Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Личностно-ориентированное образование как основа ФГОС нового поколения





 

Проблема индивидуализации обучения школьников на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике.

Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.[1]

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. [2]

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

В современной отечественной педагогической практике процессы индивидуализации обучения направлены на реализацию следующих целей:

– формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее – УУД) на уровне «выпускник получит возможность научиться»;

– расширение и углубление знаний учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;

– формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учиться;

– создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка;

– обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;

– повышение и поддержание учебной мотивации.

ФГОС направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться[3].

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.



Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

● цели обучения;

● содержание обучения;

● средства педагогического воздействия;

● организация учебного процесса;

● ребёнок,

● педагог;

● результат деятельности.

Личностно ориентированные технологии основаны на сотрудничестве и предполагают отношение к обучающемуся как к субъекту педагогического общения, учет его индивидуально-типологических особенностей, формирование целостной личности обучающегося, осознающей свое достоинство, ответственность за свои поступки, понимающей и уважающей других людей.

Личностно ориентированная образовательная модель обучения строится на следующих принципах.

  1. Цель обучения: развитие личности. Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.
  2. Педагог, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом.
  3. Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
  4. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания. Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
  5. В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.
  6. В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.
  7. В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания. «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
  8. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности.

 

По мнению И. С. Якиманской основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание ми тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы, носителями которых он, учитель, является[4].

Личностно ориентированные образовательные технологии требуют:

- организации взаимодействия обучающихся;

- решения усложняющейся системы профессиональных задач;

- обязательное включение обучаемого в творческие процессы, предоставления ему возможности не только решения профессиональной задачи, но и ее создания, через придумывание вопроса или задачи, задания;

- использование возможностей информационных технологий, Интернета, инновационных образовательных продуктов, в частности, электронной формы учебника;

- организации профессионального самообразования и самовоспитания обучающихся;

- такой организации познавательной деятельности обучаемых, которая позволила бы целенаправленно развивать не только мышление, но и другие сферы личности.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения, по мнению И. С. Якиманской, необходимо различать следующие понятия:

- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

-дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

- субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости; при реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения; во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле; в-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования[5].

Цель технологии личностно-ориентированного обучения: максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности с применением возможностей информационных технологий, Интернета, инновационных образовательных продуктов, в частности, электронной формы учебника.

Особенности личностно-ориентированного урока (в отличие от традиционного):

  1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.
  2. Деятельность педагога. Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
  3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.
  4. Отношения «педагог — ученик».Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

 

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Педагог не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, привлекает новые образовательные продукты и непрерывно обновляющиеся информационные технологии. И наконец, самое важное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Показатели эффективности процесса обучения на основе личностно ориентированных образовательных технологий – это перечень определенных качеств личности выпускника:

Ø гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельное приобретение необходимых знаний, умение применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

Ø самостоятельное критическое мышление, умение увидеть возникающие в реальном мире трудности и поиск путей рационального их преодоления, при использовании современных технологий; четкое осознание, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; способность генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Ø грамотная работа с информацией, умение собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимое обобщение, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

Ø коммуникабельность, контактность с различными социальными группами, умение работать сообща в разных областях, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходя из них;

Ø самостоятельность в определении траектории развития собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня[6].

 

В рамках личностно-ориентированного обучения можно выделить самостоятельные технологии, позволяющие организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся:

Ø разноуровневое обучение,

Ø сотрудничество,

Ø коллективное взаимообучение,

Ø проектная деятельность.

 

Технология разноуровневого обучения.Основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие группы учащихся:

Ø малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

Ø талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные;

Ø учащиеся, составляющие большинство (90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом, вариативном уровнях.

Варианты реализации технологии дифференцированного обучения:

1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях. При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.

3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология сотрудничества.В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи работы в малых группах: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Варианты реализации технологии сотрудничества:

1.Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причём вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

2.«Учимся вместе». Класс разбивается на однородные группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы школьники сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награду в зависимости от достижения каждого ученика.

 

Технология коллективного взаимообучения (синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава). При работе по этой технологии используют: статическую и динамическую пары, вариационную группу.

Статическая пара. В ней (по желанию) объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости. Такую технологию можно применять на уроках при работе над ошибками, которая проводится после проверки контрольных. Сильные учащиеся, сделав работу над ошибками, «берут шефство» над слабыми учениками и выступают в роли учителя, консультанта. В данном случае оказывается помощь слабым учащимся, но и сильные получают возможность проверить свои знания, оттачивают речь, рассуждают. Работа в статистически парах даёт положительный результат на уроке после объяснения нового материала, когда каждый ученик класса имеет возможность сам объяснить новый материал и услышать его ещё раз, при этом внимание будет обращено на ошибки и недочёты.

Динамическая пара. Выбирают четырёх школьников, предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника.

Вариационная группа. В ней каждый из четырёх членов группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущество технологии коллективного взаимообучения заключается в том, что в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. В процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышает ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Современный учитель не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Технология проектного обучения.Проектное обучение – это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

Цели проектного обучения:

Ø совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

Ø обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала;

Ø выработать технологию выполнения различных учебных задач;

Ø способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать;

Ø формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Учебный проект – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Роль учителя при реализации проектного обучения – уточнить смысл проектного подхода и помочь в постановке цели, создать условия для формирования внутренней мотивации воспитанников, помочь раскрыть им свои компетентности, обучить учащихся целенаправленному поиску информации, опираться на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, развивать познавательный интерес к предмету, умение активно взаимодействовать в группах, добиваться результатов.

Выделяют следующие виды проектов:

По виду деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, информационные проекты.

По временному параметру: проекты краткосрочные, средней протяжённости, длительной протяженности.

В работе над проектом выделяют следующие этапы.

1. Организационный этап:

Ø установление цели, задачи проектной деятельности, примерную тематику и жанр будущего проекта;

Ø выдачу письменных рекомендаций (темы, требования, сроки…)

Ø формирование проектных групп;

Ø обсуждение идей будущих проектов, определение способов сбора и анализа информации

Ø утверждение тематики проектов и планов работы.

2. Конструкционный (поисково-исполнительный) этап:

Ø сбор и систематизацию материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций;

Ø индивидуальные и групповые консультации учащихся;

Ø промежуточные отчёты о проделанной работе.

3. Обобщающий (технологический) этап:

Ø оформление результатов проектной деятельности;

Ø репетиционно-консультационное занятие: предзащита проектов

Ø доработку проектов с учётом замечаний и предложений

Ø подготовку к публичной защите проектов: определение даты; определение программы и сценария публичной защиты;

Ø генеральную репетицию публичной защиты проектов, утверждение окончательного порядка мероприятия.

4. Заключительный (презентационный) этап:

Ø публичную защиту проектов;

Ø подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 

Возможные результаты проектной деятельности: сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, публикация, презентация, буклет.

Проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную поисковую деятельность по предмету. В перспективе возможен выход на научную деятельность обучающихся.

 

Обмен мнений по изученной теме в проектах можно завершить онлайн голосованием за лучший проект, которое осуществляется, например, в коллективном сетевом ресурсе.


[1] Педагогическая энциклопедия. т. 2. – М.: Академкнига, 2004.

[2] Педагогическая энциклопедия. т. 2. – М.: Академкнига, 2004.

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 25.07.2016).

 

[4] Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

[5] Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

[6] Подласый И. П. Практическая педагогика или три технологии: [интерактивный учебник для педагогов рыночной системы образования] – Киев: Издательский Дом «Слово», 2006.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.