Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто участвует в группах встреч?




Никто не может точно сказать, сколько человек участвовало в группах встреч. Непринужденность обстановки, отсутствие строгого порядка, регистрации, часто развлекательный характер и нечеткость определений и границ — все это делает невозможным ведение точных записей. Однако, по оценкам экспертов, за последние 15 лет 5 000 000 человек в Соединенных Штатах приняли участие в той или иной форме групп встреч. Изучение учреждений, предлагающих группы встреч, дает возможность в какой - то степени установить пределы масштабности движения. Редкая неделя проходит без получения мной по почте уведомлений различных организаций, рекламирующих свой групповой опыт или обучение групповым методам. Одна из них, Синанон (первоначально созданная для лечения наркотической зависимости, но впоследствии предлагающая помощь в формировании нового стиля жизни индивидам, оказавшимся в трудных ситуациях), в 1970 году вела еженедельные группы в Оклендском отделении для более чем 1500 человек, не являвшихся наркоманами и членами Синанона.

Самый известный из центров роста, Изален в Биг Суре, штат Калифорния, начал свою деятельность в 1960 году с редких еженедельных групп. С каждым годом число участвующих возрастало. В 1969 году по всей стране существовало уже по меньшей мере 75 других центров, многие из которых создавались по схожему образцу.

Возможно, движение групп - встреч уже пошло на убыль? И снова мы можем только строить догадки. Сегодня, в сравнении с несколькими годами ранее, группы встреч менее заметны: на университетских досках объявлений и в нелегальных газетах нет уже крикливых реклам; некоторые центры роста прекратили свое существование, в то время как выжившие занимаются другими видами деятельности — Рольфинг, ТМ (трансцендентальная медитация), Тай Чи, Биоэнергетика, Арика, Суфи. Я считаю, что они еще не изжили себя полностью и будут достаточно долго продолжать свое существование; но оперение их уже поблекло, и они, постепенно исчезая из поля зрения, занимают скромное место на заднем плане. Группа встреч больше не является новшеством; она уже не привлекает повышенного внимания. Однако нет четких данных, указывающих на уменьшение числа желающих участвовать в группах встреч. Хотя нам известны факты прекращения функционирования многих центров роста, это может служить отражением повсеместности групп - встреч: людям теперь нет необходимости покидать дом, чтобы прийти в группу. Те центры, которые не претерпевают изменений, продолжая работу со старыми программами, стремительно теряют клиентуру. (В самом деле, НЛТ, основатель и колосс движения Т - групп, сохранивший преданность неизменным групповым формам, с недавних пор переживает трудные времена.) Остались в действии центры роста, проявившие наибольшую созидательность и новаторство в введении других методов. (Не путайте этот случай изменения методов развития с неким логическим прогрессом, базирующимся на приросте знаний или технической эволюции; в этом случае объяснение основано на экономических факторах — новшества эти направлены на увеличение платежеспособности.) Это не значит, что группы встреч совсем не представлены в центрах роста, они просто не получают широкой рекламы; будучи включенной в другие формы, культура групп - встреч стала частью общей структуры центров роста.

Группа - встреч не обречена, подобно Дианетике, выгореть дотла. Это не просто мимолетное течение калифорнийской молодежной культуры; участники в большинстве своем принадлежат к влиятельным кругам, бывают среднего возраста, как правило, с хорошим образованием. Эти группы никоим образом не ограничены Калифорнией; их можно найти фактически в каждом большом городе и университетском городке в Соединенных Штатах, а также во многих европейских странах (особенно в Западной Германии, Нидерландах, Скандинавии и Великобритании). В самом деле, движение групп - встреч кажется, если можно так назвать, настолько сильным, что Карл Роджерс определил его как «...один из наиболее стремительно растущих социальных феноменов в Соединенных Штатах... возможно, значительнейшее открытие общества в этом веке».

Распространение и прочность групп - встреч говорит о том, что они не были навязаны обществу, но возникли в ответ на возрастающие потребности культуры. Позже мы подойдем ближе к этой теме. В определенной мере феномен имел глубокое значение для области психического здоровья. Несмотря на то, что некоторых участников привлекает дополнительная стимуляция, новизна ощущений, «расширение сознания», большее количество участников обращаются к нему за помощью в решении застарелых серьезных психологических проблем.

