Государство и право в средние века
Лекция 5. «Средневековое государство и право в странах Западной Европы» 1. Общая характеристика средневекового государства В средние века (V - XVII вв.) в Западной Европе утвердились и стали господствующими феодальные отношения и соответствующее им государство и право. Поэтому средневековое европейское государство с некоторым упрощением можно назвать феодальным. Феодальное государство представляет собой организацию класса феодалов-собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления класса зависимых крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется в результате утверждения общественного неравенства прямо из разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен). В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Кроме того, владение землей давало и право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве неотъемлемого и обязательного атрибута политической власти, а власть была производной от земельной собственности. Для феодального общества было характерно и жесткое сословное деление населения. Господствующий класс феодалов (делившийся на два сословия - духовенство и дворянство) обладал особыми привилегиями - правом собственности на землю, владением крестьянами и монополией на участие в управлении и суде.
Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Эти отношения, получившие название сюзеренитета-вассалитета, создавали особую политическую иерархию внутри феодального общества и государства. Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, Руси. Феодальная монархия за время своего развития прошла ряд этапов: /. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.), когда формировалась феодальная собственность и основные классы феодального общества - феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Класс феодалов группировался вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства. 2. Вассалъно-сеньориалъная монархия (Х-ХШ вв.). В этот период установилась феодальная раздробленность, сопровождавшаяся переходом 3. Сословно-представителъная монархия (XIV-XV вв.) Для этого периода характерен процесс централизации государства и укрепления королевской власти. Начали функционировать сословно-представительные органы: Генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, парламент в Англии, кортесы в Испании, Земские соборы на Руси и т.д. 4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.). Характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и налоговых функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата,
2. Основные черты средневекового права. Источники средневекового права. Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты средневекового (феодального) права. Во-первых, основное место в феодальном праве занимают нормы, регулирующие поземельные отношения (отношения сеньоров и вассалов между собой) и нормы, регулирующие повинности крестьян перед феодалами. Во-вторых, феодальное право закрепляло неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Источники средневекового права. Одним из основных источников права являлось римское право, заново возродившееся в Западной Европе. Произошла рецепция римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для юридического 2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную 3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. Изучение римского права начинается с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет в Северной Италии. Здесь была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII в. юристом Аккурцием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права сделала возможным его восприятие судебной практикой.
2. Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но затем охватившие своей юрисдикцией все население города. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие, менее развитые города. Так, северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон. Большой вклад в формирование единых правовых традиций в Западной Европе внесли сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании, Северной Европы, которые стали основой формирования торгового права. 3. Каноническое право Католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма была подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке, т.н. «Corpus juris canonici» 1582 г. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля над распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. 4. Главным источником права все же оставались npg^^i^j)6bi4au^ Они имели общую основу, однако могли очень сильно отличаться по сословиям и по местностям. Отсюда и отсутствие единой системы права даже на территории одной страны (правовой партикуляризм). 3. Государство франков Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть римской провинции Галлия. Хлодвиг стал первым королем франков, утвердившись в положении единоличного правителя. Дальновидным политическим шагом было принятие Хлодвигом и его дружиной христианства, что обеспечило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, «хранитель мира» в королевстве. Королевские должностные лица - графы и сацебароны - выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Продолжают существование соседская община (марка), а также органы общинного самоуправления - народные собрания, общинные суды, тунгины (их председатели, старосты) и рахинбурги (знатоки права). Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. Фактическим главой государства становится майор- дом - высшее должностное лицо в королевстве. В начале VIII в. майордом Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.
Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция (вассал) должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю (сеньора). Отказ от службы лишал права на бенефиций. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности одних феодалов другим, позже получившие название вассалитета. Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни. Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником {графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе. Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом - первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском); пфальцграф - возглавлял королевский суд; референдарий - руководитель канцелярии; тезаурарий — «хранитель сокровищ», фактически государственный казначей и т.д. Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул. Наивысшего могущества государство франков достигает при Карле Великом (768-814 гг.). В 800 г. Карл Великий коронуется в Риме в качестве императора. Во франкском обществе постепенно формировались феодальные отношения. Короли широко раздавали земли родовой аристократии и королевским дружинникам. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью {аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев. Важные изменения происходили и в среде крестьянства. Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Крестьяне постепенно стали терять право собственности на свою землю, отдавая ее за долги и становясь при этом лишь ее «держателями» за повинности. Они стали превращаться из свободных в зависимых крестьян. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал для этого благоприятные условия. Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Все это постепенно привело к закабалению крестьянства. В VIII в. в ходе реформ Карла Мартелла появляется новая форма феодального землевладения - бенефиций. Это было условное пожизненное землевладение, которое предоставлялось за несение службы. В IX в. бенефиции начинают передаваться по наследству. Бенефиций трансформируется в феод - наследственное условное земельное держание при обязательном условии несения военной службы. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников. 4. Право франков по Салической правде Салическая правда (Lex Salica) - одна из наиболее ранних записей норм обычного права франков (конец V-начало VI вв.) Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах. Салическая правда отражала высокую степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм. Салическая правда выделяет индивидуальную собственность на движимое имущество (скот, рабы, личная утварь и т.д.) и недвижимое (дом с приусадебным участком). Но частная собственность на землю еще окончательно не сформировалась. Нераспаханные пустоши, пастбища, леса находятся в общем пользовании. Пахотные земли огорожены забором и используются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хозяина, если нет наследника, земля возвращалась общине. Долгового рабства Салическая правда не выделяет. Но в случае просрочки долга кредитор мог трижды являться к должнику со свидетелями, и это автоматически увеличивало сумму долга на 3 солида каждый раз. В случае злостного уклонения по жалобе кредитора производилось принудительное взыскание долга. Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против имущества, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исключительных случаях допускается смертная казнь. Сумма штрафа за убийство {вергельд) зависела от социального статуса потерпевшего. За свободного франка вергельд составлял 200 солидов, а за графа - уже 600. В то же время жизнь рядового «римлянина», т.е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62,5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов. Судебный процесс носил состязательный характер. Он начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В качестве доказательств использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии (своеобразные испытания «божьим судом»). При этом дача ложных показаний рассматривалась как преступление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупиться от испытания «ордалией». 5. Средневековое государство Франции. Королевство Франция возникло после распада империи франков и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IX-XIII вв.), сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.). 5.1.Сеньориальнаямонархия (феодальнаяраздробленность) В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно, власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - «королевском домене» - он полностью контролировал ситуацию. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) - условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы «однощитовых» рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться. За предоставленные земли вассал должен был нести службу в пользу сеньора со своими людьми, число которых зависело от величины феода. К концу XII в. установились общие пределы службы: военная служба ограничивалась 40 днями в году, кроме того, вассал должен был выплачивать сеньору определенные суммы по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкуп сеньора из плена. Вассал участвовал в суде своего сеньора, принимал участие в совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения и другую необходимую поддержку. Глава государства - король - в этот период был выборным. Его избирали представители высшей знати (прямые вассалы короля) и иерархи церкви. Отношения между феодалами разного ранга строились по принципу: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны. Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип «суда равных», когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии. Несвободное население - крестьяне - судились их феодалами или их должностными лицами. Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в., королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы короля Людовика IX (судебная, финансовая и военная). 5.2. С ослоено-представительная монархия В XIV - XV вв. объединение Франции завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами. Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления. В 1302 г. впервые созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов. В них было три палаты. Первая палата состояла из представителей высшего духовенства. Во второй заседали выборные от второго сословия - дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, состояло из представителей горожан. Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество. Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное ему решение. Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название «Великий мартовский ордонанс». Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и восстания крестьян -Жакерии - король отверг требования «Великого мартовского ордонанса». В середине XV в. король добился права устанавливать самостоятельно прямой налог - талью, который взимался уже без согласия Генеральных штатов. После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они практически перестали созываться. Сложились предпосылки для перехода к абсолютной монархии. 