Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы




 

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза "вглубь" и "вширь".

Как отмечается в докладе МВФ "World Economic Outiook", страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса, сравнительно медленно преодолевают рецессию. Темпы экономического оживления как в промышленно развитых государствах, так и в странах с формирующимися рынками заметно отличаются. Действенные макроэкономические стимулы поддерживают процесс оживления деловой активности в так называемых стержневых европейских странах, в то время как внутренний спрос пока не играет заметной роли.

Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.

Прекращение бума в строительстве и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.

Согласно последним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.

Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных с восстановлением общехозяйственной конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное ухудшение ситуации на рынке труда и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют по отношению к доллару может помешать расширению регионального экспорта и привести к новой рецессии.

По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

Несмотря на то, что в конце прошлого года квартальные показатели свидетельствовали о некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому,продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.

Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса шились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.

В условиях кризиса правительства и центральные банки стран регионаприняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

В 2010 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.

Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.

В 2009 г. инфляция в "новых" странах Евросоюза была низкой в результате удешевления продовольственных товаров и энергоносителей и сокращения внутреннего спроса. Застойный рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2010 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.

В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):

 

Таблица 1.

  I II III IV V
Государства Евросоюза 2,2 2,9 0,8 -4,1 0,5
ЕС-15 2,1 2,6 0,6 -4,2 0,5
Австрия 2,3 3,5 2,0 -3,8 1,0
Бельгия 2,0 2,9 1,0 -3,5 0,4
Великобритания 2,5 2,6 0,6 -4,5 0,6
Германия 1,5 2,5 1,3 -4,8 1,2
Греция 4,1 4,0 2,9 -0,6 -0,4
Дания 1,5 1,6 -1,2 -3,0 1,1
Ирландия 2,1 3,6 2,0 -4,7 0,0
Испания 3,3 3,6 0,9 -3,8 -0,9
Италия 1,2 1,6 -1,0 -5,3 0,1
Люксембург 4,2 6,5 0,0 -4,5 0,4
Нидерланды 2,1 3,6 2,0 -4,7 0,0
Португалия 1,3 1,9 0,0 -3,5 0,1
Финляндия 3,1 4,2 1,0 -7,0 0,0
Франция 1,9 2,3 0,4 -2,2 0,7
Швеция 2,6 2,6 -0,2 -5,0 1,5
Новые страны ЕС 4,6 6,2 3,9 -3,7 1,2
Болгария 5,6 6,2 6,0 -5,7 2,0
Венгрия 3,6 1,2 0,6 -6,0 0,5
Кипр 4,2 6,1 2,5 -4,0 1,0
Латвия 7,2 10,0 -4,6 -17,5 -4,0
Литва 6,9 9,8 2,8 -15,9 -3,8
Мальта 2,2 3,7 2,1 -3,8 -0,6
Польша 4,2 6,8 5,0 1,1 2,5
Румыния 5,8 6,3 7,1 -7,6 0,1
Словакия 5,7 10,4 6,4 -4,5 1,2
Словения 4,3 6,8 3,5 -5,5 1,5
Чехия 4,2 6,1 2,5 -4,0 1,0
Эстония 6,9 7,2 -3,6 -12,0 -3,0
Прочие страны Европы 2,3 3,4 1,9 -2,0 0,7
Исландия 4,1 5,6 1,3 -6,3 0,5
Норвегия 2,4 3,1 2,1 -1,2 2,1
Швейцария 2,1 3,6 1,8 -2,5 -0,4

Примечание: I 2000-2008, II-2007, III -2008, IV-2009 (оценка), V -2010 (прогноз).

 

Как отмечается в последнем докладе ООН "World Economic Outlook 2010", экономика стран западной Европы постепенно преодолевает самый серьезный за послевоенный период финансово-экономический кризис. Признаки стабилизации деловой активности появись во II квартале прошлого года, когда темпы падения валового внутреннего продукта снизились в большинстве стран региона, а в Германии и Франции отмечался небольшой рост этого показателя. В III квартале, как считают аналитики, впервые за предыдущие пять кварталов стало возможным говорить о возобновлении роста общеэкономической конъюнктуры в странах Евросоюза вцелом, хотя в Великобритании спад продолжался.