 

Откуда появились группы встреч? предшественники и эволюция группы встреч

«Группа встреч» является недавним термином эмпирической группы, придуманным Карлом Роджерсом в 60-х годах. Самым распространенным предшествующим термином была «Т-группа» («Т» означает тренинг — обучение человеческим отношениям). Первая Т - группа, прародитель современных эмпирических групп, была проведена в 1946 году.

 

Первая Т - группа

В 1946 году Фрэнк Симпсон, исполнительный директор Коннектикутской Межнациональной Комиссии, которая была создана для контроля за осуществлением нового Закона о приеме на работу без дискриминации, попросил у Курта Левина помощи в обучении ведущих для эффективной работы с межгрупповой напряженностью. Курт Левин в то время был директором Комиссии по общественным связям, по поручению Конгресса Американских Евреев, и одновременно директором нового исследовательского центра групповой динамики Массачусетского Технологического Института. Симпсону требовалась помощь в обучении широкого круга общественных деятелей — бизнесменов, лидеров рабочих партий, школьных учителей — более эффективному разрешению межрасовых конфликтов, а также использованию своих знаний в перемене расовых отношений к другим народам.

В июне 1946 года в Новой Британии, штат Коннектикут, Курт Левин организовал симпозиум, на котором трое ведущих, Леланд Бредфорд, Кеннет Бенн и Рональд Липпит — всем им суждено было оказать большое влияние в зарождающейся сфере обучения человеческим отношениям, — вели группы по 10 человек в каждой. Курт Левин возглавил небольшую группу социальных психологов, изучавших процесс и результаты опыта конференции. Группы, небольшие по составу, велись в традиционной манере; в них, по существу, проходили обсуждения «домашних» проблем, представляемых участниками. В ряде случаев, в целях диагностики поведенческих аспектов проблем, применялась техника ролевых игр.

В каждой из небольших групп находился наблюдатель, чьей задачей было записывать и кодировать поведенческие взаимодействия и их последствия. Проводились вечерние встречи, предназначенные для ведущих групп и наблюдателей — исследователей, где объединялась вся собранная информация о поведении ведущих, участников и групп. Вскоре члены групп узнали об этих собраниях и попросили разрешения к ним присоединиться. Левин согласился, но другие сотрудники сперва без воодушевления восприняли тот факт, что участвующие будут слушать приватные обсуждения; они опасались обнаружения своего профессионального несоответствия и, более того, были абсолютно не уверены в том, какой эффект на участников произведут комментарии их поведения. В конце концов, приняли решение о проведении в порядке эксперимента открытых собраний. Наблюдатели, описывавшие этот процесс, все как один говорили о поразительном действии происходящего и на участников, и на сотрудников. Было что - то возбуждающее в том, чтобы присутствовать при глубокой дискуссии на тему своего поведения. Вскоре форму вечерних собраний расширили до разрешения обсуждаемым отвечать на замечания, и некоторое время спустя все стороны были вовлечены в анализ и интерпретацию своих взаимодействий. Прошло немало таких вечеров, все участники приглашались на собрания, продолжавшиеся около 3 часов; появилось широко распространенное мнение, что это помогало членам групп по-новому и более полно понять свое поведение. Сотрудники очень скоро осознали, что открыли мощную технику в обучении человеческим отношениям — эмпирическое научение. Участники группы обучаются наиболее эффективно путем исследования той самой сети взаимоотношений, в которую они вовлечены. Они получают чрезвычайную пользу, сталкиваясь на месте с обыкновенными наблюдениями, одновременно с наблюдением своего собственного поведения и его воздействия на других; они могут узнавать о стиле своих межличностных отношений, о реакциях других и о групповом поведении и развитии в целом.

С возникновения Т - группы как техники обучения произошли существенные перемены. Этот процесс можно понять в полной мере, если мы вначале отступим дальше в прошлое, чтобы рассмотреть вопрос о том, почему Курта Левина попросили выполнить эту задачу, а также причины его согласия.

