Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он обратил к ним свою просьбу. И таким образом погиб,. И так благостно принял смерть,. 1. Т. е. папским; традиционный термин, указывающий на то, что Папа, как преемник св. Петра, стоит во главе апостольского преемства.




Он обратил к ним свою просьбу

И таким образом погиб,

И так благостно принял смерть,

Что каждый был этим изумлен. [573]

Годфруа де Шарне, последний товарищ великого магистра, умер с тем же мужеством, что и Жак де Моле; Гуго де Перо и Жоффруа де Гонвиль, не последовавшие за ними в их возвышенном бунте, навсегда исчезли во мраке темниц.

Папа Климент V не восстановил своего здоровья после суровой зимы во Вьенне; он удалился во Вьеннское графство, где жил, окруженный кардиналами и своими родственниками, и не желал более давать аудиенций. В апреле 1314 г., несколько недель спустя после смерти де Моле, он серьезно заболел в Монтиле, близ Карпантраса; его заставляли принимать растолченные изумруды — смертоносное средство, которое должно было вскоре его и погубить. Он пожелал, чтобы его перевезли в Бордо, но 20 апреля того же года умер в Рокморе-на-Роне. 29 ноября в Фонтенбло умер Филипп IV Красивый, последние годы которого были омрачены семейными драмами, фландрской войной и народным возмущением.

* * *

Великое приключение тамплиеров длилось почти два столетия. Их история — как в период расцвета, так и на закате — относится к золотому веку феодализма, эпохе крестовых походов и Соборов, — оба этих начала нашли выражение в духовно-рыцарских орденах. Устав ордена Храмовников, до сих пор малоизвестный, остается одним из наиболее достойных внимания документов, который дошел до нашего времени от той эпохи; устав учит братьев ордена вести жизнь суровую и трудную, но беспрестанно соотноситься с разумными предписаниями, благопристойностью и вежеством. Путь, начертанный орденом, держится на равном расстоянии и от рыцарской пышности, и от иноческой бедности; он не допустил образования наемничества, ни отшельничества, еще меньше — мистики, но собрал " мужей добрых и рассудительных", призванных служить христианскому народу.

Гуго де Пейен и его товарищи воплотили облик монаха-рыцаря; их преемники создали стиль жизни, некое фундаментальное качество которого обнаруживается и сегодня в уцелевшем наследии ордена Храма, в его сдержанной и элегантной архитектуре, в восхитительных манускриптах тамплиеров, письменных свидетельствах собственного образа мыслей и действий. Храмовники не всегда придерживались наставлений своего устава, и это было одной из причин их гибели; но существовала истинная гармония между их целями и духом эпохи.

В начале XIV в. все меняется. Сталкиваются интересы наций, вырисовываются новые классы; могли ли тамплиеры сохраниться, — даже без грубого вмешательства французского короля, — в новом климате? Приходится сомневаться в этом. Тридцать лет спустя после падения тамплиеров их полностью забыли, за исключением народных легенд, которые представляли их командорства как места с привидениями, где в ночи звучал голос: " Кто хочет защищать орден Храма? ". Много позднее первые романтики заинтересовались проклятым орденом, но только для того, чтобы его мистифицировать и извратить его историю. Лишь сравнительно недавно архивисты и археологи принялись расшифровывать документы и расчищать руины, — и благодаря их изысканиям начинает проступать истинное лицо ордена Храма.

 

 

1. Т. е. папским; традиционный термин, указывающий на то, что Папа, как преемник св. Петра, стоит во главе апостольского преемства.

2. Особая награда Святого престола.

3. Духовно-рыцарский орден, основанный в Кастилии в 1158 г.; один из важнейших крестоносных орденов Иберийского полуострова.

Примечания


 


1. Титул является подражанием античному Magister equitum (начальник, наставник всадников).

2. La Regle du Temple, ed. H. de Curzon. //Soc. de l'Histoire de France. 1886. Далее: Regle. Французская редакция. Пролог, § 1-3. Первая фраза дословно воспроизведена из Устава св. Бенедикта.

3. Regle, § 5.

4. Idem, § 6.

5. Письмо св. Бернара ставит под сомнение его собственное присутствие. Он пишет Матвею Альбанскому: " Fuit quidem parere paratum cor meum; sed non aeque et corpus meum. " [Хотя сердце мое было готово явиться, но иначе было с моим телом (лат. ). ], и т. д. См.: Migne J. P. Patrologie cursus completus sive bibliotheca universalis... ecclesiae Latinae... (известно как " Patrologia Latina"; далее: Migne и номер тома. ). Vol. 182, p. 123; послание XXI. Paris, 1841-1864.

6. Migne, Vol. 166, p. 1361 sq.

7. Guillelmus Malmesbiriensis. Gesta regum Anglorum. London, 1887.

8. Ныне известен как св. Роберт Молесмский.

9. Waddell H. The Wandering Scholars. London, 1927. P. 93-94.

10. Regle, латинская редакция, § 7.

11. Иво Шартрский, послание 66 к Гуго, епископу Лионскому. //Migne, Vol. 162. P. 83.

12. Regle, французская редакция. § 6.

13. Св. Бернар. Послание XXXIX к Тибо, графу Шампанскому. //Migne, Vol. 162. P. 83.

14. Idem.

15. Recueil des Historiens des Croisades. Paris, 1841-1906 [Series II]: Historiens occidentaux. T. HI. P. 468. Фульхерий Шартрский; гл. VII.

16. Grousset R. Histoire des Croisades. Paris, 1935. T. I. P. 322-329.

17. Vitry, Jacques de. Historia orientalis. Paris, 1597. Cap. LXV, fol. 115.

18. Albon G. A. M. J. A. Cartulaire general de l'Ordre du Temple. Paris, 1913. n. V.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...