Некоторые ведущие индикаторы в частности Индекс экономических ожиданий ("ЕSI") Еврокомиссии, свидетельствовали о признаках начала позитивных перемен еще в марте прошлого года, но большая их часть указывала на то, что ситуация в регионе все еще существенно ниже среднеисторического уровня. Оживление промышленного производства в странах Еврозоны впервые с начала кризиса было отмечено в мае 2009 г., хотя его объем был на 13% ниже уровня сентября 2008 г. Как ожидается, в 2010 г. его рост продолжится, хотя и останется ниже потенциально возможного уровня.

С учетом негативных тенденций, отмечавшихся в конце 2008 г. и начале 2009 г., совокупный валовой продукт 15 стран Евросоюза в целом за прошлый год сократился на 4,2%, а в 2010 г., возможно, увеличится на 0,5%. Оживление произойдет благодаря росту экспорта и возобновлению товарных запасов, тогда как внутренний спрос будет стимулироваться правительственными мерами. В первой половине года деловая активность, по-видимому, будет расти умеренно из-за ослабления стимулирующих краткосрочных факторов.

Для стабильного экономического оживления необходимы нормализация условий кредитования и глобальный рост спроса, которые могут послужить стимулом для возобновления деловых инвестиций и роста занятости. Это, в свою очередь, станет фундаментом для расширения внутреннего спроса. Такое развитие событий, как подчеркивается, станет возможным, если не произойдет преждевременного отказа от политики экономического стимулирования. Снижение уровня потребления в 2009 г. отмечалось в большинстве стран Евросоюза. Однако, несмотря на существенное падение потребительского доверия, темпы его сокращения в целом были значительно ниже, чем ВВП. Меры государственной поддержки, в частности программы замены старых автомобилей на новые, способствовали расширению потребительских расходов. Кроме того, снижений реальных располагаемых доходов было приостановлено резким падением инфляции, а также задержкой в ухудшении условий на рынке труда. Рост заработной платы достиг своего циклического пика в III квартале 2008 г. и продолжался еще в IV квартале, прежде чем существенно замедлиться в первой половине 2009 г. В то же время уровень занятости не снижался до III квартала 2008 г. В 2010 г. ожидается дальнейшее хотя и слабое, уменьшение уровня потребления. Потребительское доверие, вероятно, существенно возрастет по сравнению с началом прошлого года, а инфляция останется чрезвычайно низкой. Уровень сбережения, по-видимому, останется высоким, условия кредитования значительно более сложными, чем до кризиса. При этом ощутимых улучшений на рынке труда не ожидается.

Аналитики фонда отмечают существование нескольких мощных сил, сдерживающих процесс оживления в странах Европы. Крупные дефициты бюджетов и платежных балансов по текущим операциям сдерживают оживление в некоторых странах зоны евро, оказывая негативное воздействие на остальные европейские страны. В частности, как подчеркивается, экономические сложности Греции угрожают нормализации ситуации на финансовых рынках. Этому мешают, также нерешенные проблемы в банковской сфере. Наметившийся процесс восстановления экономики европейских стран также поддерживается несколькими факторами. Во-первых, во второй половине прошлого года возобновился процесс создания товарных запасов. Во-вторых, нормализация мировой торговли внесла существенный вклад в экономическое оживление в государствах Еврозоны и европейских странах с формирующимися рынками. В-третьих, сыграла свою роль действенная политика поддержки финансовых секторов многих европейских стран и координированная помощь со отофоны многонациональных институтов наиболее пострадавшим странам региона.I

Тем не менее, темпы экономического роста в европейских странах, как ожидается, в ближайшие два года будут умеренными. В наиболее развитых странах Европы ВВП в 2010г составляет в среднем на 1% и в 2011г.-на 1,75%. В государствах региона с формирующимися рынками данные показатели, по-видимому, будут равняться соответственно 3 и 3,5%.