5.3. Абсолютизм К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы государства - короля. Соответственно, ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. В 1516г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви. Таким образом, церковный аппарат Франции перешел под контроль короля. Высшими органами государственного управления Франции в этот период были: Государственный Совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле, его дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д. Из старых государственных должностей сохраняет свое влияние канцлер, представлявший короля в советах. Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял государственный бюджет, контролировал деятельность администраций, работу по составлению законопроектов. Под его началом действовало 29 различных служб и бюро. С XVI века возрастает роль государственных секретарей: по военным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручаются отдельные сферы управления. В системе местного управления центральное место занимают интенданты - назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах. 6. Средневековое право Франции а) Источники права 1) В средние века местные правовые обычаи (кутюмы) являлись 2) Письменными источниками права являлись акты королевской вла- 3) Источником права, вносившим единообразие, было римское право. б) Вещное право и обязательства Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания. 1) Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несе- 2) С развитием феодализма основной формой права на землю стало Вначале благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пожизненном пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался прежнему собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в X веке феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи ал-лодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов. Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа. Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог. Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом. Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в пользу сеньора: ценз - уплата сеньору 1/10 дохода от земельного участка, барщина в течение 3-12 дней в году. Сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д. При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу. Земельные владения лично несвободных крестьян (сереов) находились лишь в их пользовании. Характер феодального хозяйства тормозил развитие договоров. В ранний период купля-продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме и должна была обеспечить стабильность договора. С XII в. под влиянием римского права наиболее важные сделки начинают составляться в письменном виде, а позднее - и удостоверяться нотариусами. В период абсолютизма широкое распространение получают договоры аренды земли. На договор займа долгое время оказывал влияние запрет церкви на взимание процентов. в) Семейное и наследственное право Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов. Для крепостных крестьян действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формаръ-яж, которая компенсировала отказ от права «первой ночи». Церковь требовала обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда (венчания), признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, близкими родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним. Обычное право устанавливало общность движимого и приобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа. Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам. Наследование происходило по нисходящей линии ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по материнской. г) Уголовное право и процесс В области уголовного права приблизительно до XVI в. преобладало обычное право. Согласно «Кутюмам Бовези» различались: 1) преступления, караемые смертью; 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества; 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом сила наказания зависела от тяжести преступления, а также от статуса преступника и потерпевшего. Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории: 1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, кол- 2) преступления против государства: посягательство на короля и членов 3) преступления против частных лиц. Наказания в этот период преследуют выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на: 1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная 2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, 3) тюремное заключение и срочные каторжные работы; 4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться состязательным, дело возбуждается по инициативе истца (потер- певшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты. Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIII века активно использовались испытания водой или железом (ордалии), а также судебные поединки. При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица. С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и следствие и затем публичное и открытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство получения признания обвиняемого. В XVII веке происходит разделение уголовного и гражданского процессов. 7. Средневековое государство Германии Германское государство образовалось на землях восточных франков после распада их империи (843 г.). Основную его территорию составляли 5 германских герцогств - Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия, а также присоединенные итальянские и славянские земли. Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германии. Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились. Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Хотя длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью и завершилась принятием в 962 г. Отгоном I титула императора и образованием «Священной римской империи германской нации», но привела к еще большему ослаблению королевской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам. Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его своей опорой. Кроме того, с середины X века для Германии не существует и серьезной внешней угрозы. В период X - XII вв. Германия представляла собой относительно централизованное государство. Первым германским королям удалось на некоторое время объединить некогда разрозненные германские территории. После гибели династии Штауфенов в борьбе с римскими папами в Германии с 1250 по 1273 гг. не было императора, многие коронные земли и имперские регалии (права) были присвоены князьями. Это усилило политическую раздробленность Германии. С конца XIII века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена «Золотой буллой», изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|