Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерский учет и аудит во Франции

Содержание

 

1. Бухгалтерский учет и аудит во Франции

2. Краткая характеристика положения по международной аудиторской практике, предоставляющего практическое руководство по проведению аудита предприятий, осуществляющих торговую деятельность посредством глобальной компьютерной сети (Интернет)

Список литературы

 


Бухгалтерский учет и аудит во Франции

 

Сегодня саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности является эффективным механизмом регулирования профессионального рынка, внедряемым в Российской Федерации, позаимствованным из зарубежной практики. Главная идея, которую преследует саморегулирование, – это переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов конкретной отросли с государства на непосредственных участников рынка. В такой ситуации государство перестало бы выполнять лишние функции, бюджетные расходы были бы значительно меньше, а внимание государственного надзора сместилось бы в сторону надзора за результатом деятельности вместо надзора за самой деятельностью. Лицензирование отдельных видов деятельности постепенно отменяется с внедрением института саморегулирования. Саморегулируемые организации возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным. Саморегулирование должно привести к дебюрократизации российской экономики и формированию гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах мира механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственному регулированию, осуществляемому в форме лицензирования.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 г. лицензирование в аудиторской деятельности заменено саморегулированием. Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 г. утратили силу. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с момента ее включения в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

В свою очередь, требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются: наличие квалификационного аттестата аудитора; безупречная деловая (профессиональная) репутация; уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Цели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов – это объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью; повышение качества выполняемых аудиторских услуг; информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

Международные теория и практика аудита складывались в условиях серьезной конкуренции, сопровождавшейся множеством исследований и широких публичных обсуждений их результатов. К настоящему времени создана прочная международная правовая основа аудита, подробно разработаны формы его организации, издаются и постоянно пополняются обширные методические материалы для аудиторов. В них определены и классифицированы основные понятия, термины, категории аудиторской деятельности. Аудит во всех странах жестко регулируется, однако вопрос о том, какова роль государства в этом процессе, решается различно.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Одна из этих концепций развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность также саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов и регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики аудита. Главное отличие здесь состоит именно в присутствии негосударственного регулирования аудиторской деятельности. Когда английские железнодорожники, страховые компании и другие инвесторы отправились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов. До начала XX в. в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу. В настоящее время в США функционируют профессиональные негосударственные аудиторские организации двух типов. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (возник в 1887 г.). Существуют также профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров.

Вторая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которых фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Система регулирования бухгалтерского учета и аудита во Франции существенно отличается от англосаксонской модели. Фундаментом системы учета и аудита во Франции служит Коммерческий кодекс, законодательно закрепляющий необходимость ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. Ключевым звеном этой системы является Национальный бухгалтерский кодекс (аналог стандартов). Этот основополагающий документ содержит более 400 страниц и включает единый план счетов бухгалтерского учета. Кодекс во Франции выполняет те же функции, что стандарты в Великобритании, его задачи тесно связаны с задачами национальной статистики и налогообложения. Разработка этого документа и необходимых методологических указаний к нему была возложена на Национальный совет по бухгалтерскому учету созданный при Министерстве финансов Франции, имевший статус правительственного агентства.

Во Франции имеются две основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров по счетам.

Палата бухгалтеров-экспертов была создана в 1942 г. Спустя три года деятельность палаты была регламентирована правительственным декретом. Сейчас палата находится под опекой министра экономики и финансов.

Национальная компания комиссаров по счетам регулирует аудиторскую деятельность и объединяет аудиторов и аудиторские фирмы в регионах. Аудиторы и аудиторские фирмы Франции свои членские взносы перечисляют региональным отделениям, а региональные отделения – Национальной компании комиссаров по счетам. Все эти и другие требования во Франции закреплены законодательно и являются обязательными к выполнению.

Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах. Комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется правительственными органами.

