Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа предприятия по выходу на внешний рынок

ПЛАН

 

1. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия

2. Работа предприятия по выходу на внешний рынок

3. Эффективность внешнеторговой деятельности предприятия

4. Задача

Список использованной литературы

 


1. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны.

В соответствии с принятыми законами "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, в том числе внешнеэкономическую, формируют производственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены в пределах, определенных законодательством и договорами.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор, который в зависимости от объема работы имеет несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы:

1) Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

- планово-экономический отдел – планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

- валютно-финансовый отдел;

- транспортный отдел;

- бухгалтерия ВТО.

2) Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

- отдел конъюнктуры и цен;

- отдел рекламы и выставок;

- инженерно-технический отдел;

- отдел совместных предприятий – координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом;

- отдел технического обслуживания и запчастей.

3) Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

- отдел развития – совершенствование организационной структуры объединения;

- отдел АСУ (ВЦ);

- отдел кадров;

отдел загранкомандировок;

- административно-хозяйственный отдел – снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

- юридический отдел;

- протокольный отдел – выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.

На предприятиях за последние десять лет накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности. В качестве примера проанализируем организацию внешнеэкономической деятельности на предприятии.

ОАО Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) является крупнейшим в Европе и России производителем бесшовных труб и баллонов. Он производит свыше 25000 типоразмеров труб и трубных профилей из более чем 240 марок углеродистых, легированных и нержавеющих сталей по 34 государственным и 25 иностранным стандартам, а также по 400 техническим условиям. На его долю приходится около 16% общего объема труб, выпускаемых российскими предприятиями. Имеются многочисленные европейские и американские сертификаты, подтверждающие соответствие качества мировым требованиям.

Продукция предприятия поставляется примерно в 25 зарубежных стран. Внешнеэкономическая деятельность ПНТЗ, особенно та ее часть, которая связана с экспортом, представляет собой одно из важнейших направлений развития и, самое главное, выживания завода в современных условиях, поскольку является на сегодняшний день единственным источником получения «живых» денег для выплаты налогов и заработной платы.

Отдел по внешним экономическим связям (ОВЭС) был создан в сентябре 1991 г. с целью осуществления внешнеэкономической деятельности, включая создание совместных производств с зарубежными фирмами. В настоящее время основными задачами отдела являются: поиски рынков сбыта для продукции ОАО за свободно конвертируемую валюту; организация загрузки производства экспортными заказами; поиски предложений иностранных инвесторов; подготовка, оформление и организация выполнения контрактов на поставки экспортной продукции.

В соответствии с возложенными на него задачами отдел выполняет следующие функции:

- проведение маркетинговых исследований рынков сбыта продукции ОАО;

- организация договорных отношений с экспортирующими организациями;

- работа с организациями-посредниками;

- участие в переговорах, разработка и оформление контрактов на поставку продукции за валюту в дальнее зарубежье;

- организация обеспечения производства экспортными заказами совместно с другими службами ОАО;

- осуществление лицензирования и декларирования грузов;

- совместно со службами ОАО осуществление контроля за ходом выполнения экспортных заказов, соблюдением сроков отгрузки согласно заключенным контрактам;

- контроль за своевременной оплатой счетов и поступлением валюты на счета

- участие в планировании ВЭД;

- организация рекламы.

В состав ОВЭС входят следующие специалисты: начальник отдела; заместитель начальника отдела; ведущий экономист по внешнеэкономическим связям; переводчики; экономисты по внешнеэкономическим связям; экономисты по сбыту; специалисты по таможенному оформлению.

Отдел по ВЭС является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется помощнику генерального директора по внешним экономическим связям, который назначается на должность и освобождается от нее генеральным директором. Цель деятельности помощника генерального директора по ВЭС – обеспечение экспертизы экономической эффективности заключения внешнеторговых сделок ОАО и принятие решений о целесообразности подписания контрактов с иностранными фирмами.

Как было отмечено, одной из задач отдела ВЭС является оформление и организация выполнения внешнеэкономических контрактов.

Импорт занимает незначительную долю во внешнеторговом обороте ПНТЗ и представляет собой покупку запасных частей к установленному на заводе импортному оборудованию. На рисунке 1.2 представлена схема заключения и реализации импортного контракта.



                                                                                                               Служебная записка

 

Виза

резолюция

 

                                                                                                    Запрос

 

     
 

 


                                                                       Контракт

 

 

                                                                          Поставка

 

 

       Оплата                                                                                      Таможенное

таможенных платежей             Оформление ГТД                 оформление (до 10 дней)       

 

Рис. 1.2. Схема заключения и реализации импортного контракта

 

 

Работа предприятия по выходу на внешний рынок

 

Важной чертой современного мирового хозяйства является деятельность его субъектов в условиях жёсткой конкуренции, обусловленной, в первую очередь, непрекращающейся борьбой за рынки сбыта. Поэтому для любой фирмы, желающей включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок, как правило, уже заполнений предлагаемыми товарами и услугами. В этой связи для фирмы становится необходимым обращение к методам международного маркетинга. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.

Существует несколько основных стратегий выхода на рынок. Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и при работе на рынке товаров производственного назначения.

1) Стратегия контрольной точки – заключается в достижении целевой прибыли при заданных объемах сбыта или заданной цене товара. Объем, позволяющий достичь целевой прибыли при установленной цене, называется контрольной точкой. Метод основан на анализе безубыточности производства.

