Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика оценки экскурсионных ресурсов




 

Для общей оценки экскурсионных ресурсов, необходимо рассматривать все основные составляющие по отдельности. То есть отдельно анализировать - экскурсионные объекты, местность, а так же работу гида или экскурсовода. (прил.3) []

В комплексе экскурсионных ресурсов особое место занимают культурно-исторические объекты, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Историко-культурный потенциал является основой данного вида туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Привлекательность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса [3].

Оценка культурных комплексов для экскурсионных целей производится следующими методами:

. Ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

1. Необходимое и достаточное время для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра, а именно по степени организации объекта для показа и места положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

2. Надежность. Обусловливается такими факторами, как устойчивость к рекреационным нагрузкам и стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

.   Емкость. Определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от таких факторов, как аттрактивность объекта осмотра и психофизиологические возможности человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

.   Типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение и аттрактивность. [5]

Оценка деятельности экскурсоводов или гидов заключается в следующем:

Четкость организации экскурсии - наиболее удобный и конкретный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Организация показа объектов изложена в логической последовательности и обеспечении зрительной основы для раскрытия темы.

Умение заинтересовать экскурсантов. Связано с вызовом сопереживания и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Грамотность. Необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт.

Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Знание темы, умение отвечать на вопросы. Основано на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного.

Умение общаться. Включает в себя владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи. А так же грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор и прочее.

Эмоциональность. Выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Оригинальность и самобытность. Умение вовремя пошутить, вставить остроумное замечание. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад.

Критерии оценки маршрута:

соответствие задачам и содержанию предлагаемой экскурсии

знание мест проведения экскурсии

рациональность (оптимальность) последовательности посещаемых мест.

степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых памятных мест.

Критерии оценки содержания экскурсии:

Содержательность. Заключается в выдаче информации в полном объеме, подкрепленной фактами и конкретными материалами.

Наилучшая (не перегруженная и не очень бедная) насыщенность содержания фактами и сведениями, рациональность (оптимальность) отбора фактов, сведений для экскурсии.

Логичность - последовательность предоставления информации, наличие логических переходов

Лаконичность. Заключается в устранении лишних слов, общих фраз, а так же объектов, не предназначенных для данного вида деятельности.

Соответствие последним научным данным. Информация должна исходить из фактических данных, которые были получены в ближайшее время.

Из полученной информации, можно сделать вывод, что при рассмотрении экскурсионных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная. Однако существует еще одна оценка- экономическая.

Количественная оценка включает в себя:

) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости экскурсионных ресурсов, оптимизации нагрузок;

) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для экскурсионного использования.

) продолжительность комфортного сезона использования экскурсионных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития экскурсионного туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий. То есть представляет:

Эстетическую ценность

Воспитательный эффект

Безопасность

Аттрактивность.

Экономические параметры продукции экскурсионной деятельности и комплексная экономическая оценка экскурсионных ресурсов тесно связаны:

инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;

оснащенность транспортными коммуникациями;

природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;

состояние окружающей среды;

уровень развития социальной инфраструктуры;

расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;

другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимостная оценка экскурсионных ресурсов включает в себя:

функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;

природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;

привлекательность (престижность) территорий;

социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Из информации представленной выше следует, что экономическая оценка рекреационных ресурсов представляет собой систему показателей, отражающих экономические результаты экскурсионной деятельности с учетом их качественных свойств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...