В странах Еврозоны в целом совокупный валовой продукт, как ожидается, увеличится на 1% в текущем году и на 1,5% в будущем. Скорее всего, умеренным будет экономический рост в Германии и во Франции, где увеличение экспорта ограничивается внешним спросом, инвестиции сдерживаются нехваткой кредитов, а внутреннее потребление – высокой безработицей. Еще медленнее, по-видимому, будут преодолевать застойные явления Греция, Ирландия, Испания и Португалия. В Великобритании оживление останется умеренным и будет происходить благодаря увеличению экспортных поступлений из-за некоторого обесценения фунта стерлингов, тогда как внутренний спрос будет ослабленным. В европейских государствах с развивающимися рынками перспективы экономического роста в 2010 – 2011 гг. также сильно разнятся. В странах, достаточно благополучно перенесших мировой кризис (таких как Польша), а также тех, где уровень внутреннего доверия уже восстановился, ожидается достаточно заметное оживление, подкрепленное притоком капиталов и нормализацией глобальной торговли. В государствах, вступивших в кризис с уже ослабленной экономикой, таких как Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, имеющих серьезные проблемы с платежным балансом, восстановление экономики будет происходить медленнее в результате ограниченных возможностей для маневра. Денежная политика, как отмечается, должна остаться согласованной со сложившейся ситуацией. Поскольку перспективы экономического оживления довольно слабы, инфляционное давление будет умеренным. В промышленно развитых странах Европы базовая инфляция останется низкой и стабильной, в государствах Еврозоны составит около 1%. В большинстве стран региона с формирующимися рынками инфляция будет невысокой, и центральные банки смогут сохранить процентные ставки на относительно низком уровне, что позволит поддержать деловую активность. В следующей таблице приводятся данные из прогноза МВФ, 1. касающиеся темпов роста ВВП (А), в % по сравнению с предыдущим годом, 2. розничных цен (В), в % по сравнению с предыдущим годом, 3. ситуации с платежным балансом по текущим операциям (С), в % ВВП 4. уровнем безработицы (D) в отдельных государствах Европы, в % экономически активного населения.

 

Таблица 2.

 