2) Стратегия «снятия сливок» - заключается в последовательном привлечении разных сегментов рынка. Стратегия позволяет фирме максимизировать прибыль, избежать ошибок при установлении цен, т.к. можно рассчитывать в будущем на благосклонное отношение потребителей к снижению цены товара.

3) Стратегия внедрения товара на рынок – заключается в установлении фирмой предельно низкой цены на товар при выходе на рынок с целью завоевать значительную долю и снизить себестоимость товара за счет реализации эффекта масштаба производства.

4) Стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара – опирается на знание и понимание конечного использования товара и восприятия его потребителем. Главная идея стратегии заключается в том, что покупатель сравнивает затраты на товар не с экономической, а с субъективной ценностью данного товара и цена при этом должна обеспечивать наилучшее соотношение достоинств товара и затрат данного потребителя на него.

5) Стратегии реализации группы товаров

Формирование стратегии интернационализации предприятия предусматривает выбор способа выхода на внешние рынки. Существует несколько способов проникновения на иностранные рынки, из которых компания, проанализировав все внешние и внутренние факторы, выбирает наиболее подходящий для себя. Предприятие может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестировании за границей (рис. 2.1).

Каждый последующий стратегический подход требует принятия на себя большего объема обязательств, риска и контроля, но и обещает более высокие прибыли, очень полезной в данном случае является матрица выбора способа выхода на внешние рынки, представленная в трудах Г. Багиева (рис. 2.2).


Рис. 2.1 Стратегии выхода на внешние рынки

 

Рис. 2.2 Матрица выбора способа выхода на международные рынки

 

Описанные выше общие принципы стратегий реализации товаров имеют широкое применение. Тем не менее, оперируя на конкретном рынке, важно учитывать отличительные характеристики данного рынка. Один из самых важных – рынок товаров производственного назначения. При реализации товара на этом рынке необходимо учитывать его особенности:

- спрос на этом рынке носит производственный характер (зависит от спроса на потребительские товары);

- основные товары здесь используются длительное время, поэтому для покупателей важны эксплуатационные затраты;

- полезность товара легко определяется по исчисляемым параметрам, которые обязательно исследуются специалистами по закупкам;

- чувствительность к цене возрастает по мере увеличения частоты закупок товара, т.е. чувствительность к цене сырья и комплектующих выше, чем к цене сложного оборудования длительного пользования;

- закупки в значительной степени зависят от конкретных людей, принимающих решения по закупкам от имени предприятия;

- в процессе реализации товара необходимо учитывать меру влиятельности покупателя на рынке, которая зависит от его размера, объема закупок, кредитного рейтинга и других факторов;

- отмечается высокая профессиональная информированность покупателей о товаре.

При выходе на внешний рынок компании необходимо учитывать факторы зарубежной окружающей среды. Основные факторы можно сгруппировать следующим образом:

1) Глобальные факторы: международные политические конфликты; политические конфликты внутри страны; социальные конфликты; перестройка международных политических союзов.

2) Локальные факторы: изменение условий рынка; нестабильность экономики; инфляция; трения с политическими группировками; трения с местными деловыми кругами.

3) Инвестиционные факторы: возможность национализации; возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности; ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

4) Факторы управленческого характера: сложности управления местным персоналом; конфликты с профсоюзами и др.

Для успешной работы компании на внешнем рынке необходимо знать законы, регулирующие права застройщика, заказчика и подрядчика, правовые положения иностранных компаний, законы об охране промышленной собственности, патентовании изобретений, страховании, труде. Необходимо изучить существующую практику по этим делам, а также общепринятые нормы разрешения споров на данном рынке.

К этой области изучения рынка можно отнести установление контактов с местными адвокатами, консультационными фирмами, которые ведут соответствующие дела.

Исследование потенциальных возможностей предприятия при работе на внешнем рынке проводится с целью его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке.

В качестве примера изучим конкурентоспособность строительного рынка.

Для начала проводится подробный анализ конкурентоспособности по экономическим параметрам. Величина экономических параметров определяется по следующим элементам:

- строительные работы;

- монтажные работы;

- затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования;

- прочие затраты (проектно-изыскательные, научно-исследовательские работы, подготовка кадров и др.)

Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле:

 

Ссмр = ПЗ+НР+ПН

 

ПЗ - прямые затраты

НР - накладные расходы

ПН - плановые накопления (сметная прибыль)

Сметная стоимость является важнейшей составляющей цены контракта.

В общем виде цена контракта определяется:

 

Цк = Ссмр+Сн

 

Сн – сумма надбавки по капиталу

Определив предполагаемую цену контракта, необходимо провести сравнения с ценами других фирм, используя один из методов сравнения цен. Кроме экономических показателей, при определении конкурентоспособности необходимо учитывать следующие факторы:

- уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства; эффективность экспорта строительных конструкций, изделий и комплектующих;

- возможность использования собственных и заемных средств генподрядной организацией для финансирования строительства;

- эффективность проведения рекламных мероприятий, взаимодействие со СМИ; известность строительной компании на рынке;

- возможность получения поддержки и содействия со стороны госорганов и общественных организаций; гарантии кредитов, страхование и т.д.

Оценка конкурентоспособности необходима для определения потенциальных возможностей компании на рынке и разработки соответствующих мер для ее повышения.

Управление конкурентоспособностью является важной задачей внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...