Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация «коллективного разума»




 

Проводились многочисленные исследования на предмет положительного эффекта для закрепления приобретенных знаний путем текущей проверки их у учащихся, в т. ч. путем постановки подходящих вопросов, и который можно многократно усилить с помощью интеллект-карт. Один из самых интересных подобных экспериментов был проведен Фрейзом и Шварцем в 1975 году. В ходе эксперимента испытуемых разделили на три группы по двое человек, В первой группе один участник зачитывал вслух отрывок текста, а затем задавал другому вопросы по содержанию отрывка. Во второй группе один зачитывал отрывок и после этого отвечал на вопросы, которые ему задавал партнер. В третьей группе каждый участник просто прочитывал про себя отрывок и не обменивался никакой информацией с партнером. Участники первой и второй групп хорошо справились с экзаменом, который им устроили по окончании работы, участники же третьей группы справились с экзаменом гораздо хуже.

Результаты данного эксперимента подтверждают то, что изложение приобретаемых в ходе чтения знаний в форме интеллект-карты и постановка в ней же соответствующих вопросов – это прямой путь к более глубокому усвоению материала. Результаты Фрейза и Шварца также подкрепляют идею о том, что гораздо более эффективной является работа в паре или в составе группы, сопровождаемая к тому же активным обсуждением участниками группы изучаемого материала, нежели работа в одиночку, молча, – активный вербальный обмен увеличивает эффективность обработки информации, а также способствует лучшему закреплению материала в памяти. Кроме того, совместная работа с партнерами сопровождается тем, что уникальные взгляды и ассоциации каждого участника вносят вклад в содержание и структуру коллективной интеллект-карты, что ведет к более полному усвоению материала.

Стадии творческого процесса составления коллективной интеллект-карты похожи на описанные ранее стадии составления индивидуальной творческой интеллект-карты. Основное различие состоит в том, что на сей раз процесс инкубации должен быть организован среди всех участников группы, и так, чтобы обеспечить его должную отдачу.

Ниже описаны все семь основных стадий творческого процесса, осуществляемого группой майндмаперов.

Определение темы

На этой стадии должна быть четко и кратко обозначена тема групповой работы, поставлены цели, и всем участникам группы предоставлена информация, которая может иметь отношение к предмету обсуждения.

Индивидуальная «мозговая атака»

Каждый член группы должен потратить по меньшей мере один час на «извержение ассоциаций», а затем составление ревизионной интеллект-карты, снабженной базовыми порядковыми идеями в качестве надписей над главными ветвями. (Это эквивалентно стадиям 1 и 2 индивидуального творческого процесса с помощью интеллект-карт, описанным в главе 16)

Рассматриваемый метод в корне отличается от традиционной «мозговой атаки», когда один человек выступает в роли руководителя группы, записывая ключевые идеи, предлагаемые членами группы, на флип-чарте[5], белой доске и т. п. Это на деле мешает работе, поскольку каждое озвученное перед всей группой слово или предложение ведет к использованию привычных ментальных паттернов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же нередко в одном и том же направлении. В этом отношении традиционные групповые «мозговые атаки» игнорируют нелинейно-ассоциативные возможности индивидуального мозга, ведя к существенным потерям в том, что можно было бы получить, позволив каждому участнику направить прежде свою индивидуальную ментальную энергию на рассмотрение предмета изучения.

Обсуждение в малых группах

Группа делится на подгруппы по три-пять человек. В каждой малой группе участники обмениваются своими идеями и дополняют свои индивидуальные интеллект-карты мыслями и ассоциациями других участников. На данную стадию рекомендуется выделять один час времени.

Исключительно важно поддерживать позитивный рабочий настрой и принимать все предложения без исключения. Любая идея, высказанная членом группы, должна получать безоговорочную поддержку и приниматься всеми другими участниками. Необходимо создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый индивидуальный мозг, участвующий в групповой работе, имел стимул продолжать поиск идей по любой начатой ассоциативной цепи. Какое-нибудь звено в такой цепи может оказаться подлинным шагом вперед во взглядах на рассматриваемый вопрос, хотя его возникновению, быть может, положила начало исходно казавшаяся слабой, нелепой или вообще не относящаяся к делу мысль.

Создание первоначальной коллективной интеллект-карты

Когда обсуждение в малых группах закончилось, группа готова приступить к составлению первоначальной коллективной интеллект-карты.

Для начертания собственно интеллект-карты обычно используется доска очень большого размера или лист бумаги, соизмеримый с площадью стены. В работе по построению карты может участвовать либо вся группа, либо по одному опытному майндмаперу от каждой подгруппы; либо всю работу по начертанию карты может взять на себя один майндмапер, достаточно опытный и пользующийся доверием группы.

Цвета и коды должны быть согласованы между всеми членами группы, чтобы обеспечивалась необходимая точность интерпретации.

Первыми на карту наносятся базовые порядковые идеи в качестве главных ветвей, после чего – все без исключения идеи, Следуя уже знакомому принципу «любой идее – зеленый свет». Для «коллективного разума» составление интеллект-карты представляет собой ту же стадию работы, что и стадия 2 для индивидуального майндмапера, о которой шла речь в главе 16.

Инкубация

Так же как и при составлении индивидуальной творческой интеллект-карты, важно дать возможность информации, содержащейся на коллективной интеллект-карте, «дойти» до каждого участника группы.

И опять следует отметить, что процесс «мозговой атаки» силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придается характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат. При подобном подходе используется лишь малая часть возможностей мозга, а результат оказывается еще меньше, поскольку из-за игнорирования столь многих естественных ментальных сил мозга оказываются невостребованными и синергетические связи, которые эти силы делят с теми немногими из них, что используются.

Вторая редакция

После инкубации группе необходимо повторить стадии 2, 3 и 4, с тем чтобы после повторного пересмотра и интеграции идей получить вполне зрелый результат. Это подразумевает повторное «извержение ассоциаций» каждым членом группы, вторичное редактирование индивидуальных базовых интеллект-карт (содержащих как минимум главные ветви), обмен идеями, редактирование интеллект-карт, составленных в малых группах, и, наконец, составление второй коллективной интеллект-карты.

Две готовые коллективные интеллект-карты могут теперь быть подвергнуты сравнению в качестве подготовки к финальной стадии.

Интеллект-карта представляет собой коллективную интеллект-карту, созданную проектной командой из восьми менеджеров компании «Диджитал», в составе которой: Мэтью Пак, менеджер отдела микросистем; Томас Спинола, менеджер подразделения второй смены; Томас Салливан, менеджер бухгалтерского отдела; Крис Слабах, менеджер сервисной службы; Лорита Вильямс, менеджер; Ричард Колер, менеджер отдела специализированных кадров; Тони Байгония, менеджер сервисной службы; Ричард Рэгсдейл, менеджер сервисной службы. В течение пяти дней они работали над концепцией развития своей проектной команды. Результаты были самыми позитивными!

Анализ и принятие решения

На этой стадии группа принимает важнейшие решения, ставит цели исходя из результатов работы, формирует план дальнейшей деятельности и т. п., используя методы, описанные в главе 12.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...