A

B

C

D

  I II III I II III I II III I II III
Страны Европы -4,0 1,3 1,9 1,2 2,0 1,7 0,2 0,3 0,4 - - -
Развитые страны ЕС -4,1 1,0 1,7 0,6 1,4 1,4 0,4 0,7 0,8 - - -
Страны Еврозоны -4,1 1,0 1,5 0,3 1,3 1,3 -0,6 -0,3 -0,2 9,4 10,5 10,5
Австрия -3,6 1,3 1,7 0,4 1,6 1,5 1,4 1,8 1,7 5,0 5,4 5,5
Бельгия -3,0 1,2 1,3 -0,2 0,9 1,5 -0,3 -0,5 -0,1 8,0 9,3 9,4
Германия -5,0 1,2 1,7 0,1 1,9 1,0 4,8 5,5 5,6 7,4 8,6 9,3
Греция -2,0 -2,0 -1,1 1,4 -2,0 1,0 -11,2 -9,7 -8,1 9,4 12,0 13,0
Ирландия -7,1 -1,5 1,9 -1,7 1,2 -0,6 -2,9 0,4 -0,1 11,8 13,5 18,7
Испания -3,6 -0,4 0,9 -0,3 1,4 1,0 -5,1 -5,3 -5,1 18,0 19,4 8,6
Италия -5,0 0,8 1,2 0,8 2,7 1,7 -3,4 -2,8 -2,7 7,8 8,7 6,4
Кипр -1,7 -0,7 1,9 0,2 1,0 2,3 -9,3 -11,4 -10,9 5,3 6,1 5,7
Люксембург -4,2 2,1 2,4 0,8 2,0 1,3 5,7 11,2 11,6 7,0 6,2 7,2
Мальта -1,9 0,5 1,5 1,8 1,1 2,1 -3,9 -5,1 -5,1 7,1 7,3 4,7
Нидерланды -4,0 1,3 1,3 1,0 0,8 1,3 5,2 5,0 5,3 3,5 4,9 10,3
Португалия -2,7 0,3 0,7 -0,9 0,8 1,1 -10,1 -9,0 -10,2 9,5 11,0 10,7
Словакия -4,7 4,1 4,5 0,9 1,5 2,0 -3,2 -1,8 -1,9 12,1 11,6 6,8
Словения -7,3 1,1 2,0 0,8 1,1 2,3 -0,3 -1,5 -1,2 6,2 7,4 9,6
Финляндия -7,8 1,2 2,2 1,6 1,2 1,4 1,4 2,0 1,8 8,3 9,8 9,9
Франция -2,2 1,5 1,8 0,1 2,7 1,5 -1,5 -1,9 -1,8 9,4 10,0 7,9
Великобритания -4,9 1,3 2,5 2,2 2,0 1,6 -1,3 -1,7 -1,6 7,5 8,3 4,7
Дания -5,1 1,2 1,6 1,3 1,6 2,0 4,0 3,1 2,6 3,3 4,2 8,5
Чехия -4,3 1,7 2,6 1,0 2,4 2,0 -1,0 -1,7 -2,4 6,7 8,8 7,7
Швеция -4,4 1,2 2,5 2,2 6,2 2,1 6,4 5,4 5,8 8,5 8,2 8,6
Исландия -6,5 -3,0 2,3 12,0 2,5 3,8 3,8 5,4 1,8 8,0 9,7 3,5
Норвегия -1,5 1,1 1,8 2,2 0,7 1,8 13,8 16,8 16,7 3,2 3,5 4,1
Швейцария -1,5 1,5 1,8 -0,4 0,7 1,0 8,7 9,5 9,6 4,1 5,0 4,1
Страны Европы с формирующимися рынками -3,8 2,9 3,4 4,7 5,3 3,6 -2,0 -3,3 -3,6 - - -
Болгария -5,0 0,2 2,0 2,5 4,3 2,9 -9,5 -6,3 -5,8 - - -
Венгрия -6,3 -0,2 3,2 4,2 -3,7 2,5 0,4 -0,4 -1,0 - - -
Латвия -18,0 -4,0 2,7 3,3 -1,2 -2,5 9,4 7,0 6,3 - - -
Литва -15,0 -1,6 3,2 4,2 2,3 -1,0 3,8 2,7 2,6 - - -
Польша 1,7 2,7 3,2 3,5 4,0 2,4 -1,6 -2,8 -3,2 - - -
Румыния -7,1 0,8 5,1 5,6 2,3 3,1 -4,4 -5,5 -5,5 - - -
Хорватия -5,8 0,2 2,5 2,4 0,8 2,8 -5,6 -6,3 -6,8 - - -
Эстония -14,1 0,8 3,6 -0,1 0,8 1,1 4,6 4,7 3,9 - - -

Примечание: I-2009 г, II- 2010г.(первое полугодие), III- 2011г. (прогноз).

 

 

Несмотря на омрачившийся большую часть II квартала кризис государственных финансов в ряде "периферийных стран" еврозоны, восстановление экономики данного региона продолжилось достаточно умеренными темпами. По итогам II квартала 2010г. ВВП еврозоны вырос на 1%, что оказалось заметно лучше ожиданий аналитиков (0,7% по данным консенсус - прогноза).

Однако, восстановление в разных странах протекает крайне не равномерно и неоднородность региона по мере выхода из кризиса усиливается. Различия между "благополучными" ведущими странами и слабой периферией носят разделительный характер. Максимальные темпы роста закономерно демонстрируют страны, обладающие наиболее сильными конкурентными преимуществами во внешней торговли, прежде всего Германия- лидер восстановления как в терминах темпов роста выпуска, так и сточки зрения восстановления рынка труда. Именно высокий темп роста немецкой экономики во II квартале 2010г. (2,2%) объясняет большую часть столь позитивного сводного показателя. На этом фоне отставание стран "периферии ", страдающих от низкой производительности, негибкости рынка труда и слабой конкурентоспособности в целом, лишь увеличивается, усугубляемое бременем долгового кризиса. И если Португалия и Испания вышли из рецессии еще в I квартале 2010г, то для Греции II кв.2010г. оказался уже седьмым подряд кварталом отрицательного прироста выпуска.