Кроме названных организаций с 1 августа 2003 г. действует Высший совет по аудиту. Он является независимым административным органом при министре юстиции и решает следующие задачи:

ü определяет и пропагандирует принципы профессиональной практики и профессионального поведения аудитора;

ü выдает заключения в отношении норм профессиональной деятельности, выработанных Национальной компанией аудиторов перед их утверждением министром юстиции;

ü следит за тем, чтобы аудитор, которому поручена проверка той или иной компании, не выступал одновременно в качестве консультанта этой компании;

ü определяет направления, рамки и формы периодических контрольных проверок работ аудиторов и следит за правильным осуществлением таких проверок;

ü устанавливает и поддерживает хорошие отношения с другими государственными органами, которые выполняют аналогичные функции.

Программа проведения проверок качества аудита разработана наблюдательным органом Высшего совета аудиторов в лице комитета контроля качества.

При проведении проверки качества аудиторской деятельности во Франции применяются два подхода. В соответствии с "горизонтальным" подходом проверяются все профессиональные аудиторы и все виды аудиторских заданий. "Вертикальный" подход предусматривает аудиторские проверки общественно значимых компаний; одновременно осуществляется проверка применяемых аудиторами процедур.

Контроль качества аудита (надзор, представление отчетности, инспектирование) осуществляется на национальном или региональном уровне. При этом действия Высшего совета аудиторов координируются с действиями региональных институтов, которые отвечают за следующие мероприятия в течение того же периода:

ü проверку качества других обязательных аудиторских проверок, которые проводятся аудиторами компаний, зарегистрированных на бирже, или общественно значимых компаний;

ü проверку правильности применения процедур и стандартов аудита другими дипломированными аудиторами, которые работают в проверяемой аудиторской организации (или ее подразделениях);

ü организацию "горизонтальной" проверки других дипломированных аудиторов, которые работают в данной аудиторской организации.

Кроме того, на национальном уровне действуют комитет, занимающийся ведением списка лиц, допущенных к выполнению аудиторских обязанностей, дисциплинарная палата и контрольные органы, осуществляющие надзор над деятельностью Высшего совета. На региональном уровне создаются департаментские советы, департаментские дисциплинарные палаты и органы контроля за деятельностью департаментских советов. Следует отметить, что в состав контрольных органов входят правительственные комиссары, назначаемые Министерством экономики и финансов.

Усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности проявилось еще и в том, что был создан совет по финансовой безопасности в составе 12 человек:

– три представителя Министерства юстиции, один – Министерства экономики и финансов, один – президент фондовой биржи, один – профессор университета, три аудитора, в том числе два – с опытом аудита госкомпаний, три специалиста в сфере образовательной деятельности. Такой надзорный орган решает все проблемные вопросы, возникающие в развитии аудита, в отношениях между аудиторами и собственниками, а также осуществляет дисциплинарную функцию вплоть до отзыва лицензий.

Таким образом, систему контроля аудиторской деятельности можно охарактеризовать как довольно строгую и четкую именно со стороны государства. Французская модель, в частности, включает:

ü определение целей и задач профессиональной организации, в том числе ее основных характеристик, начиная с правомочности аудиторской профессии и заканчивая внутренними правилами деятельности;

ü разработку общих положений, норм и правил контроля качества, организационной структуры;

ü создание региональных отделений;

ü постановку задач в деятельности региональных и национальных советов с их полномочиями, комитетов и рабочих групп;

ü определение источников финансирования;

ü установление регламента страхования.

 

Краткая характеристика положения по международной аудиторской практике, предоставляющего практическое руководство по проведению аудита предприятий, осуществляющих торговую деятельность посредством глобальной компьютерной сети (Интернет)

 

Содержание стандарта – определены вопросы, требующие рассмотрения в ходе аудита предприятий, осуществляющих электронную торговлю: понимание бизнеса и стратегии предприятия; степень использования электронных средств в деятельности предприятия; порядок привлечения экспертов; оценка риска, связанного с электронной торговлей; оценка системы внутреннего контроля; влияние электронной отчетности на надежность аудиторских доказательств.


Список литературы

 

1. Апресова Н.Г. Саморегулирование в аудиторской деятельности// Предпринимательское право. 2010. № 2.

2. «Аудиторские ведомости», 2009, № 6

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...