Информация в маркетинговых исследованиях.
Содержание маркетинговых исследований и методы сбора информации. Содержание маркетинговых исследований основывается на функциях маркетинга. Структурно они выглядят следующим образом: Аналитическая функция. · Изучение рынка как такового. · Изучение потребителей. · Изучение фирменной структуры. · Изучение товара (товарной структуры). · Анализ внутренней среды предприятия. Производственная функция. · Организация производства новых товаров, разработка новых технологий. · Организация материально-технического снабжения. · Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Сбытовая функция (функция продаж) · Организация системы товародвижения. · Организация сервиса · Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта. · Проведение целенаправленной товарной политики. · Проведение целенаправленной ценовой политики. Функция управления и контроля. · Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. · Информационное обеспечение управления маркетингом. · Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии). · Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ). · Применительно к конкретному предприятию и фирме эти функции можно конкретизировать. Информация в маркетинговых исследованиях. По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
Организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким процессом проведения маркетингового исследования. Четкое определение объекта исследования - необходимое условие успешного его проведения. В зависимости от полноты информации, определение объекта исследования может быть выполнено с различной степенью конкретизации. Далеко не всегда полнота и достоверность информации, которой обладает исследователь, позволяет ему достаточно четко определить объект исследования. Как правило, объект маркетингового исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если эта совокупность настолько малочисленна, что исследовательская группа располагает необходимыми трудовыми, финансовыми и временными возможностями для установления контакта с каждым из ее элементов. В этом случае, определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре (выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией). Однако на практике очень часто не представляется возможным или целесообразным проведение сплошного исследования всей совокупности. Для этого могут быть следующие причины: · невозможность установления контакта с некоторыми элементами совокупности; · неоправданно большие расходы на проведение сплошного исследования или наличие финансовых ограничений, не позволяющих проведение сплошного исследования; · сжатые сроки, отведенные для исследования, обусловленные утратой со временем актуальности информации или другими причинами и не позволяющие осуществить сбор, систематизацию и анализ обширных данных для всей совокупности. Поэтому большие и разбросанные совокупности часто изучаются с помощью выборки, под которой, как известно, понимается часть совокупности, призванная олицетворять совокупность в целом.
Точность, с которой выборка отражает совокупность в целом, зависит от структуры и размера выборки. Методы сбора первичной информации: наблюдение; эксперимент; имитация; опрос. Наблюдение. Процесс получения первичной информации осуществляется в форме наблюдения. Маркетинговое наблюдение - процесс сбора данных, характеризующих какой-либо рыночный процесс или явление и предназначенных для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга.5 К достоинствам этого метода относятся: · его простота, и, следовательно, относительная дешевизна. · исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователями что, например, нельзя в полной мере исключить при опросе. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия ими решений, и, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы наблюдателями. Эксперимент представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление исследователями контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов. Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. К достоинствам этого метода относятся, прежде всего, его объективный характер и возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Недостатки такого метода заключаются в трудности контролировать все факторы маркетинга в естественных условиях, с одной стороны, и сложности воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях, с другой стороны. Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования. Достоинство этого метода состоит в возможности оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора на этой основе наилучшего.
К недостаткам этого метода относится, прежде всего, сложность и трудоемкость создания самой модели, требующая глубокого изучения и формализации причинно-следственных связей между всеми факторами маркетинга, его внешней среды и факторами, определяющими покупательское поведение. Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом (вопрос-ответ). Респондент - опрашиваемое лицо.6 Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами. Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач: · выбор способа связи с аудиторией; · подготовка анкеты; · проведение тестирования и доработка анкеты. Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса; по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону. К достоинствам этого способа относятся: · относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров; · относительно высокая точность обследования; · возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых. Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос. После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ. Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы. Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения. Внешние же источники вторичной информации включают: · материалы законодательного и инструктивного характера; · отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров; · издания некоммерческих исследовательских организаций; · публикации торговых и промышленных ассоциаций; · журналы по различным товарам и технологиям; · газеты; · радиорекламу. Анализ вторичной информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед исследователями задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|