Открытие юридического факультета
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В составе одного медицинского факультета сибирский университет существовал до 1898 года, но уже с момента первого выпуска, т.е. с 1893 года, когда развернулась нормальная работа университета, совет университета по настоянию местной и сибирской прессы поднимает перед попечителем учебного округа вопрос об открытии при Томском университете хотя бы еще одного, физико-математического факультета. Но попечитель Флоринский считал открытие новых факультетов в Томске «преждевременным» и решительно возражал против представления ходатайств на этот счет в правительственные сферы. Тогда совет университета и Томская городская дума обратились, помимо попечителя, в Министерство народного просвещения с ходатайством о разрешении открыть физико-математический факультет. В этом ходатайстве указывалось, что это крайне важное и необходимое мероприятие, связанное с экономическим развитием Сибири, не потребует капитальных затрат, так как новый факультет можно разместить в имеющихся помещениях. Приобретение же необходимого оборудования можно распределить на ряд лет. Министерство просвещения сочувственно отнеслось к данному проекту и, заручившись поддержкой некоторых влиятельных в правительстве лиц, сделало попытку реализовать этот проект. Министр просвещения обратился к попечителю Флоринскому с личным письмом, в котором рекомендовал приступить к разработке проекта организации нового физико-математического факультета. В этом письме, между прочем сообщалось: «В непродолжительном времени заканчивается постройка Великого Сибирского железнодорожного пути, долженствующего служить главным образом, развитию русской промышленности на всем протяжении Азиатской России и облегчить сбыт ее произведений в Европу. Не подлежит сомнению, что для успешного достижения этих целей и есть необходимость в подготовке в этом крае сведущих людей, которые при своих научных познаниях в деле раскрытия находящихся в недрах Сибири естественных богатств, в надлежащей их проработке и применении их к потребностям жизни сыграют большую роль».
Исходя из этих соображений, управляющий министерства народного просвещения считал возможным представить правительству проект организации нового, именно физико-математического факультета. Так, между прочим, была подчеркнута необходимость «усилить преподавание практических наук, как то технической химии, практической механики, агрономии и т.п.».
2.
Приказы Томского государственного университета за военные годы можно разделить на приказы по профессорско-преподавательскому составу, студентам, рабочим и служащим, а также общеуниверситетские приказы. По приказам можно отследить движение личного состава: мобилизация, демобилизация, прием и увольнение эвакуированных преподавателей, научные командировки, набор. В документации центральных органов управления высшей школы применялось название должности руководителей университетов - «директор», во внутренней документации ТГУ (например, приказы) - употребляется термин «ректор». студентов, перевод с курса на курс, отчисления, прохождение производственной практики, назначение на стипендию, сведения об окончании вуза и т.п. Приказы дают возможность проследить, как формировался моральный дух студентов и преподавателей. В этих документах фактически на всем протяжении войны встречается информация о проведении уборочных кампаний, об участии в строительстве железнодорожных путей, ГРЭС, понтонного моста, работе студентов и сотрудников на различных промышленных предприятиях, организации в этих целях многочисленных субботников и воскресников. В них можно найти результаты работы факультетов и подразделений университета при подведении итогов социалистического соревнования, формах поощрения студентов, преподавателей и сотрудников.
В приказах отражены такие события, как передача корпусов под оборонный завод, перемещение оборудования в другие помещения, условия работы университета в военное время и т.д. Интерес представляют и протоколы заседаний Ученого совета университета, факультетов и кафедр, на которых заслушивались и обсуждались планы и отчеты об учебной и научно-исследовательской работе университета, ход и результаты экзаменационных сессий. В протоколах заседаний Ученого совета университета содержатся также материалы защит кандидатских и докторских диссертаций. Важным источником для изучения всех видов деятельности университета в годы войны являются документы партийной организации университета. Они представлены в виде протокольных записей заседаний партийного бюро и партийных организаций Томского университета, а также факультетских партгрупп. Следует отметить, что партия в то время имела организующую и контролирующую функции. Наряду с обсуждением состояния идеологической работы, учебной и научной деятельности университета, оказания помощи фронту и семьям сотрудников, воевавших на фронте, организации и подведения итогов социалистического соревнования, на заседаниях партбюро ТГУ, партийных собраниях разного уровня рассматривались вопросы, касающиеся материально-бытового положения сотрудников и студентов университета, проведением различных мероприятий. Они дают возможности судить и о деятельности профсоюзной и комсомольской организаций. Партийные документы интересны и с точки зрения выявления морально-психологического климата в коллективе студентов, преподавателей и научных сотрудников университета. В фондах ЦДНИ ТО хранятся также документы, содержащие материалы проверок работы университета и вузов города местными и областными партийными органами и представляющие интерес для раскрытия темы исследования. Они рисуют более объективную картину положения дел в университете. Например, в них приводятся факты тяжелейших материально-бытовых условий, в которых находились студенты и сотрудники университета в годы войны.
