Основные функции и принципы психологии управления
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
К основным функциям психологии управления относятся: ) познавательная - изучение основных психологических особенностей управления как специфической сферы профессиональной деятельности, определить ее роль и значимость в развитии организаций, групп; ) оценочная - выявление соответствия или несоответствия системы управления основным тенденциям общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам сотрудников; ) прогностическая - направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование; ) образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в распространении управленческих знаний через систему учебных заведений, раз личных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров. Приобретение знаний, умений и навыков практического осуществления управленческой деятельности. А Файоль регулярно проводил анализ работы предприятия с позиций руководителя Он первым отметил, что управление определенным образом связано с действием психологических факторов Выделив 14 принципов управления, он особо выделил пять переменных, без которых не может быть нормального функционирования производства. Согласно А. Файолю принципы управления состоят из: . Разделение труда. Его цель - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях Это достигается за счет сокращения целей . Полномочия и ответственность. Полномочия - это право отдавать приказ, а ответственность -- составляющая ее противоположность Где дают полномочия, там возникает ответственность.
. Дисциплина - это одна из задач руководителя Дисциплина предполагает справедливое применение санкций. . Единоначалие - работник должен получать приказы только от одного начальника. . Единство направления - каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. . Подчиненность личных интересов общим - интересы одного работника не должны преобладать над интересами организации. . Вознаграждение персонала - за свою службу работники должны получать справедливую оплату. . Централизация - способ организации отдельных групп в направлении общих целей и плана Она зависит от условий деятельности организации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда Централизация является справедливым ходом вещей, важным при этом является рассмотрение вопроса о соотношении централизации и децентрализации. . Скалярная цель - иерархия руководящих должностей. . Порядок - расположение всего на своем месте. . Справедливость - сочетание доброты и правосудия в управлении организацией. . Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. . Инициатива - разработка плана и его реализация. . Корпоративный дух. Союз - это сила Он является результатом взаимосвязанной работы персонала. Практическое использование теорий Ф У Тейлора и А Файоля было осуществлено Генри Фордом, который стал известен своими открытиями, а также способствовал развитию теории и практики менеджмента. В развитии менеджмента особое место занимает «школа человеческих отношений». Возникновение этой школы было связано с недостатками классического подхода, в котором не выделялись психологические проблемы управления. Школу человеческих отношений стали называть неоклассическим направлением. Крупными авторитетами в этом направлении были Мери Фоллет и Элтон Мэйо М Фоллет - первая из ученых определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Несомненным является вклад Э. Мэйо в теорию менеджмента. Он показал на практике, что взаимоотношения в группе работников могут превзойти многие усилия руководителей в деле повышения производительности труда без денежных вложений. Школа человеческих отношений по существу являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками работах делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, авторитета, власти, коммуникациях, лидерства и др. явлениях. Система управления подразделяется на две основные подсистемы управляющую и управляемую, которые необходимо рассматривать так относительно самостоятельные подсистемы с присущими им своими особенностями. Каждая из них имеет многоуровневую иерархически структуру, в каждом ее звене имеются свои направления соответствущих связей, образующих внутренние источники саморегуляции. Подходы к рассмотрению этого вопроса также весьма разнообразны. Остановимся на одном из них, в частности В.И. Кноринга. В США управленческий персонал подразделяется на 18 рангов. С 1-го по 8-й - низший персонал (конторские служащие, машинистки, стенографистки), их руководители (supervisors) занимают должности от 9-го до 12-го ранга, руководители среднего звена (manager) - с 13-го по 15-й, а высшие руководители аттестуются на должности 16-18-го рангов (executives). На Западе менеджер не является первым руководителем или предпринимателем, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений. В европейско-американском понимании директор (первый руководитель) должен заниматься в основном стратегическим управлением, а оперативное управление он возлагает на заместителей.. Таким образом, основные задачи управления и его составной части организации - решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация эффективного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.
Характеризуя социальное управление, следует подчеркнуть одну из его главных особенностей и сложностей. В системе социального управления субъект и объект управления могут меняться местами, субъект может одновременно выступать объектом, а объект субъектом управления. Заключение психология управление наука Изучив историю возникновения и развитие психологии управления, можно сделать вывод, что психология управления представляет собой науку, изучающую психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления состоит в анализе психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций. Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источники психологии управления: ) практика управления; ) развитие психологической науки; ) развитие социологии организаций. Психология управления одна из быстроразвивающихся отраслей психологии, изучающая психологические закономерности поведения личности и групп в организационных системах управления, Она сформировалась на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии, чем обусловлен ее комплексный характер. Психология управления синтезирует в себе собственно психологические данные с важнейшими закономерностями строения и функционирования организаций. Кроме того, согласно современным представлениям, она является наукой, изучающей не только управленческую деятельность, но и весь комплекс психологических проблем, связанных с управлением. В структуре управления обязательно существуют два компонента - управляющая и управляемая подсистемы. Первая соотносится с управленческой деятельностью, а вторая - с исполнительской. Поэтому изучение последней также является задачей управленческой психологии. Таким образом, цель контрольной работы достигнута, Задачи решены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|