Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начальная стадия: ориентация, нерешительность, поиск смысла




Перед членами любой недавно сформированной группы стоят две задачи: во - первых, они должны определить способ достижения своей первичной задачи — выяснить причину, по которой все они пришли в группу, во-вторых, участники должны обратиться к своим социальным взаимоотношениям в группе, чтобы создать для себя нишу, которая не только обеспечит комфорт, необходимый для выполнения первичной задачи, но также добавит удовлетворения и удовольствия от участия в работе группы. Во многих группах, например, спортивных командах, студенческих группах и рабочих бригадах, первичная задача и социальная задача не совпадают. В терапевтических группах обе задачи сливаются в единое целое, хотя это и не всегда осознается членами группы, и этот факт создает огромные трудности для социально неуспешных пациентов.

На первых встречах пациентов заботит сразу несколько важных вещей. Члены группы, особенно это касается не прошедших предварительную подготовку, ищут рациональное объяснение психотерапии. Их может смутить связь групповой деятельности с их собственными целями. На первых встречах можно часто услышать вопросы, отражающие это недоумение, и даже месяцы спустя они удивляются: «Каким образом это может мне помочь? Как это должно подействовать на мои проблемы?»

В это же время участники присматриваются друг к другу и к группе. Они ищут для себя подходящую роль и думают о том, будут ли они нравиться другим членам группы, будут ли их уважать, игнорировать или отвергать. Несмотря на то что пациенты приходят в группу под предлогом необходимой им терапии, социальные влияние таково, что они используют часть своей энергии на поиск одобрения, принятия, уважения или доминирования. Для некоторых принятие и одобрение кажется настолько невозможным, что они, защищаясь, отвергают или умаляют группу своим молчаливым игнорированием других членов группы и постоянным напоминанием себе, что терапевтическая группа — это не реальное, а искусственно созданное образование, или что они слишком особые, чтобы заботиться о своем участии в групповой работе, которая требует жертвовать частичкой собственной независимой индивидуальности. Члены группы хотят знать, к чему приведет их участие в группе, какие требования придется выполнять, до какой степени необходимо раскрываться перед другими. Они ищут ответы на эти вопросы на сознательном или подсознательном уровне и постоянно продолжают поиски тех типов поведения, которые от них ожидаются или одобряются группой.

Если на начальном этапе членам группы свойственны озадаченность, сомнения и непрерывные пробы, это приводит к их зависимости. Открыто или скрытно участники группы надеются на получение от ведущего ответов на их вопросы, а также одобрения и принятия. Многие комментарии группы направлены терапевту. На него бросаются тайные, ищущие одобрения взгляды, когда участники демонстрируют поведение, ранее заслужившее одобрение. Первые комментарии ведущего тщательно изучаются, чтобы определить, какой тип поведения является желательным, а какой нежелательным. Создается впечатление, что пациенты ведут себя так, будто решение может исходить только (или, прежде всего) от терапевта, если только они смогут понять, что он от них хочет. Этому существует реальное подтверждение: профессиональный терапевт идентифицируется с исцелителем, его роль как хозяина заключается в том, чтобы подготовить комнату для группы, настроить пациентов, кроме того, он берет плату за все свои услуги — все это укрепляет ожидание пациентов заботы со стороны терапевта. Некоторые психотерапевты невольно усугубляют эту надежду, своим поведением выражая невыполнимые обещания.

Однако состояние зависимости пациента на начальных этапах развития группы не может объясняться ситуацией, поведением терапевта или патологическим состоянием зависимости пациентов. Мы уже обсуждали в шестой главе многие причины, вызывающие у членов группы сильные чувства в отношении к терапевту. Одно из самых сильных — это человеческая потребность во всемогущем, всеведущем и обо всем заботящемся отце. Эта потребность вместе с неограниченной способностью к самообману приводит к стремлению верить в сверхсущество. Обобщенные фантазии молодой группы приводят к тому, что Фрейд называл «потребностью быть направляемыми неограниченной силой... страстным желанием авторитарности... жаждой подчинения». (И все же, кто у Бога Бог? Я часто прихожу к мысли о том, что крайне многочисленные самоубийства среди психотерапевтов — это трагический комментарий в связи с этим затруднительным положением. Психотерапевты, находящиеся в глубокой депрессии и понимающие, что они обязаны быть сами себе заступниками, быть сверхсуществом, наиболее склонны к такой крайней степени отчаяния.)

Сущность и стиль общения на начальном этапе чрезвычайно стереотипны и ограничены. Социальный кодекс поведения соответствует кодексу коктейльных вечеринок или похожих кратковременных встреч. Проблемы рационализируются: пациент, который говорит о своей проблеме, сдерживает собственные иррациональные проявления ради обеспечения себе поддержки, ради группового спокойствия и соблюдения этикета. Семард предложил термин «бокальные темы» для обозначения раннего группового общения. Проводится аналогия с жестом, когда на вечеринке поднимается коктейльный бокал, который образно используется для оценки и сравнения других гостей. Таким образом, в первое время группа может бесконечно долго обсуждать тему явно незначительного отдельного интереса к каждому из участников. Эти «бокальные темы», однако, служат средством для первых межличностных исследований. Участник узнает, кто к нему относится с расположением, кто судит обо всем свысока, кого нужно бояться, а кого уважать. Постепенно у него начинает вырисовываться и картина той роли, которую он будет выполнять в группе. В социальном окружении эти «бокальные темы» касаются таких горячих проблем, как погода, «вы знаете, как его зовут?» и «откуда вы?». На начальных этапах группового развития любимой темой является обсуждение симптомов, наряду с предыдущим терапевтическим, лечебным опытом и т. д.

Одним из обычных для молодой группы процессов является поиск похожих на себя пациентов. Пациентов притягивает сознание того, что они не одиноки в своих несчастьях, и во многих группах масса энергии затрачивается на то, чтобы показать, насколько члены группы похожи друг на друга. Этот процесс часто приводит к значительному улучшению самочувствия пациентов (см. обсуждение «универсальности» в первой главе) и частично создает базу, на которой впоследствии будет выстраиваться сплоченность.

Давать и стремиться получать советы — это еще одна характеристика группы на начальном этапе. Пациенты демонстрируют группе свои проблемы во взаимоотношениях с собственными супругами, детьми, начальниками и т. д. Затем группа пытается найти какое - нибудь практическое решение. Как мы уже говорили в пятой главе, оно редко бывает действительно функционально ценным, но помогает пациентам выразить свой общий интерес и заботу.

Многие из этих интересов настолько характерны для начальной стадии, что по их наличию или отсутствию можно определять возраст группы. Если вы наблюдаете за группой, где среди участников существует стремление давать и получать советы, обсуждение симптомов, поиск схожих черт и смысла терапии, эти «бокальные темы», то вы можете смело делать вывод, что группа либо очень молода, либо стара, но имеет серьезные задержки в развитии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...