Профессиональное образование (ПО) как социокультурный институт.
Среднее профессиональное образование в системе непрерывного образования. План ответа: 1. Определение образования, и непрерывного образования. 2. Цель, структура, ступени непрерывного образования. 3. Определение профессионального образования, признаки социального института проф. обр-я, функции ПО;Принципы государственной политики; подходы к структуре системы проф. обр-я: 4. Уровни профессионального образования. Образование – процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование – это система целенаправленной широкой, общедостаточной, социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образования на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в разные периоды жизни (Столяренко) Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаемый констатацией достижений обучаемыми определенный государственных уровней (Закон РФ об образовании) Образование – это развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня. Непрерывное образование (НО) – явление образования всеохватывающее по полноте, индивидуализация по времени, темпам и направлениям, каждому дает возможность реализовать собственную программу его получения. НО – целостная педагогическая система, включающая всё многообразие средств, способностей, форм; преобрет и расширение общего образования, проф. компетентности, культуры, становление гражданской и нравственной зрелости человека. НО – единая система, включающая общеобразовательную и проф. школу.
Цель НО – развитие рефлексии личности (осознание общей потребности в своей причастности и пост. Самосовершенствование относительно выбранной проф.) в любой из периодов жизни и общественно-полезного функционирования.
Структура НО: 1. Преемственные ступени и уровни НО 2. Сеть образовательных учреждений 3. ГОС и соответствующие программы образования по ур, ступеням и направлениям подготовки специалистов. 4. Методическая система образования. 5. Различные виды обесп. образование. 6. Органы управления деятельностью образовательных учреждений.
Ступени (ур) НО: 1. Дошкольное образование 2. Общее О (начальное, основное и среднее полное) 3. Профессиональное О 4. Дополнительное О (для взрослых и детей) 5. После ВУЗ проф. О (аспирантура, переподготовка…)
Профессиональное образование (ПО) как социокультурный институт. - представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих совершенствование кадрового потенциала обществ, материального и духовного производства; способных к экономному, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностного становления индивида.
Признаки: 1. Идеология 2. Совокупность норм и предписаний 3. Формальные и неформальные организации (система управления и самоуправления)
Функции проф.образ: I.группа 1) Реляционная (донесение) – освоение определенных социальных ролей и статусов обучающимися. 2) Регулятивная – выработка определенных стандартов поведения и соц. Контр за действиями и поступками индивида, как члена проф. образовательного сообщества. 3) Аксеологическая – наличие в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей. 4) Интегративная – в целях и результатах деятельности приоритетными должны быть интересы всего общества.
II.группа 1)Образовательная – формирование у учащихся системы знаний о мире в котором они живут; преподавание и закрепление фундаментальных научных принципов; формирование и развитие ЗУНов будущего специалиста как субъекта проф. Деятельности.
2)Воспитательная – формирование жизненных установок и принципов; культуросообразности представлений обучающихся о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах и соответствующих им стандартов поведения. Результат проф.образования – устойчивая система эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого отношения учащегося к окр миру, к осваиваемой проф. и к самому себе. 3)Развивающая - развитие человека как личности, готовность его к самостоятельной творческой жизни, подлинной самореализации. Основные ориентиры развития: - укрепление здоровья и физическое совершенствование. - развитие интеллекта и творческого мышления - самосознание, я-концепции, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфер, способностей 4) Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватных современным достижениям фундаментальных наук. 5) Иновационна – формирование, распределение и внедрение идей нацеленных на решение проф и общекультурных задач, проведение научных исследований, распределение результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности. 6) Экономическая – активное вкл системы ПО, ее колл и индивид представл функций и развитие рынков интеллектуальной собственности, образовательных услуг. 7) Латентная (скрытая): Статусная – приобретение определенного социального статуса, возможность продвижения по социальной лестнице, допуск в привл сферы проф деятельности. Политическая – система ПО влияет на деятельность прав. органов и политических элит.
Специфические функции: 1. Адаптация учащих с ограниченными возможностями к социокультурным процессам общества. 2. Соц реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением. 3. Поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Принципы государственной политики (Закон РФ об образовании): 1.Гуманистический характер образования – приоритетны общечеловеческие ценности, жизни и здоровья человека, свободно-развивающейся личности.
2.Единство фед, культурн и образ пространства. Защита и развитие системы образования, национ культ, регион культ, традиций и особ в усл многонационального гос-ва 3.Общедост образ адаптивной системе образования к ур и особенностям развития и подготовки обучающихся. 4.Светсий характер образования в гос и муниципальных образ учрежд 5. Свобода и плюрализм (множество мнений) в образовании 6.Демократичность, гос-обществ характер управл образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|