Особую ценность для изучения организации научной деятельности в университете представляет фонд «Томский комитет ученых», в организации и работе которого ученые университета принимали самое непосредственное участие. Это протоколы и выписки из протоколов пленумов президиума Комитета ученых, протоколы общегородских собраний ученых и инженеров, отчеты Комитета ученых, обзоры работ томских вузов и научно-исследовательских учреждений, докладные записки, обращения ученых, тематика научных исследований и т.п. Значительная часть этих документов напрямую связана с научно-исследовательской работой, проводимой в Томском университете. В этом отношении содержательны «Характеристика научной деятельности Сибирского физико-технического института при Томском государственном университете имени В.В. Куйбышева в военное время» 1, «Протокол №1 совещания при Гербарии им П.Н. Крылова при Томском государственном университете от 5 июля 1941 года по вопросу обеспечения Томского фармзавода лекарственным растительным сырьем на второе полугодие 1941 г.» 2 и др. В связи с деятельностью Томского университета в годы войны интересно и то обстоятельство, что на заседании президиума Томского комитета ученых от 31 мая 1943 г. был поставлен вопрос «О сборе материалов и документов, характеризующих работу ученых г. Томска в дни войны». В принятом постановлении содержалась просьба к профессору В.Д. Кузнецову быть руководителем и редактором по сбору материалов, а «историческому факультету ТГУ выделить группу лиц для составления и обработки данного материала». Ответственному секретарю Комитета К.В. Водопьянову поручался подбор «имеющегося фактического материала по работе Томского комитета ученых». В процессе написания диссертационного исследования использовались и источники личного происхождения (дневники, письма, воспоминания). В фонде профессора В.Д. Кузнецова, хранящемся в Государственном архиве Томской области, хранятся его дневники военных лет. В них содержатся интересные факты о деятельности ученых Томского университета, направленной на оказание помощи промышленным и оборонным предприятиям. В этом же фонде хранится его переписка, связанная с публикацией его монографии «Физика твердого тела». В фондах Музея истории Томского университета хранятся письма и воспоминания студентов, преподавателей и сотрудников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны (С.М. Петрова, В.П. Поддубного, В.Н. Кессениха, C.B. Попова, К. Удалова, Н.Г. Щеглова, М.П. Евсеева и др.). Значительная часть воспоминаний, вошедших в документальную публикацию «С верой в Победу! Томский университет в годы Великой Отечественной войны» (Томск, 2005) была написана в 60-90-х гг. в связи с празднованием юбилейных дат начала или окончания войны, поэтому они содержат неточности и испытывают влияние времени написания. Тем не менее, через них прослеживаются дух ' военного времени, трудности, которые испытывали не только участники боевых действий, но и те, кто учился или работал в тылу. Часть воспоминаний публиковалась в разные годы иа страницах газет «За советскую науку» и «Красное знамя». Так, интерес представляют воспоминания З.Я. Бояршиновой, декана историко-филологического факультета в годы войны. Она писала их не только по памяти, но и с использованием архивных документов и публикаций материалов. Другая часть воспоминаний сотрудников и студентов Томского государственного университета тех лет содержится в сборниках документов и материалов. Материально-бытовая сторона положения ученых в годы войны и состояние учебной и научной работы на историко-филологическом факультете Томского университета получили отражение в воспоминаниях доктора исторических наук Е.В. Гутновой, которая во время войны, будучи аспиранткой, была эвакуирована в Томск.
Разнообразная информация содержится в публикациях на страницах газет военного времени. В годы войны ученые Томского государственного университета часто публиковали свои статьи и заметки о ходе научных исследований, экспедиций на страницах томской газеты «Красное знамя» и областной газеты «Советская Сибирь». На страницах газет печатались также очерки и статьи корреспондентов, освещающих учебную и научную деятельность вузов и научных сотрудников, в том числе и Томского государственного университета.
Заключение
Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война внесла существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности высшей школы СССР, составной частью которой являлся Томский университет, старейший вуз на Востоке страны. В первые же месяцы войны значительное число студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, рабочих и служащих были мобилизованы или добровольно ушли в Красную Армию. На первый план выдвинулась задача перестройки учебного процесса и научной деятельности. Необходимо было ускорить выпуск специалистов, оказать действенную помощь промышленности и сельскому хозяйству, содействовать работе оборонных предприятий по выпуску вооружения и военной техники. Лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!» стал девизом всей деятельности университета в годы войны.
