Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи информатизации образования




2. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности. Важнейшие задачи информатизации образования:) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;) разработка информационных технологий дистанционного обучения;) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля. Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы. Использование информационных технологий в системе образования способствовало созданию "компьютерной методологии обучения", которая ориентирована на применение в учебном процессе таких методов, как компьютерное моделирование учебно-познавательной деятельности, метод информирования, программирование учебной деятельности, ассоциативный метод, метод тестирования, игровой метод активного обучения, метод проектов, метод "не поставленных задач, метод ситуационного моделирования и др. Применение компьютерной методологии обучения ориентировано в первую очередь на интеграцию всех видов учебной деятельности и подготовку субъектов образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.

7 Какие виды дистанционного обучения Вы знаете?

 

3. На данном занятии вы узнаете о том, какие именно виды дистанционных курсов можно создать с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, а также эффективно интегрируя традиционные и новые средства обучения или совмещая очные и дистанционные технологии. Дистанционное обучения является относительно новой формой обучения с точки зрения времени ее появления. Прародителем дистанционного обучения по праву считается обучение «по переписке». Студент получал по традиционной почте комплект учебных пособий и перечень заданий, которые он должен выполнить за определенное время (набор упражнений, задач, экспериментов для самостоятельной работы). Позднее, с появлением радио и телевидения возникли учебные радиопередачи и телепередачи. Зачастую они совмещались с обучением «по переписке», поскольку учащимся и преподавателям была необходима обратная связь для общения друг с другом в периоды между очными экзаменационными сессиями. Когда появились средства НИТ - персональные компьютеры (с обучающими, контролирующими программами, моделями и тренажерами), факсимильная связь, видеотехнологии, аудиотехнологии и, конечно же, Интернет — все это отразилось на обучении «по переписке». Каким образом? Информация стала подаваться студентам в различной форме, а не только в виде традиционных учебников на бумажной основе. Стали возможными постоянные контакты между всеми участниками обучения в межсессионные периоды. А в настоящее время, с развитием средств НИТ и появлением принципиально новых технологий в учебном процессе физическая дистанция, расстояние между учащимся и преподавателем, постепенно перестает влиять на процесс обучения и его качество. В зависимости от типа используемых при создании и проведении дистанционных курсов средств обучения и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со студентами, выделяют следующие виды дистанционного обучения: Курсы на основе комплексных «кейс-технологий» В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от англ. слова case — портфель, ситуация). При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся. Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, а также «воскресные школы», семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (проводимых как очно, так и заочно). В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий, их авторы переносят большую часть очных встреч со студентами в среду Интернет — внедряются такие формы учебной деятельности, как Интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, студенческие конференции и пр. По мере создания русскоязычных ресурсов в Интернет студенты получают возможность работать с информацией, получаемой из электронных библиотек, сетевых баз данных. Пример построения курсов дистанционного обучения на основе кейс-технологий — Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК) – http://www.ou-link.ru Курсы на основе компьютерных сетевых технологий В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения — обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступных для студентов с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (Интранет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях (в том числе бумажных). Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. При этом обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении. Если в вузе создается система дистанционных курсов на основе компьютерных сетевых технологий, то, чаще всего, для этого приобретается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а также позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по студентам, обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.). Пример построения курсов дистанционного обучения на основе компьютерных сетевых технологий — Московский институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ) – http://www.mesi.ru Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных Со времени появления телевидения оно сразу же стало использоваться для трансляции учебных передач. Часто учебные телепередачи интегрируются в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные программы (например, при демонстрации в записи лекций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.). В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым студенты получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы. Как правило, для трансляции учебных телепередач используются каналы кабельного телевидения или спутниковые каналы. Подобные «вещательные» курсы очень широко распространены за рубежом, в России же пока единственным вузом, развивающим этот вид дистанционных курсов является Современный гуманитарный университет (СГУ) – http://www.muh.ru/ СГУ имеет 200 учебных центров (филиалов и представительств) в Российской Федерации и странах СНГ для которых проводятся телевизионные занятия по четырем каналам. Среди занятий выделяются аудиторные занятия (очные), вводные и модульные лекции, телевизионные курсовые работы, телетьюториалы, индивидуальные и групповые тренинги. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются как лично, так и в асинхронном режиме – по электронной почте или в телеконференциях. Перечисленные выше три формы дистанционных курсов являются на сегодняшний день самыми распространенными и в российской и мировой практике ДО. Однако, в реальной практике вузов и университетов можно увидеть и другие, подчас весьма оригинальные формы ДО, такие как, например, учебные радиопередачи с синхронными аудиоконференциями и пр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...