Препятствием восстановления экономики остается недостаточно быстрое восстановление банковского кредитования. Июльский обзор банковского кредитования показал, что во II квартале банки еврозоны продолжили ужесточать кредитные стандарты: доля банков ужесточивших стандарты по кредитам компаниям, превысила долю тех, кто смягчил, на 11 п.п., причем разрыв увеличился по сравнению с двумя предыдущими обзорами (тогда он составлял 3 п.п.).

 


Заключение

При всех своих проблемах и неурядицах Европа тем не менее не сбивается со взятого курса, и ее превращение в некое подобие Соединенных Штатов Европы – вопрос времени. К строительству общеевропейского дома подключаются практически все страны и народы континента, и грядущий век будет ознаменован переходом Европы в совершенно новую ипостась – в мощное многонациональное государственное образование. В этот новый конгломерат впишется до тридцати государств – почти вся Восточная Европа (первой скорее всего будет Украина), островные субъекты в Средиземноморье и, видимо, Турция. Однако в этом союзе равноправных партнеров будут главенствовать и задавать тон четыре ведущих лидера - Германия, Франция, Великобритания, Италия. Это очевидно и сейчас. Ведь в столицах этих стран вырабатываются все кардинальные решения для последующего их одобрения остальными. Но дело сделано - для попавших однажды в Евросоюз обратного хода нет. Все сконструировано таким образом, что вне этой коалиции добровольно согласившихся вступить в нее стран ни одна из них существовать не сможет – страна-диссидент обречена на неминуемую гибель. В итоге объединенная Европа, крепко стянутая обручами взаимных обязательств и единых для всех правил поведения во внутренней жизни и внешних делах, по своей мощи и влиянию может стать чем-то более значимым, чем сверхдержава. Она имеет шанс обрести ведущее, главенствующее место в мире.

Что же касается самой Европейской валюты, то, на мой взгляд, тут много противоречий. Как уже было сказано ранее, Единая Европа – это множество государств с глубокими традициями. Введение евро, таким образом уничтожает все традиционные валютные связи. Франки, марки, фунты стерлингов… Теперь это всё в прошлом, но в сознании многих людей ещё долгое время будут оставаться истинными национальными валютами.


Список использованной литературы

1. Валютный союз по-европейски / В. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1999 №16

2. Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Дэвид Ширрефф // Деловая Сибирь 2002 №2

3. Евро - валюта "Соединенных Штатов Европы" / М. Погорелый // Ревизор 2008 №9

4. Нужна ли Европе общая валюта? // Открытый урок 2006 №35

5. Зарубежные финансовые рынки в 2009г./БИКИ №39(9587),2010г.,5,16

6. Зарубежные финансовые рынки в 2009г./БИКИ №40(9588),2010г., стр. 4,5,16.

7. О перспективах развития стран Европы/БИКИ №27(9575)2010г., стр.4-5,16

8. О проблемах дальнейшего развития Еврозоны/БИКИ №47(9595),2010г.стр.5,16

9. О финансовом кризисе в ЕС/БИКИ №105(9652),2010г., стр.16

10. О финансовом кризисе в ЕС/БИКИ №106(9653),2010г., стр.5,16

11..Эксперты МВФ о перспективах развития стран экономики Европы/БИКИ №62(9610) 2010г, стр.1,4

12. The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/29 июля-18августа 2010г.

13. The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/19сентября-10октября 2010г.

14. The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/11октября-13ноября 2010г.

15. Интернет. WWW: http://www.europa.eu.ru

http://www.euro.eu.ru

http://www.eubasics.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...