В первые же месяцы войны университет лишился главного корпуса, где был размещен оборонный оптико-механический завод, и здание Биологического института, отданного под военный госпиталь. Под кафедры и учебные аудитории были выделены не приспособленные для этих целей помещения, находившиеся в самых разных концах города. Часть университетского оборудования была законсервирована и перенесена на хранение в Научную библиотеку. Благоустроенные университетские общежития были переданы в военное ведомство под госпитали, а студенты жили на частных квартирах и в неприспособленных деревянных зданиях, отданных местными властями под общежития. Положение с материальной базой начинает улучшаться лишь с 1943 г., когда университету были возвращены главный корпус, общежития на ул. Никитинская, 4 и 17. Однако потребовались значительные средства и время на то, чтобы вновь использовать их для учебных целей и проживания. Постановлением СНК СССР от 21 мая 1944 г. от университету были выделены деньги и материалы на ремонт, который осуществлялся хозяйственным способом. В начале войны ухудшилось и снабжение университета топливом, электроэнергией, водой, материалами для работы в лабораториях и кабинетах, учебной литературой и пособиями. В зданиях университета в зимнее время было холодно, занятия проходили при низкой температуре. Заготовкой топлива университет занимался самостоятельно, но топлива не хватало. Не лучше обстояло дело и с обеспечением университета различными материалами, необходимыми для учебного процесса. В начале войны ухудшилось и финансирование университета. Не было денег даже для того, чтобы выдавать заработную плату, не говоря уже о финансировании научных исследований. С началом войны резко ухудшилось и материально-бытовое положение сотрудников и студентов университета. Была введена карточная система на продукты питания и промышленные товары. Снабжение по карточкам было явно недостаточным и не удовлетворяло потребности в пище и в предметах первой необходимости. Из сложившейся трудной ситуации выход был найден в развитии индивидуального огородничества, создании подсобного хозяйства и организации общественного питания. Процесс перестройки учебной работы университета представлял из себя целый комплекс мероприятий. В первый военный учебный год произошел переход на 3-х летний срок обучения. Продолжительность учебных занятий устанавливалась в объеме 42 часов в неделю. Вплоть до 1943/44 учебного года были отменены студенческие каникулы. Их предлагалось использовать для учебы и работы на промышленных предприятиях, уборке урожая и т.п. Особое внимание стало обращаться на военную подготовку, вводились предметы сельскохозяйственного цикла. Прием в аспирантуру был отменен. Сокращение сроков обучения потребовало провести большую работу по составлению переходных учебных планов и программ. Характерной особенностью расписаний занятий в вузах стало объединение значительного числа студенческих групп в потоки, а по некоторым дисциплинам составлялось общефакультетское расписание. Основной формой учебного процесса в годы войны была лекция. Лекционные курсы читались на высоком уровне и давали возможность студентам знакомиться не только с учебным материалом, но и с современным состоянием науки. Проведение семинарских и особенно практических занятий затруднялось отсутствием достаточного количества учебных пособий, литературы и необходимых реактивов и приборов. Учебный процесс осложнялся и всевозможными трудовыми мобилизациями студентов, значительная часть которых совмещала учебу с работой на предприятиях. В этих условиях приходилось максимум внимания уделять организации самостоятельной работы студентов, всемерно поощряя и развивая их творческую инициативу и активность в этом важном деле. Для работающих студентов организовывались дополнительные занятия в вечернее время, открывались академические комнаты. Основными формами проверки текущих знаний студентов стали коллоквиумы, домашние письменные работы. Много внимания уделялось совершенствованию методической работы. В связи с тем, что многих юношей с началом войны стали призывать в армию, основной контингент обучающихся составили девушки. Их доля на отдельных факультетах достигала 80%. В первые годы войны наблюдался большой отсев студентов, особенно на младших курсах, из-за тяжелого материального положения и неустроенности быта. Для обеспечения набора университет организовывал подготовительные курсы, преподаватели и студенты отправлялись в командировки для агитации школьников. Постепенно в университет возвращались после излечения в госпиталях студенты, призванные в армию из стен университета. Студентами становились и те, кто находились в томских госпиталях и решили получить высшее образование. Они вносили в студенческую среду дух дисциплины и взаимовыручки, а своим добросовестным отношением к учебе являли пример для подражания. Список литературы университет дореволюционный учебный государственный 1. Томская городская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. 1941 1945 гг.: Сборник документов. Томск: Томское книжное издательство, 1962. 487 с. 1. Воспоминания . Абрамович Л.Е. Огромное счастье одно на всех! // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 83 - 85. . Абрамович Л.Е. Огромное счастье одно на всех! // Физики о физике и физиках: Сб. статей / Под ред. И.Н. Анохиной. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. С. 174 - 176. . Алексеенко Л.А. Химфак в военные годы // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 85 86. . Антипов Б.А. В годы войны и после // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 87 94. . Бельтюкова Е.П. Великая Отечественная война глазами студентов // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 95 98. . Болдырев В.В. Мои воспоминания о годах учебы в ТГУ // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 98 100. . Болдырев В.В. Мои воспоминания о годах учебы в ТГУ // Химический факультет Томского государственного университета (к 70-летию образования) / Ред. Ю.Г. Слижов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 116 127. . Бояршинова З.Я. Университет во время войны // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 101 108. . Бояршинова З.Я. Университет: от первого дня войны до последнего. // Все для фронта, все для победы! / Сост. А.П. Акаченок, И.А. Мизгирев). Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. С. 119 132. . Брыснев И.К. Томск в первые дни войны // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 109 116. . Брыснев И.К. Томск в первые дни войны // Физики о физике и физиках: Сб. статей / Под ред. И.Н. Анохиной. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. С. 165 -173. . Гастинг Н.Л. Дровозаготовки в 1943 г. // С верой в победу!: Томский университет в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и воспоминаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 117-118.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|