Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составные элементы общения

Лекция К.Н. Крыштопов «ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ»

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между:

 

людьми группами

(межличностное общение (межгрупповое общение)

 

Процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

· коммуникацию (обмен информацией),

· интеракцию (обмен действиями)

· социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

 

Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

 

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ

Филогенез — историческое формирование группы, в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения

 

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ

 

1. Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

· Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.

· Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.

· Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

 

 

Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

 

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

· в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;

· в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;

· в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;

· в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

 

 

КЛАССИФИКАЦИИ СТОРОН ОБЩЕНИЯ

 

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:

· коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;

· интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);

· перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

· информационно-коммуникативная — приём и передача информации;

· регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;

· аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

 

Ещё один вариант классификации:

· инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;

· синдикативная — сплочение групп;

· трансляционная функция — передача знаний, оценок;

· самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

Функции разделяют по целям общения:

· контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи;

· информационная — приём и передача сообщений в ответ на запрос;

· побудительная — целевая стимуляция активности;

· координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;

· функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;

· эмотивная — обмен эмоциями;

· функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;

· функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

 

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

· Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

 

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

· Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

1. Вербальные (речевые)

РЕЧЬ — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь — это система знаков, включающая:

· слова с их значениями,

· синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

 

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности.

Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и «внутреннюю» речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

 

2. Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») —Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь. Различают три вида паралингвистических средств:

· фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;

· кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;

· графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).

Невербальные

· Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]

· Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

· Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.

· Визуальный контакт

· Проксемик а — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

 

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ

 

· Сообщение

· Разговор

· Раппорт

· Точка зрения

· Комплименты

· Интересы

· Языковая личность

 

ПРОЦЕДУРА ОБЩЕНИЯ

 

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Установление контакта

7. Обмен мнениями, идеями, фактами

8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

 

ПОМЕХИ В ОБЩЕНИИ

Шум окружающей среды

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...