Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фиксация данных наблюдения




В том случае, когда полевое наблюдение является длительным по времени и нестандартизованным по форме, традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений.

Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица, отвечающие ряду особых требований. Всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существовало как нечто реальное. Записи наблюдений должны выпол­нять функцию фиксирующего средства, сохранять "ту точность и пол­ноту наблюдений, без которых невозможно обоснованное функциональ­ное истолкование" [4]. В противном случае они превращаются в записи впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по по­воду каких-то уведенных им, но не отраженных в дневнике явлений. Такое нередко встречается в дневниках, существующих в психологи­ческой литературе. Приведем пример из "Дневника матери" Н. И. Гал­киной и М. П. Стахорской: "10 мая. Вначале Максик не обращал внимания на то, что запре­щено. Делал, что хотел. Меня это очень волновало. Я не смогла понять в чем причина. Но постепенно все вошло в норму".

Приведенная запись не дает ни одного факта в его реальном виде, а является лишь рассуждениями по поводу фактов. С точки зрения А. П. Болтунова, опытного наблюдателя можно уподо­бить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из до­ступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гаран­тировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта проведения"[4].

На основе изучения большого числа записей М. Я. Басовым было предложено различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательная запись, обобщающе-описательная запись, фотографическая запись.

Использование всех трех типов записи позволяет собрать в дневнике наблюдений достаточно подробный материал.

В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку наблюдатель не должен раскрывать себя. Кроме того, как участник событий, он часто не может одновременно с ними что-то записывать. Поэтому нередко наблюдатель вынужден осуществлять переработку материала наблюдений, суммируя и обобщая однородные данные либо в самый момент наблюдения, либо спустя некоторое время, и, следовательно, может использовать в дневнике главным образом обобщающе-описательные и истолковательные записи.

Таким образом, в условиях скрытого включенного наблюдения дневник пишется чаще всего по памяти. Однако при этом некоторые факты, оставившие в силу своей яркости или каких-то других причин очень ясные следы, воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, "как таковые и единственные" [3]. В отдельных случаях представляется возможным фиксировать данные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотогра­фическую форму записи. Подобные записи являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве поперечных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбинированный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). Записи по памяти рекомендуется производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафиксировать факты более углуб­ленно и обстоятельно.

В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация ("фон", контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, позволяю­щее лучше понять то поведение, которое стало предметом ее фикса­ции. Например, запись посвящена поведению испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, является ли для него это мес­то постоянным или случайный, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описы­вается по возможности широко вся обстановка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщенные указания на социальные роли участников и т.д.

Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описа­нии тех изменений, которые произошли в ситуации за период наблю­дения или тех особенностей "фона", которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. (Например, во время наблюдения появляется человек, мнения и оценки которого очень значимы для испытуемого, и, следовательно, его присутствие в данной ситуации может определенным образом повлиять на поведе­ние испытуемого. Подобному факту необходимо уделить внимание в заключении к соответствующей записи в дневнике).

В процессе наблюдения следует стремиться к расширению наблюдения за "фоном", на котором разворачивается поведение, но так, чтобы наблюдение за последним не терпело никакого ущерба (М. Я. Басов).

Анализируя структуру процесса наблюдения, А. П. Болтунов выделял следующие компоненты, составляющие акт наблюдения:

1) внимание, обращенное на тот или иной аспект;

2) анализ и синтез при наблюдении;

3) опора на знания или предположения;

4) суждение.

Выделение всех этих элементов делает особенно отчетливым неизбежное наличие личного момента в наблюдении, который играет в последнем большую роль. Понимание этого очень важно для даль­нейшей обработки наблюдений, психологического анализа поведения, поскольку никто "... не может так же близко подойти к наблюдаемой личности как сам наблюдатель" [3]. Именно постоянное присутствие личного момента в наблюдении делает необходимым еще одно принци­пиальное требование к записям в дневнике: сохраняя полную объек­тивность при фиксации данных, наблюдатель может и должен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вытекать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; более того, такие догадки вполне целесообразны, так как иногда одно меткое слово заменяет поток длинных описаний (А. II. Болтунов). Предположения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных предметов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими аналогичными фактами, затрагивать методические вопросы и т.д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей данных, наблюдения.

С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих за­мечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фак­тов.

Кромефактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюда­тель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точный и метким.

Отработка задания

Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в неделю, в течение которого проводятся необходи­мые наблюдения.

I. На первом занятии студенты знакомятся с содержанием поставленной перед ними задачи – составить "поведенческий портрет" человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точ­ное и подробное описание его поведения, чтобы можно было одно­значно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом на­блюдения. Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть пол­ностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа "слегка косит левым глазом" или "чаще всего одета в розовую кофточку".

В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому.

Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно то­го, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится из­вестен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительно того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения.

На первом занятии студенты должны составить первые "поведен­ческие портреты" своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением.

Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы реше­ния жизненных задач и т.п.);

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблю­дателя относительно личности наблюдаемого человека.

Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться ж обсуждаться на занятиях, следует отказаться в опи­саниях от попыток "проникнуть во внутренний мир", которые могут не только обидетьнаблюдаемых, но и ухудшить психологический кли­мат в группе.

2. В течение недели до второго занятия студенты наблю­дают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления "портрета". Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным.

Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.

Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй "портрет" испытуемого.

3. На втором занятии происходит проверка дневников наблюде­ний и анализ составленных описаний поведения.

При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизованном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).

Отработка задания завершается письменным отчетом.

Оформление отчета

Отчет о задании строится по следующему плану:

1. Введение, Кратко описываются, задачи работы.

2. Методика. Излагаются способы сбора материала для сос­тавления "портрета", порядок наблюдений за испытуемым и фикса­ции данных в дневнике.

3. Результаты. Приводятся первый и второй "портреты", а также еще один "поведенческий портрет" того же испытуемого, но составленный другим наблюдателем.

4. Обсуждение результатов. Перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в "портретах". Анализируются раз­личия между первым и вторым "портретами" и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух "портретов" одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы приз­наков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улуч­шения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.

5. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуж­дении результатов, а также ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач работы.

6. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.

 

Контрольные вопросы

1. Полевое включенное наблюдение.

2. Неставдартизованное наблюдение и его особенности. Цели и задачи использования.

3. Факторы, обеспечивающие надежность данных полевого наблюдения.

4. Дневник наблюдений. Типы дневниковых записей.

5. Нормальные и содержательные требования к дневнику наблюдений.

6. Типичные ошибки при ведении дневниковых записей.

7. Содержание проблемы согласия наблюдателей.

8. "Поведенческий портрет". Цели и задачи его составления.

9. Возможные области применения "поведенческого портрета".

10. Требования к поведению наблюдателя в ситуации включенного полевого наблюдения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – М., 1982, –С. 228-229.

2. Андреева Г. М.. Лекции по методике конкретных социаль­ных исследований. – М., 1972. – 178 с.

3. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975, –С. 50-104, 140-205.

4. Болтунов А. П. Педагогическая характеристика ребенка. – М., 1926. – I78 с.

5. Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974, – С. 18-20.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. – М., 1967, – С.3-7.

7. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. А. Благонадежиной. – М., 1972, – С.21-43, 231-233.

8. Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – М., 1972, – 61-63.

9. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978, – С. 350-352.

10. Ядов В. А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). – М., 1972, – С. 112-120.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...