплющенным кончиком и длинным, весьма костлявым лицом. Общее впечатление таково, что это исходный папуасский тип, и такое впечатление, что это указывает на смешение веддоидов и негроидов, в сочетании с различным количеством как арабских, так и эфиопских разновидностей средиземноморского типа. Связь этого типа завитых волос с этими ненормально большими чертами лица, кажется, демонстрирует интересную генетическую рекомбинацию. Этот тип редок среди хамитоязычных эфиопов, которые по большей части демонстрируют средиземноморские или негроидные типы лица различной степени смешения и в различных сочетаниях.

За исключением особого поведения завитой формы волос среди амхара, белые расовые черты в целом кажутся связанными друг с другом. Среди сомалийцев прямые или волнистые волосы обычно тонкие, склонные к выпадению на голове при облысении, бороды от умеренных до сильных и присутствуют на теле; завитые или густые и курчавые средней структуры и скудные на бороде и теле. Кудрявые волосы хадрамаутского типа часто жесткие, но по количеству и распределению промежуточные между европеоидными и негроидными. Как среди горных хамитов, так и среди сомалийцев более светлая кожа обычно соответствует более узким носам и более прямым волосам; темно-карие глаза сильно связаны с узкими носами, а черные глаза – с широкими носами.

На основе этих корреляций очевидно, что частично негроидная внешность эфиопов и сомалийцев обусловлена смешением белых и негров и что эфиопов нельзя рассматривать как представителей недифференцированной стадии в развитии как белых, так и черных, как хотелось бы думать некоторым антропологам. В целом белый тип гораздо более многочисленный и намного более значим метрически, а негроидное влияние можно ясно видеть по пигментации и форме волос. Это исследование эфиопов и сомалийцев помогло вывести тот принцип, что метрические сходства расового порядка слабо связаны с мягкими тканями, так как сомалийцы, галла, арабы, берберы, норвежцы и англичане тесно связаны по размерам, хотя по пигментации и форме волос они находятся на противоположных мировых полюсах. Внутри средиземноморской расовой семьи любая вариация этих внешних признаков находится между крайними позициями нордика с одной стороны и сомалийца с другой.

Северные родственники сомалийцев – афар или данакиль, похоже, сильно напоминают их как метрически, так и морфологически[767]. Если можно попытаться делать выводы из неполного материала, они еще реже негроидны, чем сомалийцы. Бария и кумана – суданоязычные племена Эритреи – умеренного роста и с небольшими головами; это негроидно-хамитская смесь, в которой силен древний суданский негроидный элемент[768].

С точки зрения истории хамитоязычных народов Северной Африки большую важность представляет племенное деление большого народа беджа, живущего восточнее Нила от Эритреи к северу до Верхнего Египта. Некоторые из них теперь говорят на языке тигре, другие на арабском, но их первоначальный язык – кушитский, и они, видимо, расово связаны по большей части с сомалийцами и данакиль. Некоторые из них, как хаддендоа, сильно смешаны с суданскими неграми; менее смешанные, такие как бени-амбер в северной Эритрее и бишари египетской пустыни, представляют собой очень однообразный тип, который Селигман сравнивает с додинастическими египтянами[769].

Этот тип в своей наименее негроидной форме умеренного роста: средний рост у племен варьируется от 164 до 169 см и сравним по размерам головы и ширине лица и носа с сомалийцами, хотя у некоторых племен головы меньше. Типично узкая челюсть сомалийцев здесь также обычна. Цвет кожи обычно где-то между бронзового красновато-бурого и светло-шоколадного, возможно, в светлой части достаточно узкого диапазона сомалийцев. Волосы, если не завитые, иногда прямые, но обычно кудрявые или волнистые; профиль носа, как и у сомалийцев, обычно прямой. Физический тип нынешних северных беджа египетской пустыни не обязательно соответствует типу народов, которые, как мы вскоре увидим, должно быть, принесли хамитскую речь и культуру в Северную Африку в древности, но он приближается к общему расовому положению этих носителей хамитской культуры. Присутствие беджа и их очевидная древность указывают на то, что пустыня к востоку от Нила и западу от Красного моря долгое время была коридором движения на север людей, приспособившихся к жизни в пустыне, как сама долина Нила, спускающаяся ниже Хартума, могла быть коридором для древних земледельцев.

 

 

Современные египтяне

 

Читатель уже знаком с физическими чертами древних египтян с додинастических до римских времен. Мы помним, что всю свою доисламскую историю египтяне единообразно сохраняли свою принадлежность к центральному средиземноморскому расовому типу умеренного размера головы и среднего роста. Тем не менее, в формирование египетского населения в целом могли внести свой вклад несколько средиземноморских элементов из различных источников. Мы помним, что правящий класс в Египте часто характеризовался хамитским лицевым типом, напоминающим аристократов Сомали и скотоводческие племена Уганды. Кушитский элемент в египетском языке имел своего расового двойника.

Египет никогда не был по-настоящему изолирован: он постоянно привлекал людей из других стран. В александрийский период многие греки и иудеи поселились в дельте, особенно в новом городе, которому Александр дал свое имя, и этот метрополис всегда был интернациональным городом. В VII в. арабы захватили весь Египет и навязали новый язык и новую религию, которой смогли сопротивляться только немногие из крестьян долины Нила, предки современных коптов. Хотя коптский язык перешел, как латынь, в ограниченный круг ритуальных языков, коптское христианство сохранилось до сегодняшнего дня. Арабы, должно быть, добавили свой расовый тип в оседлое египетское население, но в основном в городах; с другой стороны, племена бедуинов, пасущие свой скот в пустынях и оазисах на обеих сторонах долины, по крайней мере антропометрически, являются чистыми арабами[770].

После ассимиляции арабов турки как правящий класс поселились в Каире и других городах, а вместе с ними и албанцы, черкесы и другие иностранцы. С прорытием Суэцкого канала Порт-Саид стал интернациональным городом, с населением из всех государств. Тем временем тысячи негров и абиссинцев (эфиопов) были ввезены в Египет в качестве рабов, и немногие из них вернулись домой.

Все эти поселенцы в Египте со времен иудеев и греков до нынешних были горожанами, и рабы сильнее всего использовались в городской инфраструктуре. В Египте, как и повсюду, деревня снабжает город людьми, и можно ожидать найти расовую непрерывность между крестьянами древнего Египта и современными феллахами. Эта непрерывность должна быть и действительно так же велика, как непре<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...