 

Влияние Курта Левина

Несмотря на то, что он ушел из жизни всего через несколько месяцев после Коннектикутского эксперимента, посредством своих студентов и идей ему удалось внести большой вклад в будущее развитие Т - группы и сферы человеческих отношений. Левин, немецкий психолог, знаменитый своими теоретическими работами, посетил Америку с циклом лекций до начала Второй мировой войны. Побывав за пределами Германии, он более ясно осознал нависшую угрозу нацизма и, бежав из своей страны вместе с семьей, принял американское гражданство. На некоторое время он был приглашен для работы в Гарвард и, находясь там, читал лекции в Спрингфилдском колледже, где познакомился с Лоуренсом Холлом, который преподавал курс по групповой работе и помог Левину впервые познакомиться с малыми группами. (В этот период Левин также тесно контактировал с Самуэлем Славсоном, одним из пионеров движения групповой терапии.) Когда, некоторое время спустя, Левин принял профессорство в университете Айовы, к нему присоединился Рональд Липпит, один из студентов Холла, главной сферой интересов которого были малые группы.

С возрастанием интереса Левина к групповой динамике (термин, введенный им самим) он стал уделять все больше внимания изменению поведения. Значительным стимулом к выбору направления деятельности для него послужило наблюдение гитлеровской Германии, возбудившее глубокий интерес к таким проблемам, как перевоспитание нацистской молодежи и перемена антисемитских взглядов. Его интерес к влиянию атмосферы в обществе на позицию индивидов привел его к таким исследованиям, как классический эксперимент с Липпитом и Уайтом с воздействием трех типов руководства: авторитарного, демократического и попустительского. Во время войны он изучал способы перемены отношения к пище и пытался с помощью групповых методов убедить людей увеличить потребление таких доступных продуктов, как мозги и почки. Он стал интересоваться перевоспитанием индивидов, которые были например, неэффективными, авторитарными групповыми лидерами, с той целью, чтобы научить их выполнять задачи более эффективно. Хотя Левин понимал, что такое переобучение может в результате привести их к обширным характерологическим изменениям, он никогда не исследовал этой возможности; так же как не придавал серьезного значения тому, что авторитарные черты характера могли формироваться в раннем детстве и в силу этого сопротивляться, не поддаваться исправлению. Ближе к концу своей карьеры Левин со студентами переехал в МТИ, где он возглавил исследовательский центр групповой динамики. После его смерти многие из учеников, включая выдающихся современных социальных психологов, приняли решение работать в институте изучения групповой динамики Мичиганского университета.

Разработки Левина привели его к нескольким заключениям об изменениях в поведении, которые и были использованы в лаборатории Коннектикута. Он верил, что прочные убеждения могут измениться, только если индивид будет способен исследовать их лично и сделать вывод об их несостоятельности. Следовательно, методы изменения установок, или переобучения, становятся эффективными, когда ученики обнаруживают разрушающее воздействие привычного поведения на самих себя и на окружающих. Таким образом, им надо помочь увидеть себя со стороны. Только при раскрытии самим индивидом этих фактов он может изменить свои установки и последующее поведение. Как объяснял Левин, «результаты появляются тогда, когда факты и события жизни станут действительно их фактами. Индивид поверит фактам, которые сам обнаружил, в той же мере, в какой он верит себе».

Приверженность Левина, как действиям, так и исследованиям, а также принципу «Нет исследований без действий, нет действий без изучения» оставили отпечаток на всем дальнейшем развитии Т - групп. С самого начала, как было в лаборатории Коннектикута, исследование объединилось в структуру Т - группы. Я говорю не только о внешнем изучении, но об изучении со стороны ведущего; он и члены группы сотрудничают в научной разработке, целью которой является предоставить возможность каждому пережить, понять и изменить свое поведение. Это качество, в соединении с концепцией Т - группы как образовательной техники, играет существенную роль, что мы вкратце покажем позже, в дифференциации Т - группы от групповой терапии. Однако от этих принципов отказались в происходившем потом преобразовании Т - группы в группу встреч.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...