Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие политического режима и его виды




Политический режим обусловливает порядок политических от­ношений, степень политической свободы, образ правления.

Демократический политический режим характеризуется осуществлением прав человека, высокой степенью политической сво­боды, обеспечением легальных возможностей свободного волеизъ­явления и учета интересов всех групп населения через демократические институты (референдумы, выборы) и деятельностью разнообразных общественных объединений, гражданских инициатив. Политическая элита обычно в демократическом режиме немногочисленна, но она опирается на широкую социальную базу. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях. Де­мократические политические режимы сложились в большинстве стран Европы и Северной Америки.

Либерализм идеологическое и общественно-политическое тече­ние, объединяющее сторонников парламентского строя, прав и свобод, свободы предпринимательства.

Радикализм течение, объединяющее сторонников коренных, решительных мер.

Консерватизм течение, объединяющее сторонников привержен­ности к старому, традиционному.

Антидемократический резким характеризуется отсутствием реального осуществления прав и свобод личности; верховенством госу­дарства над правом; подконтрольностью всех сфер общества государ­ству.

Под тоталитарным режимом подразумевают совокупность таких способов, приемов, методов реализации государственной власти, при которых вся жизнедеятельность общества, каждого гражданина абсо­лютно регламентирована, власть на всех уровнях формируется закрыто одним или несколькими лицами из правящей верхушки, не контроли­руется населением, отсутствует всякая возможность свободного вы­сказывания и учета интересов всех групп населения, какое-либо от­клонение от установленных правил немедленно пресекается.

Диктатура термин, характеризующий систему осуществле­ния власти в государстве, означающую господство одного человека, одной партии, одного класса.

Расизм совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Фашизм военно-политический режим, представляющий собой открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных сил. Фашизм – это идеология, объединяющая черты расизма, национа­лизма, вождизма, тоталитаризма и т.п.

В литературе для характеристики государственного строя часто встречаются такие понятия, как:

- тирания – правление, основанное на деспотизме;

- деспотизм – произвол, жестокое подавление свободной воли;

- теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

4. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

Правовое государство – это государство, ограни­ченное в своих действиях правом, защищающим свободу и права лич­ности, подчиняющим власть воле суверенного народа.

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господстве закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается за­коном. Оно существует и помимо закона. Законы, в том числе консти­туционные, могут быть неправовыми. Например, немецкий закон о единстве партии и государства (1933 г.) ликвидировал конституционный строй Германии. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.)

Правовое государство опирается:

• на провозглашение нерушимости прав человека со стороны
государства;

• на приоритетность прав человека над правами человеческих
сообществ (групп, классов, наций) и государства;

• на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

• на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

• на обязанность государства, его органов и должностных лиц, и служащих действовать в рамках конституции и законов;

• на конституционное правление, построенное на принципе разде­ления ветвей власти;

• на принцип верховенства конституции по отношению к другим
законам;

• на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

• на принцип независимости суда;

• на социальный контроль политики и власти;

• на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;

• на независимость средств массовой информации.

Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское. Собственно, не обладая перечисленными качествами, государство не может считаться правовым. Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

• право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

• обязанность государства обеспечивать человеку нормальные
условия существования (в том числе – не бесплатно);

• ограничение свободы договоров, включая регулирование цен
на определенные товары;

• четкая социальная налоговая политика;

• принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика государства как светского означает отделение цер­кви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятель­ности.

Понятие правовое государство тесно связано и взаимно обусловлено с категорией гражданское общество. Именно гражданское общество делает государство правовым, а правовое госу­дарство может функционировать только на основе гражданского об­щества.

Гражданское общество представляет собой всю совокупность существующих в обществе отношений, которые не являются государ­ственно-политическими и находятся вне сферы влияния государства. Признаки гражданского общества:

отделение от государства обществен­ных структур, состоящих из добровольных ассоциаций (объединений) людей;

свобода личности;

жизнь индивидов как частных лиц; понимание гражданских прав как большей ценности, чем законы;

богатство и раз­нообразие социальных инициатив;

рынок, свободная конкуренция, отно­шения обмена деятельностью и ее результатами между независимыми собственниками.

 

Тема 2. ТЕОРИЯ ПРАВА

План.

1. Понятие и признаки права.

2. Правовая норма и ее структура

3. Система права. Отрасль права. Правовой институт

4. Правовые отношения

5. Источники права и их виды

6. Понятие законности и правопорядка

7. Правонарушения. Юридическая ответственность

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Данное определение характерно для нормативного подхода к праву. Преимущества такого подхода к пониманию права заключаются в том, что он:

• определяет границы дозволенного и запрещенного юридическими
предписаниями;

• содержит прямое указание на связь права с государством;

• фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определены).

Разнообразные подходы к категории право могут быть сведены к трем:

1. Нормативный подход к праву предполагает совпадение права и
писаного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых
актов, издаваемых и охраняемых государством.

2. Социологический подход обусловлен пониманием приоритетности общественных отношений, то есть право проявляется не в законах, а в конкретных действиях и поведении людей.

3. Естественно-правовой подход рассматривает право, как естественный дар Бога (Природы), получаемый каждым человеком при рождении.

Столь, казалось бы, разные подходы по сути не исключают друг друга. Право, как общественный институт характеризуется тем, что свобода и обязанность соответствующего поведения закрепляются си­лой государственной власти. В этом плане проявляется нормативный (позитивный) подход к праву как к строго юридической категории. Но право на жизнь, свободу и др. существует естественно: вначале в форме представлений и идей, а затем – четких юридических норм.

В понимании права как юридической категории принято выделять:

объективное право, как систему общеобязательных и формально
определенных норм, обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения;

субъективное право, как возможность конкретного лица на юридически обеспеченное поведение.

Право, как общественный институт обладает рядом признаков:

1. Общеобязательная нормативность. Правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы, и обязательны для
исполнения независимо от субъективного отношения к ним. Право
должно состоять из взаимосвязанных и согласованных между собой
норм.

2. Формальная определенность. Правовые нормы отличаются
четкостью и однозначностью формулировок и помещаются в законах и
других правовых источниках. Субъекты правовых отношений в силу
того знают возможные и требуемые от них варианты поведения, а также
последствия за нарушение юридических запретов.

3. Государственная обеспеченность. Реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью.
Это дает уверенность в стабильном правовом порядке их функционирования, в том числе в обязательном привлечении к юридической ответственности нарушителей норм права.

Право должно также характеризоваться определенными принци­пами:

• гуманизмом;

• равенством граждан перед законом;

• законностью;

• внутренней согласованностью;

• демократизмом.

ФУНКЦИИ ПРАВА

Социальная роль права проявляется в его функциях (основных направлениях правового воздействия на личность и общественные отно­шения). Главными функциями права являются регулятивная и охра­нительная.

Регулятивная функция проявляется путем властного правового вли­яния на субъекты правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому по­рядку.

Охранительная функция осуществляется властным правовым вли­янием на субъекты правовых отношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом.

На базе основных функций возможно выделение производных (вто­ричных) функций права. Например, информативная функция состоит в доведении до сведения субъектов правоотношений их прав, обя­занностей, свобод и юридической ответственности; воспитательная – предполагает влияние на сознание и поведение людей, способствует предупреждению правонарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...