Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В епилоге обычно формулируется мораль.




Выводы:

Молодежь должна понимать, что должна слушаться старших.

Милосердие Бога

Мы должны простить тех, кто худо нам сделал.

Религиозное и культурное значение церковного раскола.

За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл. Раскольни­ки переживали закат Древней Руси как нацио­нальную и личную катастрофу, не понимали, чем плох освященный временем старинный уклад, ка­кая надобность в коренной ломке жизни огромной страны, с честью вышедшей из испытаний смуты и крепнувшей год от года. За полемикой, ограни­ченной узкими рамками, обозначились очертания главного спора тогдашней эпохи — спора об исто­рической правоте. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая — на величии, на «правде» старины.

Раскол был большой трагедией народа. Он внушал настроения ожидания антихриста. Люди бежали в леса, горы и пустыни, в лесах образовы­вались раскольничьи скиты. В то же время траге­дия повлекла за собой необычайный подъем, твер­дость, жертвенность, готовность претерпеть все за веру и убеждения.

В многочисленной литературе раскольников оценивают как реакционеров, консерваторов, фа­натиков. Такая однозначность вряд ли верна. На­пример, по некоторым аспектам протопоп Авва­кум оказался большим новатором, чем его про­тивники. Это касается прежде всего теории и прак­тики литературного языка. Следует задуматься и над иной оценкой, появившейся в одной из после­дних работ, хотя и не следует идеализировать рас­кол: «Вероятно, не все так просто и с отношением старообрядцев ко всему новому, нерелигиозному. Спору нет, для аввакумовцев статусом истиннос­ти обладало только «древлее» — исконно-нацио­нальное, свое земное... И все же сам по себе такой подход к традиции, к прошлому еще не дает осно­ваний рассуждать о косности и «невежестве» ста­рообрядцев. Напротив, нам представляется, что в обстановке крутой ломки сложившихся социальных норм и духовно-идеологических устоев, которой отмечен весь XVII век, именно старообрядчество, несмотря на свою эсхатологическую сущность, даже фанатизм и житейскую отрешенность, сохра­нило преемственность в развитии национального самосознания и культуры. В этом проявилось бес­спорное позитивное начало движения раскола»

Со временем старовер выделился в особый тип русского человека с культом труда, который иног­да сравнивают с протестантской трудовой этикой на Западе. И среди русских промышленников ока­залась весьма высокой доля староверов. В своей общественной жизни раскольники взяли за основу институт земства с его практикой советов, схо­дов, выборного самоуправления, сохраняя таким образом демократические традиции народа.

Если кратко:

Переход к греческой церковной традиции.

Разделение народа на два враждующих лагеря.

Произведение старообрядцев – культурное наследие той эпохи.

Сочинения протопопа Аввакума. Особенности стиля. Житие Аввакума. Поэтика. Священное и мирское в житии.

Аввакум-автор более 80 произведений, часть из которых до нас не дошла. Его сочинения: «Книга бесед», «Книга толкований», челобитные Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу, письма, послания и т.д. Его творчество пронизано страстным обличением официальной церкви и светской самодержавной власти с позиций сторонника старообрядчества. Он стал новатором в литературном деле по стилю и принципам литературного изображения, хотя и был противником новаторства в искусстве.

Самое знаменитое его сочинение «Житие»-автобиография. Во вступлении к нему Аввакум пишет о влиянии на него духовника Епифания и следует традиционный приём самоуничижения. Стиль его жития похож на исповедальный, потому что он стирает грань между собой и читателем, создавая атмосферу сопереживания.

Лихачёв определял стиль Аввакума как стиль патетического опрощения-«заземление» высокого (рассказ о чудесном насыщении заключённого, когда Аввакум не знает, ангел это был или человек) и поэтизация низкого (рассказ о смерти курицы, которая «по 2 яичка на день приносиларобяти на пищу»). Он выходит за традиционные рамки житий: герои произведения не однозначно грешники или праведники. Сам Аввакум чуть не поддаётся искушению, когда к нему приходит блудница, чего раньше в житийной традиции не было. И образ самой блудницы многогранен: она грешница, но пришла исповедаться и это несколько «очищает» её. Аввакум создаёт новый образ-«святой грешник», что приводит к сочетанию 2-ух планов повествования: торжественной авторской проповеди и покаянной исповеди. Аввакум сочетал и церковный язык, и брань, и разговорный язык.

Ещё одна грань новаторства жития -совмещение комического и трагического. Когда протопоп описывает возвращение из ссылки, говорит о переходе через реку, когда протопопицу оставляют силы и она падает, об неё спотыкается другой человек и тоже падает на неё. Он извиняется, на что она отвечает: «Что ты, батко, меня задавил?». Описывая ужасы своего заключения, он шутит, говоря: «что собачка в соломке лежу» и т.д.

Также житие насыщено сатирическими портретами врагов Аввакума. Например, а в письме Алексею Михайловичу он пишет: «Бедной, бедной, безумной царишко!».

Также новаторство Аввакума проявилось в написании не публицистического произведения с элементами автобиографии, а цельное жизнеописание. Произведение превращается в историю первых лет старообрядческого движения, историю России второй половины 17 в. Помимо Аввакума в его житии присутствуют его сподвижники и враги, широко представлены пространственно-временные границы повествования. Все эти новаторские черты и делают житие выдающимся произведением в своем роде.

· Полемически заостренная биография

· Повествования о самом себе

· Чувство своего духовного превосходства над другими

· Изобилие сообщений о своей силе исцеления

· Взял на себя миссию пророка

· Простая, свободная, непринужденная речь

· Есть обращение к читателю

· Вульгаризмы

· Изощренные ругательства по поводу Никона

· Обличение Никона

· Ирония, сарказм, шутки, поговорки и пословицы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...